Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер ─ Подписка
11:38, 11 ноября 2019

Молодой педагог из Борисовки Алёна Шаповалова «Для меня учить и учиться – удовольствие»

Молодой педагог из Борисовки Алёна Шаповалова «Для меня учить и учиться – удовольствие»Фото: Ирина Карнаухова
  • Статья

На конкурсе «Учитель года» девушка стала победителем в номинации «Педагогический дебют».

Четыре года назад ещё студенткой она пришла в Борисовскую школу №2. Сейчас Алёна Шаповалова – признанный мастер своего дела, учитель первой категории, а в феврале завершит обучение в магистратуре.

Легко и непринуждённо

«Когда я перешла на пятый курс, подруга сказала, что в Борисовскую школу №2 требуется учитель русского языка и литературы. Я решила: почему бы и нет, и ничуть не жалею. Первый учитель Наталья Ковалёва стала для меня любимым наставником, потом был прекрасный преподаватель русского языка и литературы Светлана Дуюн. Так что любовь к школе и профессии сформировалась благодаря им», – рассказала Алёна.

Легко ли совмещать учёбу в вузе с работой?

«Любимое дело не может обременять. Для меня учить и учиться – удовольствие. На пятом курсе в университете было свободное посещение. Благодаря современным технологиям всё легко и просто: выполнил – отправил, соответственно, преподаватель проверил – ответил. А школа – это моя стихия. Все меня прекрасно принимают: и на практике в начальной школе в Белгороде, и здесь во время работы никакой напряжённости в отношениях не было и нет. Возможно, дело в том, что стараюсь найти подход к каждому ребёнку, не жду, что они заинтересуются моим предметом, а сама проявляю инициативу, и ребята, видя мою заинтересованность в каждом из них, отвечают взаимностью. Не было ни одного случая, чтобы кто‑то вывел меня из равновесия: мне достаточно легко удаётся находить контакт со всеми».

Больше – русский язык

В этом году Алёна Шаповалова преподаёт в двух девятых, восьмом и шестом классах. Нагрузка достаточно большая. А ведь помимо этого ещё подготовка к ОГЭ. Как истинный учитель она и сама постоянно учится: не только в вузе, но и в ходе ежедневной работы.

«Я участвую во многих научных конференциях, – продолжила разговор Алёна. – Надо подкреплять свои знания, быть в курсе новейших тенденций и методических достижений, прежде всего, для дипломных и магистерских работ, но немаловажное значение этот опыт имеет и для практической деятельности. Мне удалось завоевать несколько призовых мест в Международных научных конференциях и региональных конкурсах. Например, моя разработка урока победила в конкурсе «Педагогические таланты Белогорья». Самой мне больше нравится русский язык, поэтому и для своей научной деятельности выбрала этот предмет. С третьего курса мы с преподавателем по методике русского языка работаем над темой «Слова с национально-культурным компонентом значений». Это интереснейший пласт науки о языке и практически бесконечное поле для изучения, ведь язык, как живой организм, постоянно меняется, обновляется. Мне удалось заинтересовать этой работой и детей: вместе мы составляем словарь таких слов. На конкурсе «Учитель года» я представила этот проект и стала победителем в номинации «Педагогический дебют»».

Кроме знаний, которые приобретаются благодаря исследовательской работе, совершенствуется ораторский и артистический талант и педагога, и его учеников.

«У меня нет проблем с выступлениями перед аудиторией, – отметила учитель. – Не могу сказать, что я публичный человек, но на любом уроке, в любом классе и на родительских собраниях чувствую себя вполне комфортно, могу вести непринуждённый диалог с аудиторией. Во многом этому поспособствовали университетские занятия по выразительному чтению, когда мы учили стихотворение и выступали перед однокурсниками, потом начались выступления с докладами на конференциях. Кроме того, мне очень нравится театр: три года подряд вела театральный кружок, ребята с удовольствием выступали с новогодними спектаклями. А в этом году с учителем информатики Анжелой Сергеевой организовали телевизионную студию и ко Дню учителя уже выпустили дебютную шуточную программу. Занимаюсь с ребятами актёрским мастерством, дикцией, отдельно работаем над языком мимики и жестов».

Литература – для души

Современным детям порой непонятны «вечные ценности» произведений русских классиков. Существует ли такая проблема для учителя Шаповаловой в преподавании литературы?

«В какой‑то степени эта проблема действительно существует, – согласилась учитель. – Многие дети предпочитают современную зарубежную литературу и даже спрашивают, можно ли на экзамене приводить примеры и цитаты оттуда. Для меня главное, чтобы они читали. Пусть выбирают книги по душе и интересам. На уроках мы, безусловно, рассматриваем программные произведения. Если ученик с чем‑то не согласен, я даю ему возможность доказать свою точку зрения, и если он сможет убедить, соглашаюсь. Утверждать что‑либо бездоказательно – бесперспективно. Литература учит думать, рассуждать и обосновывать свои выводы как в устной, так и в письменной форме – в этом её ценность. И здесь недопустимо говорить, что ребёнок не прав, нужно предоставить ему возможность отстоять свою точку зрения с опорой на то или иное произведение, оценивая авторское отношение к героям и таким образом подвести его к обоснованным выводам. Я готова принять мнение, если оно сформировалось в результате логических размышлений, а не является голословным заявлением о несогласии с автором».

Современный учитель

«Правилом должно стать воспитание через хорошо организованную творческую коллективную и проектную деятельность…» – гласит один из постулатов проекта управления образования администрации Борисовского района «Создание муниципальной модели единого доброжелательного воспитательного и образовательного пространства в общеобразовательных организациях Борисовского района в режиме «Школа полного дня» в рамках реализации стратегии Белгородской области «Доброжелательная школа». Борисовская школа №2 с этого года работает в таком режиме, а для Алёны Шаповаловой такое правило давно уже стало профессиональным кредо. Она идёт в ногу со всеми современными достижениями методики, активно осваивает технические достижения, являясь замечательным примером успешного современного учителя как разносторонняя, гармоничная и позитивная личность. Самый лучший способ воспитать – личный пример. У такого учителя, как Алёна Шаповалова, не может быть незаинтересованных учеников, потому что она искренне живёт интересами ребят и школы.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×