Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер ─ Подписка
10:00, 10 февраля 2019

Певец своей малой Родины. Лауреаты премии «Имперская культура» получили награды в Москве

Певец своей малой Родины. Лауреаты премии «Имперская культура» получили награды в МосквеФото: Александр Вайнгольц
  • Статья

Пётр Мальцев — автор «Государева земля», «Витязи борисовского неба», «Это надо живым».

В январе этого года в Союзе писателей России в очередной раз торжественно вручали Национальную премию «Имперская культура». Её лауреатами за годы существования этой премии становились многие деятели культуры и науки, внёсшие неоценимый вклад в возрождение русской культуры, как в России, так и за рубежом.

Журналист сетевого издания «Призыв31» встретился с обладателем этой престижной премии в номинации «Публицистика» Петром Мальцевым.

— Культура понятно, но почему «имперская»? — спросил я его при встрече, поздравляя с заслуженной наградой.

— По замыслу учредителей слово «имперская» в названии подразумевает все многообразие российской культуры. Достаточно сказать, что за годы существование этой премии в разных её разделах лауреатами становились писатель Валентин Распутин, лётчик-космонавт Виктор Савиных, академик Олег Трубачёв, композитор Александра Пахмутова и многие другие деятели, самозабвенно и честно служащие русской национальной культуре, в том числе и наши – белгородские.

— Мы с Вами знаем друг друга давно. За время знакомства у меня создалось впечатление, что Вы — очень скромный человек. Это не мешает общаться с персонажами ваших рассказов, очерков, с критиками, издателями?

— Знаете, при вручении премии меня спросили, почему одна из моих книг называется «Государева земля». Я ответил, что приступая к написанию, имел ввиду землю нашей Белгородчины и её историю. Я родился и живу в маленьком хуторке Басов, что в Октябрьскоготнянском сельском поселении Борисовского района. Здесь жили мои деды и прадеды, здесь мне знаком каждый уголок и герои многих рассказов — жители моей малой родины. Замыслив написать «Государеву землю», я даже не предполагал, что её ждёт такой успех, а у меня будет свой круг читателей. Но публикации первых рассказов, вошедших в неё, на страницах газет «Правда Севера», «Призыв», форум, проводившийся журналом «Русское воскресение», убедили меня, что я глубоко ошибался. И сегодня я благодарен своим родителям за то, что они вселили в меня любовь к родной земле, моим землякам, которые стали героями моих произведений, и читателям, высоко оценившим мой труд. Готов и дальше работать для процветания своей Родины! Поэтому скромность — это не помеха общению с людьми, а прежде всего желание быть порядочным с собеседником, кем бы он ни был.

— Начало вашей творческой деятельности пришлось на период работы на Крайнем Севере, где Вы, окончивший Харьковский авиационный институт, работали в нефтяной отрасли. Может, суровая природа Севера подвигла написать один из первых рассказов «Гусиные крики», который вошёл в Антологию ямальской литературы?

— Знаете, я и сам не ожидал тогда, что могу что‑то написать. Просто любил литературу и не мог жить без неё. Со мною всегда были произведения Пушкина, Евтушенко, Вознесенского, Рубцова, Ахмадуллиной, Солоухина, Шукшина и Белова. А потом, может, Бог подвёл к этому и создал условия. В какой‑то момент участок, на котором я работал, оказался законсервированным, и у нас оказалось очень много свободного времени. И я задался поиском ответа на вопрос: как бы вычистить ту грязь, которая мешает нам жить?

Так появился мой первый рассказ, который отнёс в редакцию газеты. После ознакомления с ним и долгой беседы со мной там сказали: «Будем печатать!» и посоветовали продолжать работать. Потом были другие рассказы, другие встречи, из которых сделал вывод, что на Севере живут хорошие люди. Так и стал я на творческую стезю и сойти с неё уже не могу.

— У Вас есть рассказ «А дальше ты шагаешь сам», героиней которого стала школьная учительница. Может, именно с неё все и началось?

— Может быть. Этот рассказ я тоже написал под впечатлением одного случая, произошедшего со мной в детские годы. В первом классе играл с товарищами на переменке и сильно поранил пальцы. Хлынула кровь, наша учительница Мария Павловна хотела помочь, но я почему‑то бросился наутёк. И все‑таки она догнала, обработала рану, перевязала и сказала: «Вот и сделала доброе дело. А ты, когда вырастешь, вспомнишь Марию Павловну?». Я окончил школу, взрослая жизнь потекла своим чередом, но мысль о том, что никогда нельзя забывать людское добро всегда побуждала к такой же доброте. Вот и решил вспомнить о своей учительнице. Так и появился этот рассказ.

— Вы — человек небогатый, а издание книг дело недешёвое. У вас уже вышли в свет книги «Государева земля», «Витязи борисовского неба», «Это надо живым». Вам кто‑то помогает их издавать?

— Во все времена и во всех странах у многих авторов произведений возникали и возникают проблемы с изданием. Не буду говорить о других, но в России меценаты были всегда. Взять, к примеру, места, где я родился и вырос, где сейчас живу. Эти земли принадлежали когда‑то родам Юсуповых и Харитоненко. Они всегда окружали себя творческой интеллигенцией, помогали писателям, художникам, скульпторам, музыкантам. Николай Юсупов поддерживал становление Александра Пушкина. Сахарозаводчик Иван

Харитоненко приглашал в своё имение писателя Антона Чехова, знаменитого певца Фёдора Шаляпина. И надо сказать, что все дело было не только в общении, но и в оказании финансовой помощи при издании книг. Они твёрдо усвоили, что деньги не могут быть сами по себе, а должны работать, в том числе и на утверждение русской культуры, на процветание России.

Певец своей малой Родины. Лауреаты премии «Имперская культура» получили награды в Москве - Изображение Фото: Павел Осадчук

 

— А сейчас меценатство в нашем обществе не перевелось?

— Нет конечно! Среди нас живут удивительные люди, которые готовы оказывать и оказывают помощь писателям и поэтам. К примеру, когда я приступил к изданию книги «Витязи борисовского неба» о лётчиках Александре Сыровом и Сергее Климове, у меня возникли некоторые проблемы. Я не знал, что делать. Но судьба волею случая свела меня с земляком Владимиром Куликовским, работавшим тогда главным врачом областной больницы. Мы до этого совершенно не были знакомы, но он, выслушав меня, буквально в течение нескольких минут решил вопрос, и благодаря ему книга была издана.

— Односельчане, соседи по хутору Басов, жители окрестных сел легко узнают себя в героях Ваших произведений. Как Вам это удаётся?

— Это, наверное, потому, что здесь не только их жизнь, но и моя тоже. Здесь – моё босоногое детство, бескрайние просторы, красота земли нашей и её история. Много лет я живу рядом с этими людьми, многое знаю о них. Они меня тоже хорошо знают. У всех у нас есть свои недостатки и свои достоинства. И я пишу о своих земляках, стараясь рассказать о них правдиво и точно, раскрыть в образах своих героев человека с великой душой, с его мудростью, глубокими раздумьями и добротой, с его крестьянской правдой. Мне очень близки страдания моих героев. Да и не только мне. Вот написал книгу «Это надо живым». Она — дань памяти моим землякам, тем молодым ребятам, которые ушли в годы войны защищать своё Отечество и погибли. В поисках информации мне помогали журналисты, жители. А Николай Золотарёв, более тридцати лет проживающий в Германии, но каждый год приезжающий в родные места, сумел собрать в своём дому всех, кто помнил и знал о судьбах солдат, не вернувшихся с фронта. Беседа с ними и вошла в основу книги.

— Совсем недавно Вы вступили в ряды Союза писателей России. Это звание даёт какие‑то привилегии в писательской среде?

— Разве что быть ближе к своим маститым коллегам, мастерам писательского труда, внимать их советам, замечаниям и, если хотите, учиться. К тому же звание обязывает регулярно встречаться с читателями, нести, как говорится, искусство в массы и при этом не забывать о творчестве.

— У Вас, раз вспомнили, есть творческие планы на будущее?

— Если честно, задумки есть, но делиться планами не люблю и не буду.

— Вы суеверный человек?

— Нет, я не суеверный. Я — верующий человек! А отличие верующего от суеверного в том, что он сначала сделает, а потом всем расскажет. Вот и я сначала стараюсь написать и только потом предъявляю свой труд на суд читателей. Так что суеверие не по мне. Вера в людей, в свои силы да Божья помощь – вот и все, что мне нужно для творчества. Этим и стараюсь жить.

— Спасибо!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×