Люди во все времена размышляли над понятием «человек», вели поиск себя в этом мире, пытаясь понять, кто мы есть. Сейчас много говорят о самоидентификации. Простыми словами это – то, кем каждый из нас себя считает. В процессе жизни мы принимаем множество самоопределений, начиная с того, что осознаём свою роль сына/дочери, внука/внучки в родной семье, и далее список этих ролей постоянно растёт. Но самая главная роль – быть Человеком. И одним из составляющих личности настоящего Человека является патриотизм. Трудно переоценить его важность для сохранения и развития любого государства. А чтобы ребёнок стал настоящим патриотом своей страны, прежде всего, в нём надо взрастить любовь к Отчизне, которая начинается с любви к своей семье, своему дому и тому месту, где он родился и живёт. Какую помощь может оказать в этом игра «На страже южных рубежей. Белгородская черта», рассказала директор Борисовского историко-краеведческого музея Диана Новицкая.
«Идея родилась у меня, но реализовывали мы её всем коллективом. В 2019 году в «Белгородской правде» мне на глаза попалась иллюстрация – развёрнутая карта Белгородской оборонительной черты – к публикации «Встал мой край богатырской заставою – Белгородскою чертой…», и в голове тут же промелькнула мысль «Это же готовая настольная игра!» – поделилась деталями Диана Новицкая. – У нас такой формы подачи краеведческого материала детям крайне мало. А поскольку тема Белгородской оборонительной черты уже в течение многих лет повсюду разрабатывается в различных формах, мы решили внести свой вклад в этот вопрос. Рабочее название проекта – «От Хотмыжска до Усёрда», потому что первый город-крепость на современной территории Белгородчины – это город-крепость Хотмыжск, а крайней точкой опять-таки в границах нынешней Белгородчины стал город-крепость Усёрд – ныне село Стрелецкое Красногвардейского района. Белгородская черта изначально включала 28 городов-крепостей, из них 12 находились в современных границах нашего региона, остальные – на территориях Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей, затрагивала и Украину. Мы решили показать только нашу Белгородчину, чтобы сделать это неким элементом подачи краеведческого материала нашим ребятам 7-12 лет. Содержание адаптировано именно под этот возраст, но есть возможность, как упростить его для младших, так и дополнить – для старших. Поэтому я уверена, что игра будет интересна не только этой возрастной категории, но и детям постарше и даже взрослым. В неё можно играть всей семьёй: это уже протестировано на моих детях и детях сотрудников. Мой младший сын приходил в музей с друзьями, и другие компании детей с удовольствием играли. У нас даже турнир был: кто-то в настольную игру играл, а кто-то – в напольную 3D версию: у нас есть два варианта. А если сыграть несколько раз, то каждый раз полученная информация будет расширяться, уточняться и в итоге запомнится. Нынешние Центрально-чернозёмные области были южной окраиной Русского государства, а население края отражало грабительские набеги крымских татар. Наши предки-воины и жители Белгородчины, находясь на южном рубеже, всегда исправно несли службу и надёжно обеспечивали безопасность Руси от вражеского вторжения. Путешествуя по городам-крепостям Белгородской черты вместе со своим героем и выполняя интересные задания, ребёнок осознаёт себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Как минимум, ребята получат представление о том, где они живут, это непременно вызовет у них гордость от того, сколь велика ратная доблесть и слава нашего края».
Автор идеи также рассказала, что в игровой комплект входит брошюра «На страже южных рубежей», правила игры, игровое поле размером 40/60 см с изображением оборонительной линии с игровой разметкой, фишки – фигурки воинов, игровой кубик, 12 познавательных карточек с кратким описанием городов-крепостей. В игре могут принимать участие от двух до пяти игроков. Бросая кубик по очереди, игроки перемещают фигурки своих героев на количество ходов, выпавшее на кубике. Попадая на игровой участок определённого цвета, игрок выполняет задание, согласно правилам игры. Выигрывает тот, кто первым доберётся от начала – крепости Хотмыжск, до пункта назначения – крепости Усёрд и доставит воеводе донесение о коварных планах врага.
Первый раз проект был отправлен на губернаторский грант, потом в фонд президентских грантов и два раза – в Президентский фонд культурных инициатив. Так что настойчивость авторов-разработчиков была вознаграждена, и замысел получил финансирование в размере 177425 рублей. От идеи до воплощения прошло практически четыре года.
«Зато результат получился, я считаю, замечательный, – говорит Диана Новицкая. – Нами была проведена большая и кропотливая работа по анализу и отбору необходимого для создания игры материала. При этом мы как авторы-разработчики не претендуем на истину в последней инстанции и готовы принять дополнения или внести корректировку, если будут поступать обоснованные уточнения или откроются новые факты, касающиеся Белгородской черты. При создании игры – её правил, содержания игровых карточек, облика персонажей и в целом оформления – я опиралась на содержание детской энциклопедии «Белгородская черта». Было несколько черновых вариантов, мы их разрабатывали и печатали сами на оборудовании, которым располагает музей, чтобы получить максимально приближённый к нашей задумке вариант. Дорабатывая отдельные детали, получили то, что вы сейчас видите как итог всей этой большой работы. С оформлением буклета нам помогли московские дизайнеры, карточки – наша идея, они добавили лишь некоторые штрихи в стилистику. Было разработано более трёх вариантов дизайна игрового поля, первый я рисовала дома на ватмане. В оформлении остальных очень помогла дочь нашей сотрудницы Ольги Вячеславовны Корниенко Валерия. Она – будущий графический дизайнер, учится в колледже Белгородского государственного института искусств и культуры. Весь наш коллектив очень благодарен экспертам Президентского фонда культурных инициатив за то, что они оценили по достоинству наш проект и дали возможность его реализовать».
«Сколько было всевозможных идей и переделок – невозможно перечесть, – отметила Диана Новицкая. – Сначала мы пытались адаптировать информацию и о воинах, планировали, что будет два лагеря: русские и татары, но потом поняли, что все хотят воевать за своих, и оставили только защитников Белгородской черты. Однако, думаю, что по мотивам настольной игры-бродилки в будущем вполне возможно разработать компьютерную игру, а также мобильное приложение, действующими лицами которых станут персонажи-антагонисты».
Что же касается ближайшей перспективы, то один комплект напольной 3D версии и 60 экземпляров настольной игры уже изготовлено. Сотрудники музея передали настольные варианты в библиотеки посёлка Борисовка, вскоре их также получат все расположенные на сельских территориях. Возможность поиграть и узнать много интересного обязательно будет и у всех воспитанников детских садов и школ нашего района. Как только позволит оперативная обстановка, музейные работники на встречах со школьниками расскажут об игре и передадут её в подарок каждому учреждению образования. Таким образом, результатом проекта станет получение краеведческих знаний из достоверных источников в игровой форме и активизация интереса к родной истории не менее чем у 500 юных жителей борисовского края.
«В школах есть игротеки, библиотеки, музеи, работают краеведческие кружки. Уверена, что и педагогам, и ребятам наша игра понравится. Она позволит в увлекательной игровой форме ненавязчиво донести интересную и полезную информацию, получить ценные знания о своём родном крае и почувствовать причастность к тому, что происходило раньше. Это поможет глубже и правильно понимать сегодняшние события и осознавать своё место и свою роль в происходящем вокруг – получить некую историческую самоидентификацию, – выразила уверенность Диана Новицкая. – Для дальнейшего улучшения и доработки игры с целью перевыпуска будем собирать отзывы, предложения, замечания. Одним словом, мы открыты к диалогу и будем рады совместно со всеми заинтересованными людьми работать дальше, чтобы наша идея получила как можно большее распространение. Может быть, разработаем видеосопровождение с возможностью вывода на экран для более доступной и удобной формы подачи информации, поскольку формат игры не позволяет вместить всё, что хотелось бы рассказать и показать. Мы открыты для сотрудничества и будем рады обсудить разные варианты».
На период работы над проектом настольной книгой для разработчиков стала книга В.П. Загоровского «Белгородская черта», вышедшая в свет в 1968 году в издательстве Воронежского университета, после чего несколько раз переизданная. Изучили они множество других книг, выпущенных белгородскими авторами в последние годы, также использовали информацию, предоставленную историческим парком «Белгородская черта», расположенным в селе Драгунское Белгородского района.