Начало 60-х годов прошлого столетия в Советском Союзе было богато на полёты в космос. Шесть пилотируемых кораблей «Восток» и один «Восход» были запущены в космическое пространство за четыре года. В просторы Вселенной шагнул первый человек Юрий Гагарин, там побывала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, на околоземной орбите работали Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Владимир Комаров, Константин Феоктистов, Борис Егоров.
В каждом полёте что‑то испытывали, каждый полёт был своего рода победой над космосом, но всё это уже становилось немножко привычным. Может быть, поэтому слова диктора Юрия Левитана, зачитавшего по радио 18 марта 1965 года сообщение о том, что в Советском Союзе запущен космический корабль «Восход-2» с двумя космонавтами на борту, у нас, мальчишек 8 «Б» класса, не вызвали большого ажиотажа. Однако гордость за нашу науку и технику всё же имелась. Это же надо — теперь в кабине космолёта сразу два лётчика! Нас даже не смущало, что в трёхместном втором «Восходе» был, так сказать, неполный комплект космонавтов. Да и обсуждать было некогда – уроки шли по расписанию. Прошло чуть больше часа, а тут новая весть разнеслась по школьным коридорам: впервые в мире наш, советский человек Алексей Леонов покинул пределы кабины космического аппарата и вышел в открытое космическое пространство!
Ещё ни разу я так не спешил домой из школы. Не сняв грязных ботинок, благо, что мать была на работе, а то не миновать бы мне подзатыльника, бросился к репродуктору, включил погромче и услышал более подробное известие о том, что в 11:30 по московскому времени пилот корабля «Восход-2», летчик-космонавт СССР подполковник Алексей Леонов в специальном скафандре совершил выход в открытый космос. Находясь в невесомости, он удалился от корабля на расстояние до 5 м, успешно провёл комплекс исследований и наблюдений и благополучно возвратился назад. Командир корабля «Восход-2», лётчик-космонавт СССР полковник Павел Беляев контролировал действия пилота и был готов в любую минуту прийти на помощь своему коллеге.
Вот это новость! Ну как не обсудить её с друзьями? Забыв запереть дверь, кинулся к соседскому Вовке. Он тоже сидел у радиоприёмника и встретил меня возгласом: «Во дают наши! Мы везде первые! Теперь Луна на очереди!»
Вместе порадовались тому, что состояние космонавтов после проведенных испытаний хорошее, что их полёт продолжается, и стали гадать, когда же покажут сам выход Леонова в кино.
«Может, по телевизору пустят?» – мелькнула у меня мысль. «А где ты его, тот телевизор, найдёшь? Их в Борисовке раз – два и обчёлся».
И тут я вспомнил, что мой одноклассник Витька недавно хвастался, что его родители собирались приобрести такой аппарат. Вместе с Вовкой рванули к Виктору. Он был дома, сказал, что телевизор купили, но включать его без родительского разрешения не будет.
Уж и не помню, чем мы его одарили, что пообещали, но телевизор включили. К нашему огорчению, он показал нам лишь пустой экран.
«Вечером, наверное, покажут, когда программа начнётся», – предположил Витька.
Взяв с него обещание, что пригласит нас вечером в гости, мы с Вовкой, забыв про невыученные уроки, бродили по посёлку. А когда потемнело, к удивлению Витькиных отца с матерью, заявились к ним в дом и долго, делая вид, что увлечены решением задачки из учебника, будто невзначай поглядывали на экран. И вот оно! На чёрном фоне из какой‑то трубы появляется фигура в скафандре. Ещё немного – и она, прицепленная к тросу, плывёт в безвоздушном пространстве. В треске и шуме эфира слышен доклад космонавта о том, что он находится в открытом космосе. Ура! Нам посчастливилось это увидеть!
Утром следующего дня в школе только и было разговоров про Алексея Леонова и Павла Беляева. Победа была настолько масштабной, что никто даже не удивлялся, что приземление корабля «Восход-2» произошло не в казахстанской степи, а в уральской тайге. Многие думали, что это тоже часть программы полёта. Сходились на мысли, что, может, скоро благодаря ручному режиму, испытанному при этой посадке, наши космические корабли будут приземляться в самой Москве на Красной площади. И то, что тогда героев космоса только через два дня на Байконур из той тайги привезли, особых волнений не вызывало. Подумаешь, погода подвела, но ведь живы же, здоровы, даже на лыжах до вертолёта пробежались. Молодцы – ребята! И лишь по прошествии многих лет все узнали подробности о тех трудностях, с которыми столкнулись лётчики-космонавты полковник Павел Беляев и подполковник Алексей Леонов, ставшие настоящими героями.
«В ходе полёта, – рассказывал после Алексей Архипович Леонов, – произошло несколько нештатных ситуаций, в том числе несущих смертельную опасность. Из‑за увеличения давления внутри скафандра во время выхода в космос я с трудом смог вернуться к кораблю и пройти через люк. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань. Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги – из сапог. Протиснуться в шлюз удалось лишь тогда, когда стравил часть кислорода. У меня поднялась температура, повысилось кровяное давление, усилился пульс. Но в конечном итоге всё обошлось»
Другая серьёзная проблема, как отмечалось в рассекреченном полётном журнале, возникла на заключительном этапе полёта. Когда пришло время возвращаться на Землю, по непонятной причине отказала автоматическая система солнечного ориентирования корабля. Пришлось включать ручное управление, самостоятельно ориентировать судно и включать тормозную двигательную установку. Снизив скорость, корабль спустился с орбиты. Всё это сделал Павел Беляев – и тоже впервые в мире. До того посадкой космического корабля управляли автоматизированные системы. Почти чудом избежав риска улететь в космос, «Восход-2» вошёл в атмосферу Земли, а затем приземлился в глухой тайге в 180 км от Перми. Произошло это 19 марта в 12:02 по московскому времени. Яркий парашют заметили в тайге спустя несколько часов. Космонавтам сбросили с вертолёта тёплую одежду, термосы. На следующий день до них добрались спасатели. За один день в лесу были вырублены две посадочные площадки. На первую, ближайшую к месту посадки, приземлился вертолёт. К нему на лыжах пришли космонавты и спасатели. Винтокрылая машина перебросила экипаж на аэродром в Перми, а оттуда самолёт доставил Леонова и Беляева на Байконур.
В 2017 году на экраны вышел художественный фильм «Время первых», повествующий о том давнем и сложном полёте корабля «Восход-2» и героической работе советских космонавтов. Консультантом этого фильма был лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов. После просмотра киноленты журналисты спросили его: не преувеличили ли кинематографисты то, что происходило в реальности?
«Достоверность получилась очень большая. Ничего не выдумано, все построено на фактах, но в реальности было ещё страшнее…», — ответил он.