Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
87.78
-0.24$
95.76
-0.28
+19 °С, ясно
Белгород

Педагог Борисовского Дома творчества презентовала модель из своей коллекции в Москве на ВДНХ

30 июня , 09:06КультураФото: Из архива Марии Трущенко

Мария Трущенко занимается изучением исконного белгородского народного костюма. Она использовала его традиционные элементы при создании сценических нарядов для самодеятельных артистов.

Вдохновение – от наставников

Российский союз сельской молодёжи ежегодно проводит Всероссийский конкурс для молодых ремесленников и дизайнеров «Творчество на селе». Его цель – вовлечение молодёжи в творческую деятельность и сохранение культурного наследия села. Участвуют в конкурсе представители креативных пространств – мастерских, кружков рукоделия, студий, ателье, а также отдельные представители творческих индустрий в сфере ремесла и дизайна, сочетающие в своих работах современные тенденции и традиционные сельские мотивы. Возраст участников – от 18 до 35 лет.

Мария Трущенко представила на конкурс комплект одежды в народном стиле по мотивам традиционного белгородского костюма. Мастер создала его по заказу народного самодеятельного коллектива – вокального ансамбля «Берислава» из Добросельского Дома культуры Грайворонского городского округа. Дебютный показ коллекции «Белгородчина изначальная» состоялся 21 октября 2023 года на Первом открытом муниципальном этнографическом фестивале «Живая старина», проходившем в старинном селе Казачья Лисица Грайворонского городского округа. Коллектив ансамбля тогда выступил в дефиле-показе «Нет живописней русского наряда».

«На первый этап конкурса я представила свою работу в категории «Дизайнеры». Для этого оформила заявку, а также подготовила и отправила организаторам портфолио, анкету и видеопрезентацию, – рассказала Мария Трущенко. – На втором этапе по результатам заочной оценки заявок и определения победителей я вошла в состав финалистов конкурса и получила приглашение на финал конкурса в Москву. Третий, заключительный, этап состоялся 12 июня. Для финала все участники привезли по одному изделию, которое принимало участие в общем дефиле дизайнеров, а потом каждый защищал свою коллекцию перед членами жюри».

Мария Трущенко работает педагогом дополнительного образования по художественному направлению в Борисовском Доме творчества с 2020 года. Говорит, что это не столько работа, сколько увлечение. Пристрастие к созданию изделий из различных текстильных материалов у неё проявились в дошкольном возрасте.

«С раннего детства я посещала секции и кружки по шитью и вышивке, – рассказала Мария. – Меня особенно удивляли и вдохновляли педагоги, которые занимались этим творчеством и с любовью обучали детей. Тогда я и увлеклась изготовлением одежды. Первым моим наставником именно в этом направлении стала учитель Безыменской средней школы Грайворонского района Наталья Ивановна Бордуненко. Вдохновлённая этим увлекательнейшим делом, я решила стать дизайнером одежды. Чтобы получить необходимые теоретические и практические знания и навыки, сначала поступила в Белгородский механико-технологический колледж, а затем – в университет города Курска на специальность «Модельер-конструктор». Получая образование художника-дизайнера, я научилась не только красиво рисовать и моделировать, но и смогла раскрыть множество новых качеств характера и личности. Свой творческий и профессиональный опыт в создании одежды получала на швейных предприятиях и в индивидуальном пошиве одежды, участвовала в конкурсах профессионального мастерства в области создания одежды. Тогда я была уверена, что это – моё призвание, и совершенно не думала, что однажды стану педагогом. Но в 2016 году неожиданно для себя я поступила на работу в Центр детского творчества Грайворонского района».

Неожиданный поворот

Мария Владимировна подчеркнула, что с того момента её жизнь изменилась. До этого она и не подозревала, что педагогика станет тем самым ключом к её профессиональному развитию. Теперь её целью стало развитие личности ребёнка средствами декоративного творчества и вовлечение ребят в удивительный, поистине волшебный мир создания одежды.

Свою задачу она видит в том, чтобы научить воспитанников, среди которых, возможно, есть и будущие кутюрье, держать иголку в руках, уметь штопать, создавать аксессуары, разбираться в процессе пошива простых изделий. Кроме того, на занятиях ребята учатся искать и находить источники вдохновения, замечать красивое в привычных вещах, видеть в современности отражение истории развития материальной культуры, замечать в модных тенденциях детали народного костюма.

В Борисовском Доме творчества Мария Трущенко руководит студией дизайна «Буду Кутюрье». В основе работы на её занятиях лежат базовые знания техники безопасности, освоение простейших ручных стежков, изучение видов материалов, опыт создания выкроек и шаблонов. Студия дизайна «Буду Кутюрье» функционирует на базах Борисовских школ №2 и №4 и уже доказала, что дети хотят научиться шить и заниматься современным дизайном.

«Большой успех начинается с маленьких побед, – уверена педагог. – Каждый ребёнок хочет, чтобы его усилия были оценены по достоинству. И в этом случае лучшими ценителями являются родные и близкие люди: родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры, друзья. Основой моего педагогического творчества стали поддержка и сохранение семейных ценностей. Я предлагаю детям как можно больше демонстрировать свои швейные способности дома, и они с радостью делятся тем, как штопают носки для папы, изготавливают одежду домашним питомцам или радуют своими поделками самых любимых людей. Ведь педагогов и родителей объединяет общая цель – помочь и поддержать детей, создать все условия для раскрытия их талантов. И это тоже один из моих педагогических принципов».

Костюм – отражение жизни

Возрождая и развивая традиции, нынешние умельцы сохраняют и укрепляют связь прежних поколений с грядущими, формируют народное самосознание, понимание и любовь к истории своей страны, неподдельное уважение к предкам.

Придя в педагогику, Мария не оставила швейное дело. Она продолжает заниматься индивидуальным пошивом женских нарядов: создаёт вечерние платья, а также одежду для выпускниц и невест. При этом ей интересны не только современные материалы, конструктивные элементы, способы обработки и отделки, с не меньшим воодушевлением она изучает и использует в своей работе традиции изготовления народного костюма.

«Так как я работаю педагогом, чтобы не быть лишь теоретиком, стараюсь развиваться и экспериментировать, – призналась она. – Иногда беру интересные заказы на пошив как частные, так и корпоративные. Это в том числе пополняет базу обучающих материалов для моих занятий с детьми. Воспитанникам студии стараюсь рассказать, как можно использовать в современном дизайне различные техники рукоделия и художественное оформление тканей. Создавая непохожие друг на друга изделия из разных материалов, мне всегда есть о чём рассказать своим подопечным. Например, что уметь создавать что-то своими руками – очень модно, особенно если научиться сочетать современные материалы и старинные техники их обработки».

Идейным вдохновителем создания коллекции «Белгородчина изначальная» стала руководитель коллектива «Берислава» Инна Валерьевна Чмыхина. Яркие и красочные комплекты прекрасно сочетаются между собой в составе дуэтов, трио и создают особую гармонию при выступлении коллектива в полном составе.

Мария Трущенко отметила, что наш край исключительно богат разнообразием традиционного,  особенно женского костюма. Этнографы условно делят Белгородскую область на три территории. Поэтому и коллекция «Белгородчина изначальная» представлена в трёх цветовых палитрах: сине-голубой, красно-бордовой и жёлто-зеленой.

«Каждый комплект представляет собой ансамбль, состоящий из нарядного и праздничного мужского или женского костюма. Коллекция создана по принципу собирательного образа из нижнего платья, рубахи и верхней одежды. При этом нижняя рубаха или платье самодостаточны и без верхнего слоя одежды. Но верхний слой дополняет нижний декоративными рядами орнамента, сочетанием глянцевой фактуры и насыщенного цвета, добавляет объём и завершает образ, – уточнила увлечённая рукодельница. – Как правило, сценические костюмы всегда отличаются своим блеском, скрупулёзной вышивкой и дорогими отделочными материалами. Передо мной же стояла цель – из самых простых материалов сделать яркий и запоминающийся образ. В комплекте использованы атласная ткань, бельевая верёвка, бусины и пуговицы из маминых и бабушкиных запасов».

Эстетика народной одежды полностью зависела от национальных традиций и характера под влиянием климатических, экономических и прочих условий. А отношению наших предков  к одежде была свойственна, прежде всего, удивительная бережливость. Для рубах и платьев использованы ткани простого полотняного переплетения. Как и по всей России, на Белгородчине крестьянская одежда – свободная, прямого покроя, не подчеркивающая особенностей фигуры. Как правило, её кроили из прямоугольников разной величины. Такая форма деталей позволяет расходовать ткань или полотно почти без обрезков, что характеризует обладателя костюма или портниху как экономную хозяйку, которую не стыдно взять в жёны, если она незамужняя девушка.

Мария не менее интересно рассказала и о видах отделки, которые она использовала в своей коллекции:

«На стане выполнено декорирование верхней детали рубахи или платья, на рукавах отделаны полики, подоплечья, манжеты, а также украшен низ изделий с выделением широкой полосой окружности вокруг тела. Как и в прежние времена, для отделки комплектов использованы тесьма и лента из бело-синего ситца с орнаментом, короткая бахрома ручной работы, кружево-шитьё из батистового полотна фабричной работы. Стилизация вышивки исполнена в технике макраме, так как сейчас в одежде и аксессуарах актуальны техники плетения».

Одним из главных элементом декора славянского прообраза в коллекции стал орнамент с изображением птицы Гамаюн – посланницы славянских богов, их глашатая. Он «поселился» на головных уборах, на оплечье, спинке и полочке верхней одежды. Также использованы стилизованные украшения: бусы, грибатники, ожерелья, очелье, нити и бусины для которых выполнены в технике макраме.

Застёжки в костюмах с минимальным количеством современной фурнитуры: шнуровка, плетёные пуговицы, навесные петли. Использованы новые конструктивно-декоративные элементы: разрезы, кулиски, подрезы, обтачки, кокетки, манжеты, клинья. Горловины обработаны обтачками, оформлены капюшонами, разрезами, воротниками-косоворотками и стойками. Рукава изделий прямые с ластовицей, втачные и втачные с ластовицей. Завершённый вид образам придают головные уборы: кичка, косынка-кокошник, шапка, очелье.

Понёва – это прабабушка юбки. В ней славянки ходили ещё в X веке. Белгородские понёвы необычайно живописны и красочны. Наиболее ярко и богато украшались они для молодых девушек, как, например, стилизованная понёва фигурного кроя в красном комплекте и имитация пояса-подпоясника – плетёные полосы из белых шнуров в технике макраме. Декоративная понёва-фартук в салатово-жёлтом комплекте и понёва из двух деталей в бирюзово-голубом – прообразы понёвы наших предков. Съёмная понёва в костюмах символизирует различия народного костюма одной местности от другого и трансформацию нашего представления о женской красоте во времени. Несъёмная понёва-фартук в салатово-жёлтом комплекте – это как народный женский костюм, застывший на века в нашей памяти: из него невозможно убрать ни один элемент, потому что каждая деталь наполнена своим смыслом.

В давние времена одежда была важной составляющей в жизни крестьянина и особенно крестьянки. Каждое событие жизни русской женщины отражалось либо в костюме целиком, либо в его деталях. В коллекции автор отразила это качество местного белгородского наряда крестьян, живших во времена, когда христианство уже распространилось по всей Руси. Тогда христиане семьями ходили в храмы на богослужения. Родители и их незамужние дочери или молодые сыновья приходили на праздники, надевали всё самое красивое и присматривали для своих детей «женихов и невестушек». Поэтому было очень важно красиво, нарядно и достойно показаться перед «будущими сватами».

Себя показали, на людей посмотрели

Молодые творцы из 27 регионов нашей страны продемонстрировали свои изделия на модном показе и маркете ремесленников в Москве. Каждый представленный продукт отражал самобытность определённого населённого пункта. Здесь и тряпичные куклы, и эксклюзивные украшения, и деревянные шкатулки, и календари, и сумки с традиционным орнаментом села и, конечно же, одежда с национальным колоритом.

«Созданные тобой изделия не должны висеть в шкафу или на манекене. Лучший результат для мастера, если плоды его труда радуют других людей, – считает Мария. – По условиям финала я представила одну из своих моделей. Передо мной не стояла цель сшить современную версию или музейный экспонат народного костюма, я создавала яркие образы, которые будут хорошо смотреться со сцены. Экспертное жюри отметило, что в демонстрируемом изделии эта цель полностью достигнута. Для дефиле я выбрала красный комплект, состоящий из платья-рубахи, душегреи, юбки-баски, пояса, головного убора, шейного украшения и сумочки. Все изделия в комплекте были продемонстрированы в разных сочетаниях и отдельно. Жюри поддержало идею, что если рассматривать с коммерческой стороны, то платье-рубаха может послужить образцом для создания бренда платьев в бохо-стиле».

Делясь впечатлениями от поездки в столицу, Мария рассказала, что было приятно видеть, с каким интересом члены жюри слушали и рассматривали изделия каждого участника, задавали вопросы и искренне давали свои наставления и вдохновляющие пожелания.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Ирина Карнаухова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 11:32
Вячеслав Гладков – о необходимости восстановительных работ в регионе
Материал
Общество17 июля , 16:30
Вячеслав Гладков сообщил об открытии центра по протезированию и комплексной реабилитации
Материал
Общество15 июля , 11:19
Вячеслав Гладков – о дополнительных мерах поддержки жителей приграничья