Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер ─ Подписка
09:45, 08 октября 2019

Добро на новый уровень.Две школы Борисовки перешли на режим полного дня

Добро на новый уровень.Две школы Борисовки перешли на режим полного дняФото: Виктория Коровянская
  • Статья

Как с реализацией региональной стратегии «Доброжелательная школа» изменятся образовательные учреждения района.

Всё глобальное, что происходит в сфере образования, неизменно вызывает интерес в обществе: школьники, если не настоящие, так будущие, есть практически в каждой семье, учителей среди нас тоже немало. Да и вообще, как бы банально ни звучало, будущее целой страны зависит от тех, кто сегодня сидит за партами и кто даёт им знания. А потому и разговоров вокруг «Доброжелательной школы» сейчас немало. Впрочем, разговоры разговорами, а суть новшества понятна далеко не всем. Поэтому будем разбираться…

Масштаб перемен

Региональная стратегия «Доброжелательная школа» инициирована губернатором Белгородской области Евгением Савченко в начале 2019 года. Над ней ни один месяц работали педагоги, специалисты департамента образования, представители Белгородского института развития образования и другие заинтересованные люди. Их труд вылился в полторы сотни страниц новой стратегии. Она включает девять портфелей, состоящих из 35 проектов: «Управление образованием», «Изменение архитектуры методического пространства региона», «Развитие психолого-педагогической службы региона», «Интеграция систем управления образованием и оценки его качества», «Лидеры образования», «Бережливое образование», «Обновление содержания деятельности и образовательного пространства на институциональном уровне», «Создание единой цифровой образовательной среды» и «Формирование доброжелательного образовательного пространства».

«За сложными и не всегда понятными формулировками кроется стремление сделать образовательный процесс максимально комфортным и эффективным для всех, — пояснила главный специалист отдела организации деятельности образовательных организаций управления образования администрации Борисовского района Светлана Мухаметшина. – А обозначенные проекты всесторонне охватывают различные сферы образования — общее, дошкольное и дополнительное; касаются оснащения школ и зарплат учителей, работы с одарёнными детьми и, наоборот, слабоуспевающими, поддержки ребят с особыми образовательными потребностями, консультативных площадок для родителей и многого другого».

В современных школах, будем откровенны, не всё так гладко. А ведь очень важно, чтобы там не было места недопониманию, агрессивности, жестокости и равнодушию. Дети должны расти и обучаться в благоприятной, доброжелательной среде. Возникающие в школьных стенах проблемы необходимо решать безболезненно, с помощью диалога. Именно этого и хотят от «Доброжелательной школы». А ещё в новой стратегии важен каждый.

«Она предполагает, что образовательные учреждения станут территорией комфорта и для педагогов, и для учеников, и для их родителей, – продолжила Мухаметшина — В рамках реализации стратегии внедряется проект управления образования «Создание муниципальной модели единого доброжелательного воспитательного и образовательного пространства в общеобразовательных организациях Борисовского района в режиме «Школа полного дня», благодаря которому мы рассчитываем поднять добро на новый уровень, получить доброжелательность в качестве личностной характеристики каждого школьника. Речь идёт об укладе школьной жизни, стиле жизнедеятельности, явных или неявных нормах и правилах».

Стратегия долгосрочная, но её первые итоги подведут в 2021 году. Уже через два года школы должны стать такими, чтобы в них хотелось учиться и хотелось учить!

С 8:00 до 18:00

Одним из главных новшеств этого учебного года стало постепенное внедрение элементов школы полного дня в Борисовских школах №1 и №2, а со следующего учебного года к ним присоединятся и другие.

«На сегодняшний день перед многими родителями встаёт ряд вопросов, — отметила Светлана Мухаметшина. — Что делать с детьми-школьниками, пока сами на работе? Как сохранять спокойствие, если после учёбы некому забрать ребёнка из школы и не знаешь, чем он занимается? Где взять силы после трудового дня для выполнения вечером домашнего задания, иногда затягивающегося до полуночи? Вот поэтому и назрела необходимость в появлении школы полного дня. Согласитесь, это замечательно, что в пределах одного учреждения ребёнок находится под присмотром, обеспечен питанием, готовит домашнее задание, посещает секции и кружки, находится в безопасности».

Впрочем, нововведение никого не закабаляет. «Доброжелательная школа» на то и доброжелательная, чтобы у детей от пребывания в её стенах оставались только положительные эмоции. С 8:00 до 18:00 – это только по желанию. Хочет ребёнок после уроков посещать кружки, секции в другом месте, есть в его семье такая возможность – пожалуйста.

Отдельно хочется затронуть тему домашней работы: для многих родителей – это головная боль. Так вот, согласно стратегии, все письменные задания должны быть выполнены в школе, для этого в режиме дня выделяется специальное время – самоподготовка. Главная задача при этом – обеспечить самостоятельность выполнения и исключить списывание. Особое внимание 5 – 7 классам, так как именно в этом возрасте резко падает мотивация и интерес к учёбе. При этом проверка правильности выполнения домашних заданий педагогами не осуществляется. Это их обязанность на последующем уроке. Из этого вытекает, что каждый учитель заранее должен разъяснить домашнее задание.

Готовы ли школы?

На воспитание подрастающего поколения должен работать каждый квадратный метр внутренней и внешней среды образовательного учреждения. Но готовы ли наши школы к масштабным переменам?

На традиционной августовской педагогической конференции отмечалось: «Школу полного дня нереально и нецелесообразно организовывать там, где нет целостной образовательной среды, содействующей комплексному воплощению идеи полного дня». Имеются в виду кадровые, материально-технические, психолого-медико-педагогические, информационные и методические условия. С двумя поселковыми школами всё понятно: они должны справиться. А остальные?

«Идее школы полного дня в наибольшей мере соответствуют образовательные комплексы, так как позволяют эффективно использовать возможности сети, развести обучение по уровням, разумно использовать оборудование. Наши образовательные комплексы – Октябрьскоготнянская, Крюковская, Хотмыжская средние школы — начнут функционировать в режиме полного дня со следующего учебного года», – отметила представитель управления образования.

И стены воспитывают, если продуманы все мелочи интерьера. В планах во всех школах должны быть места для отдыха детей, педагогов, комнаты психологической разгрузки, площадка для проведения тренингов и мастер-классов, встреч детского актива, мини научно-исследовательская лаборатория по предметным областям, литературная творческая лаборатория и тому подобное.

Кадры решают многое

Об учителях разговор отдельный. Областная стратегия предполагает, что изменится и система оплаты труда преподавателей. В бюджете области заложены средства, чтобы повысить заработную плату всем педагогическим работникам. Будет поэтапное увеличение практически на 50% в течение двух лет. Кроме того, зарплата больше не будет зависеть от количества учеников, как раньше.

Это о материальном. Но немаловажно и другое, нематериальное: доброжелательная школа – это доброжелательный учитель.

«Главное достоинство педагога — чувство справедливости, – продолжила рассказ Светлана Мухаметшина. – В школе нового типа детям необходимо поручать такие дела, в которых они видели бы результаты своей деятельности. Нельзя выбирать себе любимчиков. Во всех необходимо воспитывать не чувство вины, а чувство совести, любовь к самому себе. Чувство вины поглощает радость, возникает агрессия и начинается цепная реакция: учитель на ребёнка, ребёнок на одноклассника, одноклассник на родителей, родители на руководителей… Важно уметь похвалить ребёнка, публичная критика неприемлема, в том числе на родительских собраниях. Если и критиковать, то не личность, а дела: «Ты ошибаешься, но ты исправишься». Обращение к ребёнку в доброжелательной школе только по имени, а к старшекласснику – на Вы».

Наше всё

Интересы родителей – это важно, интересы учителей – тоже. Но дети всегда важнее. Печально, но сегодня далеко не все идут в школу с радостью. Пятиклассник Серёжа боится строгого учителя… Леру из шестого класса откровенно дразнят сверстники… У Максима — из восьмого — нет крутого смартфона, как у многих из его класса… А десятиклассница Катя хочет изучать углублённо иностранный язык, но возможности родной школы не позволяют… Наверное, такого быть не должно. И школа может стать тем местом, где все равны и учтены интересы каждого, ведь это она для ребёнка, а не наоборот. И кто знает, возможно, сегодняшний троечник при правильном, доброжелательном подходе завтра заткнёт за пояс отличника…

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×