Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:15, 02 ноября 2017
 Александр Вайнгольц 509

Послание в будущее. О чём мечтали борисовские школьники в 1967 году

Борисовская средняя школа №1Фото: Александр Вайнгольц

4 ноября в Борисовке откроют капсулу, заложенную в местной школе учениками еще 50 лет назад. «Призыв31» вспомнил, как готовились к празднику в посёлке.

50 лет назад, в ноябре 1967 года ученики Борисовской средней школы №1 написали послание в будущее. Положили его в капсулу и замуровали в школьной стене. О чём они писали, о чём мечтали, какие пожелания и наказы давали потомкам узнаем, 4 ноября, когда будет вскрыта капсула. А вот как готовилась школа к празднику в те далекие дни, рассказано в рукописной книге «Воспоминания и размышления о школе», которую написал в 1983 году заслуженный учитель школы РСФСР Тихон Каторгин, долгие годы работавший директором первой Борисовской. Журналист «Призыв31» познакомился с рукописью.

Готовились с размахом

В 1967 году вместе со всем народом нашей страны школа отмечала 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Готовились с размахом, достойным этой великой даты.
На призыв ЦК КПСС «Достойно встретим 50 лет Октября!» мы ответили делами. Из нашей жизни исчезла монотонная обыденность, во всем царил дух доброго дружеского соревнования между классными коллективами и отдельными учениками: кто лучше сделает, кто лучше сумеет. У каждого имелось общественное поручение, которое выполнялось с выдумкой, старательно и охотно. Инициатива школьников била ключом. От них поступали десятки предложений о том, как отметить день рождения Советской власти, как украсить школу и праздничную колонну, какие провести конкурсы и фестивали, утренники и вечера. Радость наполняла каждый день нашей жизни. Она была видна в том, как юные умельцы вырезали силуэт революционного крейсера «Аврора», рисовали гербы Союзных республик, писали лозунги, собирали электрогирлянды, мастерили факелы, делали алые бантики, красные гвоздики, гладили знамена, готовились к концертам. В эти же предпраздничные дни подводились итоги конкурсов на лучшее сочинение «Октябрь в моей семье» и «Письмо потомкам XXI века».

Октябрь в семье Владимира Благовещенского

Сочинение «Октябрь в моей семье» писали ученики 9-х классов, литературу которым преподавала Мария Кондратьевна Бугаенко. Оно носило характер исследования и представляло собой историю одной семьи.

Лучшей была признана работа ученика Владимира Благовещенского. На примере трёх или четырёх поколений семьи Мамонтовых (по материнской линии) он проследил судьбу своих ближайших родственников в тесной связи с социальными условиями жизни с 1860-го по 1967-й год. Вот выдержка из этого сочинения:

«Семья Мамонтовых не была богатой. Девочки этой семьи подростками шли в няньки или прислуги. Мальчикам везло больше: за одну зиму ученья иногда удавалось научиться читать. Володиной бабушке Мамонтовой каким‑то образом удалось получить место не то дворника, не то уборщицы в одной из женских гимназий Харькова. Порядки там царили строгие. По неписанному закону молодая женщина должна была жить при гимназии в казенной квартире (коморке) и не могла иметь при себе детей. А у нее к тому времени уже были две крошечные девочки, и деть их было совершенно некуда. Приходилось содержать их тайно, скрывая от строгих глаз начальницы. Но, как шила в мешке утаить нельзя, так невозможно было спрятать и этих любопытных проказниц. Они все‑таки попались той на глаза. И плохо бы пришлось им всем, не окажись начальница всё же женщиной порядочной и разумной. Она не стала ничего предпринимать, только посоветовала уборщице впредь не выпускать девочек из «квартиры». Так и росли они за печкой. Кто‑то по доброте научил их читать. А потом наступило время, когда прятаться уже было не нужно. Грянул Великий Октябрь, и двери в школу открылись для всех детей. Видно, в память о своем трудном пути Сашенька (А. Н. Благовещенская) стала учительницей и 35 лет проработала в школах Борисовки».

Далее автор сочинения рассказал о культурной революции и социальных преобразованиях в районе, о войне и послевоенной жизни, об участии его родителей, старших сестер и братьев, ставших уважаемыми людьми, в общественной жизни, подчеркнул преимущества социалистического строя перед капиталистическим.

Обращения к потомкам

Письма потомкам XXI века писали 257 старшеклассников. В них они рассказывали о времени и о себе, делились своими мечтами и планами, размышляли, каким бы хотели увидеть мир через 50 лет. Они рассказывали также своим незнакомым потомкам о тех, кто стоял у истоков рождения партии большевиков и Советского государства, о В. И. Ленине, Ф. Э. Дзержинском, М. И. Калинине и других пламенных революционерах, о стахановцах, ударниках коммунистического труда, о подвигах тех, кто ценой своей жизни отстоял свободу и независимость Родины.

Пытаясь представить, какие фантастические изменения могут произойти во всей жизни людей, некоторые авторы писали: «Мы завидуем вам, потомки! Но не слишком задирайте нос – в наше время тоже много чудес!» — и в качестве доказательств рассказывали о запуске первого искусственного спутника Земли, о первом полете в космос человека – гражданина Советского Союза Ю. А. Гагарина, о первой женщине-космонавте В. Н. Терешковой.

Жюри в составе членов комсомольского бюро, учителей литературы, истории отобрало лучшие сочинения, которые были переданы в школьный музей, и поручило их авторам написать общее письмо потомкам в 2017 год от имени учащихся 1967 года.

5 ноября 1967 года

Наступило 5 ноября 1967 года. Сумерки в ноябре наступают рано, и погода редко бывает хорошей. Но тот вечер остался в моей памяти светлым, теплым и волнующе-радостным. Действительно ли он был таким или только казался мне от сияния сотен ламп иллюминации, багряных флагов, реющих на ветру, алых бантов, красных нарукавных повязок у комсомольцев, разноцветных воздушных шаров, ярких цветов и восторженных глаз.

Более полутора тысячи учеников и столько же родителей выстроились перед фасадом школы на торжественном митинге, посвященном 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Пришли даже самые маленькие — первоклассники: пусть видят, слышат, запоминают, чтобы потом, через полвека, рассказать своим внукам о нынешнем вечере, о том, как мы, современники полувекового юбилея Октября, обращались к своим далеким, неизвестным потомкам, которые будут жить в 2017 году и праздновать 100-летие советской власти. Пусть узнают они о нас из уст посланцев – очевидцев и участников нынешних событий.

Звуки горнов возвестили о начале митинга. «Слушайте! Слушайте все! Слушайте, живущие в нынешнем ХХ веке! – раздалось по школьному радио. – С великим всенародным торжеством вас поздравит директор, заслуженный учитель школы РСФСР Тихон Иванович Каторгин».

Поздравив участников митинга, я стал читать наше обращение к потомкам XXI века. Обычные слова звучали в вечерней тишине неожиданно емко и значимо, заставляли думать о сегодняшнем и завтрашнее дне, принимать решения на будущее. Прочитаны последние слова обращения. Стало тихо. Один за другим подходят к столу ученики, учителя, ветераны партии, войны и труда, все, кому доверено подписать послание. Их имена узнают в день 100-летия Октября.

Поставлена последняя подпись. Письмо вкладывается в металлическую капсулу, которую ставят в нишу, сделанную в стене школы, и закрывают плитой с надписью: «Грядущим поколениям открыть в 2017 году, в день столетия Великого Октября».

Звучит партийный гимн «Интернационал» и раздается команда: «К факельному шествию приготовиться!». Участники митинга выстраиваются в колонну. Вспыхивают факелы. Их колеблющееся пламя освещает лица людей, неузнаваемо меняя их. Ночные огни, приглушенные голоса, революционные песни, обрывки команд как бы переносят нас из вечера 1967 года в далекий октябрьский вечер 1917 года, когда отряды красногвардейцев шли на штурм Зимнего…

…Колонна факелоносцев проходит по улицам поселка, собирая в свои ряды все больше и больше народа. Шествие заканчивается на площади Ушакова возложением цветов к подножию памятника вождю революции В. И. Ленину.

1
Комментарии (0)
Древовидный вид
Новые
Популярные
Компактный
Цитаты (0)
Контекст
Создать свой виджет
О сервисе
Войти
Изображение
Видеозапись
Комментировать