Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер — лидеры
13:01, 22 февраля 2021

Константин Хлебников: «Есть план расширить производство территориально»

Константин Хлебников: «Есть план расширить производство территориально»Фото: Ирина Карнаухова
  • Интервью

В Борисовке развиваются заводы по изготовлению фарфоровой и керамической посуды.

Объёмы торговых марок «Хорекс» и «Борисовская керамика» в общем выпуске продукции группы компаний почти равны. О сегодняшнем дне уникальных производств и ближайших перспективах развития – в нашем интервью с директором предприятий Константином Хлебниковым.

—Вы продолжаете развивать оба направления: фарфор и керамику. С чем это связано и отразились ли меры, призванные предотвратить распространение коронавирусной инфекции, на деятельности производств?

— Надо отдать должное нашим региональным властям и прежде всего экс-губернатору Евгению Савченко за то, что в первую волну пандемии дали возможность работать всей области. Это имеет настолько положительный эффект, что разница с другими регионами очевидна и разительна. Коллеги и производственники других сфер до сих пор навёрстывают упущенное с апреля 2020 года. Они закрывались, простаивали, а мы держали производство на уровне. И хочу обратить внимание: это не отразилось на здоровье работников. Наблюдалась обычная сезонная заболеваемость. Всё прошло спокойно.

Что касается производства, в связи с пандемией ухудшился сбыт, особенно фарфора. В некоторые месяцы наблюдалось падение до 40%, работали на склад. Но работали! И коллектив сохранили, и дали возможность людям получать заработанные деньги. Ещё раз спасибо за это адекватное распоряжение нашей региональной власти.
На вопрос «Керамика или фарфор?» — отвечу – и то, и другое! В прошлом году для многих «удалёнка» стала привычным делом. Люди проводили больше времени дома, сократилось посещение кафе и ресторанов. Это, наверное, простимулировало спрос на посуду и предметы сервировки. Этот сегмент, в том числе керамическая посуда, получил определённое преимущество. В итоге многие производители посуды даже увеличили продажи. Рынок же профессиональной посуды 2020 года напротив, провёл в режиме ожидания, потому что сфера общепита и отельный бизнес оказались среди пострадавших от пандемии сегментов.

Так что благодаря нашим обоим направлениям прошедший год в отношении проблем и возможностей отмечен больше позитивом, чем негативом. К тому же раньше производство керамики сильно зависело от сетей. Три-четыре года назад эта зависимость была значительной. Сейчас нам удалось от неё избавиться. Это было моей целью, и её удалось достичь. Мы ушли от сетей. Представительство там осуществляется только через посредника. Тем более что сотрудничество с ними в существующей экономической и законодательной ситуации ненадёжно, а потому бессмысленно.

Спрос на керамику не падает. Мы сделали её современной: усовершенствовали составы, постоянно меняем формы, внедряем самые новые дизайнерские решения. Разрабатываем и реализуем на практике дизайн, основанный на современных принципах функционализма, минимализма, простоты, работы с текстурой… Есть свои заказчики и покупатели. Поэтому объём её производства не уступает, а даже немного превосходит выпуск фарфора.
Рынок фарфоровой посуды достаточно насыщен, и успеха здесь может добиться уникальная, узнаваемая продукция, обладающая функциональными преимуществами. И дизайн здесь тоже имеет ключевое значение. Наши технологи неустанно работают над его совершенствованием.

— В начале разговора Вы отметили, что удалось сохранить коллектив и заработную плату.

— Да, для меня это в приоритете. Любое производство по аналогии с живыми системами проходит через периоды развития, которые повторяются циклично, но всякий раз на более высоком уровне. Не было бы пандемии, нашлась бы другая причина для спада и кризиса. В нашем коллективе 250 человек. И важно обеспечить им стабильную работу и, соответственно, заработок. Можно, конечно, романтизировать, но по большому счёту люди работают ради зарплаты. Красивые слова о призвании хороши до того, как возникает вопрос: «Что ты принёс домой?» Понимаю, что 20 тыс. рублей в месяц – не самые большие деньги, учитывая тарифы и цены на всё. Точно знаю, что все мы ходим на работу не ради призвания, ни ради настроения, а ради того, чтобы было, на что жить самому и кормить семью. Настроение и отношение, если они есть, – это приятное дополнение. Ежегодно индексируем заработную плату на 5–15%: в зависимости от финансовой ситуации на производстве, как отработали, как я понимаю, чувствую рынок и оцениваю финансовую устойчивость. В условиях хронической нестабильности курсов валют трудно планировать прибыль и рассчитывать окупаемость вложений в модернизацию производства. Ведь все 15 лет работы наше производство постоянно было в кредитах. Работали на банки. Это ещё одна сторона нашей действительности. С одной стороны, займы, конечно, помогли выйти из тяжелейшей разрухи и застоя, построить два завода. А с другой – в иных условиях всё это было бы реализовано за пять лет. Наша же ситуация пока неизменна в том, что заниматься производством в России – неблагодарное дело. Я надеюсь, что эта ситуация изменится. А кто имеет большое желание и чувствует в себе силы, может подняться и двигаться вперёд, пусть не так быстро, но достаточно уверенно. Что мы и делаем.

— Расскажите об изменениях за год.

— Есть несколько способов увеличить объём сбыта. И основной из них — это повышение собственной эффективности: сокращение затрат, улучшение качества продукции, развитие системы сбыта, повышение популярности своих марок. Конкурировать без стабильного качества невозможно. Как невозможно выдерживать ценовую конкуренцию без современного оборудования с высокой степенью автоматизации. Поэтому для нашего производства – развитие и совершенствование – привычное дело. Процесс не прекращается. Постоянно что‑то приобретаем, устанавливаем, ремонтируем, строим. Оборудование, механизмы, новые цеха вводим постоянно – это рутина, мы так живём. В месяц два-три изменения к лучшему стало правилом. В январе ввели в строй два новых сушила. Это конвейеры-накопители, которые находятся в движении и ускоряют сушку изделий. Всё это облегчает труд людей и работает на качество продукции и повышение объёма выработки на человека. В феврале-марте планируем привезти и установить четыре станка из Китая для глазурования изделий.

Новые возможности для развития доступны только тем, кто постоянно обновляет оборудование, вкладывает средства в технологии, продвижение продукции. Мы в целом работаем над тем, чтобы увеличить производительность на действующих площадях. Плюс совершенствуем логистику на производстве. Сокращаем временные затраты на обработку и межоперационную транспортировку изделия за счёт внедрения механизмов и станков, а также упорядочения операций внутри цехов, сокращения расстояний при перемещении сырья и продукции. Чтобы всё было чётко, понятно, предсказуемо.

Сейчас продолжается ремонт цеха, расположенного на улице Республиканской. Планируем создать там цех-студию. Представьте, что пока люди, прибывшие на экскурсию, ждут своего времени в нашем сквере, они могут начать знакомство с производством: с улицы будет видно всё, что происходит за стеклом. Рабочие места и станки размещаются вплотную к окну-витрине. Таким образом, производство будет в прямом смысле прозрачным и открытым. Не только экскурсанты, но и желающие трудоустроиться или школьники смогут видеть всё, что происходит здесь. В этом цехе представлен цикл производства фарфоровых изделий: формование массы в железные формы, зачистка, накопление, сушка, то есть изготовление изделия-сырца до глазурования и обжига.

Также есть план расширить производство и территориально. Берем в аренду гектар земли напротив производственной площадки. Туда вынесем склад сырья, гаражи и оборудование, которое в данный момент не используется. Сырьё сейчас складируется во дворе, хотелось бы освободить его. Построим гаражи: у нас достаточно автотранспорта, который надо правильно хранить и обеспечивать комфортные условия для ремонта. Также оборудуем мойки.
Купили токарный станок ДИП-300, восстановили фрезерный станок – усиливаем участок металлообработки. Таким образом, будет оборудована собственная ремонтная мастерская, чтобы не обращаться с заказами к сторонним исполнителям. Пока есть возможность обходиться текущим ремонтом – ремонтируем, когда видим, что подошло время – проводим капитальный ремонт. Снимаем отдельные узлы и устанавливаем новые либо качественно отремонтированные.

— Теоретически при совершенствовании материальной базы количество рабочих мест не должно увеличиваться, чтобы не снижалась рентабельность за счёт роста расходов на заработную плату…

— Да, но практически мне не хватает человек 10–15. Вакансии по рабочим специальностям всегда есть. Обучаем на месте. Доставляем служебным транспортом, даже из отдалённых сёл. Например, из Грузского возим одного человека. Из соседнего Грайворонского района тоже у нас работают люди. Раньше до Головчино ходил автобус, сейчас – до самого центра городского округа. Так что, когда слышу, что нет работы, мне это непонятно. Не устаю повторять, что наш район очень насыщен предприятиями, и никто из них не стоит на месте – все развиваются.
На нашем производстве созданы приемлемые условия труда: в цехах тепло, светло, насколько это возможно в нашей специфике, чисто. Есть медпункт, комнаты для отдыха, раздевалки, туалеты, душевые. Есть у меня мечта сделать столовую на месте, где сейчас располагается магазин. Так что, кому действительно нужна работа с гарантированным заработком, приходите – трудоустроим.

— Сейчас модно благоустраивать территории производств. Судя по оформлению сквера и дворовой территории, у Вас есть свой взгляд на этот вопрос. Поделитесь, пожалуйста, ближайшими задумками.

— Мне непонятно благоустройство ради благоустройства. Считаю, что всё должно быть продумано с точки зрения функциональности, эстетики и здравого смысла. У нас, конечно, есть определённые планы освоения прилегающей к заводам территории. Прежде всего они касаются создания условий для гостей и посетителей. Причём не только прибывших ознакомиться с производством фарфора или керамики, но и в общем для всех гостей района. Для этого мы выкупили участок земли по улице Димитрова и планируем построить там стоянку и мини-комплекс из магазина и кафе. Перенесём туда наш фирменный магазин и организуем кофейню, где можно будет насладиться настоящим кофе, а не из кофе-машины или автомата. А на втором этаже построим шесть гостиничных номеров. Всё это будет в скандинавском витражном стиле. Он в последнее время очень вдохновляет нас с супругой. Прежде всего, в нём привлекает лёгкость и простота, атмосфера тепла и уюта благодаря натуральным материалам и природным цветам. Можно использовать дерево, металл, текстиль – лён, хлопок. Всё натуральное. В такой интерьер прекрасно впишется наша посуда и элементы декора. Тем более что у нас есть скандинавская коллекция и разработаем новые варианты. Думаю, что это идеальный стиль, создающий лёгкую и приятную обстановку. А цветные витражные окна, двери, перегородки и другие элементы придадут пикантности и расставят яркие акценты.

Все дизайнерские решения – результат творчества и вдохновения моей супруги Ирины Викторовны. Мы хотим создать вблизи своего производства атмосферу уюта и дружеского общения в комфортной обстановке. Думаю, что этот стиль всем понравится. Необычно, непривычно, но красиво и функционально. Посидеть за чашечкой ароматного кофе в приятной обстановке – настоящее удовольствие. В нашем кафе, безусловно, хочется создать что‑то новое, преобразить то, что мы можем преобразить. Мы ведь создаём профессиональную и качественную цветную посуду по доморощенным, русским технологиям. Построим здесь крошечный оазис, небольшой, но уютный уголок с элементами европейской культуры быта, чтобы жизнь вокруг стала ярче и изысканней.

— Спасибо за содержательную беседу. Удачи и крепкого здоровья Вам и Вашей команде!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×