Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер ─ Подписка
14:13, 19 августа 2019

Педагог-психолог Светлана Бутенко дала рекомендации родителям будущих первоклассников

Педагог-психолог Светлана Бутенко дала рекомендации родителям будущих первоклассниковФото: Архив редакции
  • Интервью

Правильная мотивация — залог успешной учёбы.

В преддверии начала учебного года, родители будущих первоклассников волнуются больше остальных. Конечно, жизнь самих взрослых и их малыша изменится, изменится социальный статус ребёнка, его окружение, режим дня. И, если эти переживания у детей больше связаны с предвкушением чего‑то нового, то у родителей могут возникать настоящие страхи. Как их избежать, а если они уже возникли, как с ними бороться, что входит в понятие «готовность к школе», как помочь ребёнку учиться с удовольствием — на эти вопросы ответила педагог-психолог Борисовской средней школы №1 имени А.М. Рудого Светлана БУТЕНКО.

— Светлана Александровна, чего больше всего бояться родители будущих первоклассников?

— Самыми распространёнными страхами родителей является страх плохих оценок, страх, что у ребёнка не будет друзей. Все взрослые прошли через школу, и воспоминания о той поре, играют в их переживаниях немаловажную роль.

— Начало обучения – важный этап, когда меняется привычный распорядок жизни, появляются новые требования, увеличиваются нагрузки. Как понять, что ребёнок готов к этому?

— Чтобы понять, насколько ваш ребёнок способен принять новый уклад жизни, специалисты оценивают степень готовности к школьному обучению, иными словами возможность ученика осваивать науки в нужном режиме, темпе и объёме.

Выделяется три составляющих школьной готовности: интеллектуальная, социальная и психологическая. Интеллектуальная готовность включает в себя знания ребёнка, его умения и навыки. Сюда же относится и развитие речи, умение говорить, формулировать свои мысли, давать развёрнутые ответы. Для того, что бы понять готов, ли ребёнок интеллектуально принять новую роль, оцените его знания. Перед школой он должен чётко знать личные данные: своё имя, отчество, фамилию; свой возраст и дату рождения; свой домашний адрес и номер телефона; название своего посёлка, области, страны, в которой он живёт; фамилии, имена, отчества родителей, их профессии.

Кроме того он должен безошибочно называть времена года и месяцы в правильной последовательности, знать основные приметы каждого времени года. К необходимому минимуму относится также знание названий птиц, домашних и диких животных и их детёнышей; овощей, фруктов и ягод; видов транспорта.

— Что ребёнок должен уметь перед школой?

— К необходимым умениям относиться умение классифицировать предметы, последовательно пересказывать сказки, мультфильмы, различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т. д.), составлять (придумывать) рассказ по картинке. Также он должен уметь различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков, считать в пределах 10 и уметь сравнивать числа, хорошо владеть ножницами (вырезать из бумаги по контуру фигуры), владеть карандашом: аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов.

— Что относится к социальной готовности?

Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность принять роль ученика. Понаблюдайте за ребёнком со стороны на детской площадке, обратите внимание на то, как он устанавливает контакт с другими детьми, умеет ли он принимать правила игры или согласен играть только на своих условиях. Посмотрите, как ребёнок принимает победу и поражение в игре. Разговаривайте с ребёнком о его чувствах.

— Расскажите, пожалуйста, о психологической готовности.

С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (красивый портфель, форма, канцелярия), но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

— Что делать, если у ребёнка наблюдается не весь набор знаний и умений или он не проявляет должного интереса к школе?

— Если, проанализировав ребёнка по трём параметрам готовности, вы увидели, что какие‑то моменты западают, не расстраивайтесь. Несмотря на то, что готовность к образовательному процессу оценивается в начале учёбы, по‑настоящему она проявляется лишь после первого полугодия. Иногда детям нужно время, чтобы проявить потенциал. Ребёнок идёт в школу, чтобы учиться, а в школе работают педагоги, призванные научить его.

Для наиболее успешной адаптации приучайте его к школьному режиму – рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ребёнку привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и другие. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок. Научите его собирать портфель, расскажите о важности порядка в нём.

Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать приятный образ вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций.

— Ваши пожелания родителям и детям.

— До первого звонка в жизни будущих школьников остались считанные дни. Родителям первоклассников я желаю родителям сил, терпения, душевного равновесия, а детям – новых свершений!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×