Наш земляк Иван Филиппович Черкашин был призван на фронт в 1944 году и погиб в 33 года при освобождении Польши 27 января 1945 года. О том, какая ситуация сейчас сложилась вокруг братского захоронения, где покоятся его останки, рассказала внучатая племянница фронтовика Людмила Филатова.
Гвардии младший сержант Иван Филиппович Черкашин, уроженец села Крюково Грайворонского уезда Курской губернии, – родной брат бабушки Людмилы — Екатерины Филипповны Шушляпиной (Черкашиной) и, соответственно, родной дядя её матери Валентины Ивановны Поповой.
Он родился 30 января 1912 года, служил командиром орудия танка Т-34 и погиб 27 января 1945 года при освобождении Польши в городе Тшчанка. Посмертно за свой подвиг был удостоен ордена Отечественной войны II степени. Ни писем, ни похоронки не сохранилось.
«Примерно в 2010 году на порталах «Мемориал» и «Память народа» я нашла информацию из донесения о безвозвратных потерях, персональные сведения и паспорт воинского захоронения, – рассказала Людмила. – Было моральное удовлетворение, душевное спокойствие, чувство благодарности, что за мавзолеем ухаживают, что братская могила не в забвении».
Но через несколько лет события начали развиваться совершенно неожиданно.
«Об уничтожении мемориала мы с мамой узнали из новостей «Первого канала» в сентябре 2017 года, – продолжила она. – Испытали ужас! Это самое ничтожное, самое последнее дело – глумиться над могилами. Нахлынули смешанные чувства обиды, разочарования, гнева на несправедливость. Мы и предположить не могли, что так будет. Но что мы могли сделать?! В марте 2019 года нас разыскала поисковик содружества «Курск» Елена Жилинская. А вскоре с нами связались руководитель организации Ежи Тыц и координатор Анна Захарян и пригласили меня на заседание круглого стола в Москву».
Там Людмила узнала, что будет открыто уголовное дело по защите прав найденных родственников тех солдат, что были похоронены под снесённым мемориалом в Польше. Ей дали информационные материалы об этом памятнике воинской славы и заверили, что будут держать в курсе событий. Для возбуждения уголовного дела в первую очередь надо было доказать родство с погибшим.
«Я столкнулась с большими трудностями при сборе документов для доказательства родства Ивана Филипповича Черкашина и моей бабушки, – поделилась собеседница. – Трудно было мириться с некомпетентностью, халатностью и бесчеловечностью некоторых сотрудников. Удивительно, что в то время, когда мы должны чтить память погибших воинов и помнить подвиги наших предков, гордиться героизмом наших дедов и прадедов, встречаются случаи вопиющего безразличия к истории нашей семьи, а значит, и к истории в целом. К счастью, это лишь единичные случаи. Приятно, что многие федеральные каналы – «Первый», «Россия-1», «Вести», «Вести Белгород», «Звезда», НТВ – не остались равнодушны к данной истории и интересуются судебным процессом в Польше, придавая гласности эти события, тем самым восстанавливая справедливость и сохраняя память о наших солдатах. Нам звонили продюсеры перечисленных каналов Иван Помельников, Андрей Дементьев, Константин Худолеев, Александра Селезенёва и другие, приезжали корреспонденты. Хочется выразить им благодарность за участие в судьбе мемориала, за память о нашем родственнике. Считаю своей святой обязанностью, делом чести сохранить и увековечить память о мужестве и беззаветном служении своей Родине, о великом подвиге наших героев в лице одного солдата, нашего родственника Ивана Филипповича Черкашина. Чтобы помнили потомки. Помнили и гордились!»
Родственники красноармейцев, похороненных на месте снесенного в польской Тшчанке мемориала, подали несколько исков и жалоб в связи с уничтожением места захоронения и памяти. Об этом сообщил ТАСС в сентябре 2017 года лидер содружества «Курск» Ежи Тыц, занимающийся ремонтом и реставрацией памятников и захоронений солдат Красной Армии на территории Польши.
2 марта этого года в Тшчанке начался суд по жалобе на отказ местной прокуратуры возбудить уголовное дело и провести расследование по поводу лиц, причастных к уничтожению мавзолея и места захоронения советских солдат. По словам Ежи Тыца, когда содружество начало работу по делу мемориала, были найдены три семьи родственников похороненных красноармейцев.
«Две из них уже наняли польского адвоката и параллельно работают по трём направлениям. Первое – иск, поданный в областной Административный суд, который касается дела воеводы, вычеркнувшего могилу из списка кладбищ, дав местным властям разрешение снести памятник как символический объект согласно закону о декоммунизации, – рассказывал Тыц. – Второе направление – требование к Институту национальной памяти провести эксгумацию, постараться определить личность, возможно, там есть жетоны, ложки с инициалами, ведь из 56 захороненных в Тшчанке опознаны только 16 солдат. Третье направление – требование к старосте остановить ремонтные работы. Когда он давал добро начать их, они не знали, что есть семьи солдат. Сейчас они нашлись, и это является основанием, чтобы ещё раз начать рассмотрение дела».
Активист тогда отметил, что во всех инстанциях им отказали, но все решения обжалованы, рассматриваются в судах второй инстанции, и выразил надежду, что какой‑то умный суд рано или поздно остановит этот процесс. Памятник-мавзолей, созданный в 1945 году советскими солдатами, был разрушен в начале сентября 2017 года. Власти региона вычеркнули его из списка военных захоронений, заявив, что останков советских солдат в этом месте нет. Доказательством этого утверждения должно было стать исследование 2016 года, которое эксперты «Курска» считают недостаточным и проведённым с нарушениями.
По архивным данным, под снесенным мемориалом покоятся 56 солдат и офицеров, погибших весной 1945 года при освобождении этих земель. Имена 16 из них установлены. Потомки троих найдены. Сейчас на месте захоронения ведутся строительные работы, создаётся парк.
Строительство мавзолея было начато 26 апреля 1945 года по проекту майора Бориса Рубцова. Открытие состоялось 15 августа 1945 года. В сентябре 2017 года он был разрушен. В журнале «Военная археология» №6 за 2017 год вышла статья «И снова о разрушенном воинском мемориале в г. Тшчанка». В ней приведён Акт о передаче мавзолея и мемориального комплекса в Тшчанке (бывш. нем. Шенланке) польским властям. Его третий пункт гласит: «Староство района Шенланке в ознаменование нерушимости дружбы и братства польского народа и народов Союза Советских Социалистических Республик обязуется поддерживать все принимаемые сооружения (мавзолей, памятник-танк, электроосвещение, водопровод, бассейн с фонтаном, площадки, детский песочник, мебель, изгородь, вазы и пр.) в чистоте и полном порядке, сохранять и улучшать эти сооружения, поддерживать и увеличивать зелёные насаждения (деревья, кусты, цветы и траву) и превратить ныне созданный парк в подлинный ботанический сад, который стал бы базой обучения подрастающего поколения».
В мемориальной записке сказано, что всего здесь похоронено 56 человек, из них удалось установить имена только 16 павших. Товарищи были собраны, как правило, из безызвестных могил, распологавшихся как на территории города, так и в его окрестностях. Многие находились в подбитых и сгоревших танках. Все погибшие 27 января 1945 года – танкисты.
Также журнал приводит список имён из паспорта воинского захоронения, в котором есть неполные сведения и искажения. Редакция журнала призывает откликнуться родственников воинов, захороненных в братской могиле в городе Тшчанка.
«Мы попросили Следственный комитет России возбудить уголовное дело против поляков, которые разрушили братскую могилу, где покоится наш родственник, – рассказала во время очередной встречи Людмила Филатова. – Мама обратилась с письмом к депутату Государственной Думы Николаю Земцову. В письме говорится: «10 апреля этого года наша семья узнала об открытии уголовного дела в комитете РФ о реабилитации нацизма и осквернении символов воинской славы России из‑за демонтажа памятника советскому маршалу Ивану Коневу в Праге. Наша семья является потомками младшего сержанта Черкашина Ивана Филипповича, похороненного в городе Тшчанка в Польше, могила которого была варварски снесена местными властями 8 сентября 2017 года. В настоящее время мы подали в суд на данное решение мэра Тшчанки, но, к сожалению, надежды на справедливое и быстрое рассмотрение этого дела в Польше мало. Просим Вас помочь с открытием уголовного дела по сносу и разрушению могилы 56 советских танкистов в Тшчанке по аналогии с делом по сносу памятника Ивану Коневу»».
Такие следственные действия стали возможны, потому что буквально недавно, в апреле, в Уголовный кодекс РФ внесена статья 243.4, расширяющая полномочия следственных органов России. Николай Земцов в свою очередь официально обратился к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину и попросил возбудить дело по аналогии с «пражским» делом. Это даёт большую надежду на восстановление справедливости. Как сказал правнук архитектора мавзолея в Тшчанке Антон Рубцов, это возможно при условии проведения эксгумации останков, с их последующим перезахоронением и установлением нового памятника над братской могилой воинов-освободителей. Людмила с матерью надеются, что вопрос разрешится в ближайшее время…