Большинство специалистов, которые трудятся на двух заводах по производству посуды в Борисовке, периодически проходят обучение, совершенствуются. Об этом директор группы компаний Константин Хлебников рассказывает представителям СМИ почти в каждом своём интервью. А вот, к примеру, что он отмечал в разговоре с журналистом онлайн-газеты «Позитив24» относительно разработки рецептуры массы.
«Этот процесс, видимо, бесконечен. Много составляющих, переменных, и бывает, где‑то в рецептуре на экспериментальном уровне мы чего‑нибудь добавим в рамках опыта или импровизации и на выходе получаем совершенно удивительные вещи! А эксперименты мы производим каждый день. В стороне от технологического процесса, в лабораторных условиях мы, можно даже сказать, ведём научную работу», — рассказывал Хлебников.
И в этом самое живое участие принимает старший технолог Рита Ткаченко. Она продолжила семейную традицию: отец работал здесь ставильщиком-выборщиком из печей, а мама – формовщицей. Рита в старших классах школы ходила помогать ей, так что с юных лет полюбила это производство. Она получила высшее образование по специальности «Инженер-строитель», но в 2003 году трудоустроилась на Борисовскую фабрику художественной керамики сушильщицей.
«Через год с небольшим появилась производственная необходимость, и мне предложили место лаборанта, – рассказала она. – Первый опыт в этой должности получила под руководством главного технолога Антонины Савельевой. После её выхода на пенсию в этой должности работает Василий Тараскин. В 2008 году меня назначили старшим лаборантом. С конца 2014 года была технологом по глазурям, а со 2 апреля 2019-го я старший технолог. Отвечаю за работу лаборантов фарфорового направления, есть ещё один старший технолог, который отвечает за процесс изготовления керамической посуды и сувениров».
В своё время директор сделал ставку на неё не только как на перспективного специалиста, способного к самообразованию и развитию, но и как на местного жителя, заинтересованного в работе именно на этом производстве. И нисколько не ошибся. Рита Ткаченко – человек на своём месте и о любимой работе готова рассказывать бесконечно.
«Что касается массы для керамической и фарфоровой посуды, – перешла она непосредственно к производству, – то состав и технологии их приготовления мы разрабатывали, совершенствовали и продолжаем делать это до сих пор, отталкиваясь от прежних наработок и с учётом уже собственного опыта. Безусловно, используем достижения современной химической промышленности в области производства пигментов и красителей для керамической и фарфоровой посуды. Перед тем как запустить фарфоровый завод, пришлось довольно долго работать над составом массы. Опытным путём буквально на ощупь подбирали температуру и время обжига. Так что фарфор, который сейчас выпускаем, – чисто наша разработка, что называется, от и до. Благодаря профессионализму и в какой‑то мере даже чутью Василия Игоревича при непосредственном участии администрации во главе с директором Константином Анатольевичем нам удалось получить низкотемпературный фарфор высокого качества. Было очень много проб, и примерно год назад остановились на определённом рецепте, в котором добились необходимого водопоглощения».
Что касается внешнего оформления, технолог подчеркнула, что в вопросе конкурентоспособности продукции дизайн имеет одно из ключевых значений. На рынке фарфоровой посуды добиться успеха можно, предлагая уникальную, узнаваемую продукцию с функциональными преимуществами.
«Тот факт, что в России школа промышленного дизайна слабо развита, а приглашение иностранных дизайнеров – слишком дорогое удовольствие, сделал очевидной необходимость осваивать и эту сферу своими силами. Разрабатываем покрытия, различные глазури. Сейчас в нашем ассортименте множество разнообразных декоративных эффектов. К сожалению, а может, к счастью, для нас в России подобных производств нет. На родине нам негде и не у кого поучиться, поэтому ездим за границу», – отметила она.
Запуская производство фарфора, чтобы обеспечить его сбыт, руководство завода приняло решение осваивать нишу профессионального фарфора на внутреннем рынке. В этом направлении и продолжается работа — в основном с сетями кафе и ресторанов.
«Разработка конфигурации и внешнего оформления изделий складывается из нашего видения и общемировых тенденций в секторе керамической и фарфоровой посуды, – продолжила старший технолог. – Изменение и обновление ассортимента продукции диктуют производители мирового уровня, а площадками для демонстрации их достижений и векторов развития служат специализированные выставки. Наиболее свежие веяния мы постоянно отслеживаем на самых массовых международных событиях. Одно из них – ежегодная Кантонская ярмарка, или Китайская ярмарка импортных и экспортных товаров, – самая крупная в Китае торговая выставка. Часто её называют главной витриной китайской промышленности и барометром внешней торговли. Она проходит в крупнейшем по величине в Азии и третьем в мире выставочном центре «Пачжоу». Осмотрев все интересующие нас профильные экспозиции, мы всегда возвращаемся оттуда с новыми, интересными идеями, которые по возможности внедряем в свою практику в кратчайшие сроки. Это позволяет выпускать востребованную и конкурентоспособную продукцию. Кроме того, после очередного посещения этой выставки был заключён долгосрочный контракт с фирмой Kingoglass на поставку пигментов. Выставка во Франкфурте проходит раз в два года. Она достаточно показательна и для азиатского рынка, так что некоторые китайские фирмы перенимают европейский опыт. Две значимые выставки проходят в Москве: «ПИР» – для фарфористов, и «Ладья» – для керамистов. Мы всегда представляем свой ассортимент там, и в результате завязывается много контактов с заказчиками».
Сейчас дизайн – главный резерв. Пока аудитория потребителей традиционной посуды достаточно велика, но с каждым годом их выбор заметно склоняется в пользу посуды, дизайн которой соответствует современным принципам функционализма, минимализма, простоты, работы с текстурой. Поэтому основное внимание отдела главного технолога группы компаний направлено на совершенствование и расширение ассортимента глазурей для фарфора. По массе иногда тоже делают пробы, но принципиальных изменений по составу в ближайшее время не предвидится, поэтому в краткосрочной перспективе усилия будут сосредоточены именно на декоре.
Каждое рабочее утро старшего технолога начинается с печей. Она спешит в цех, чтобы увидеть результат обжига и, соответственно, оценить качество выполнения всех предыдущих этапов по изготовлению очередного заказа. В этом проявляется не только её профессионализм, но и отношение к работе.
«Работа у меня интересная, неоднообразная, творческая, – говорила Рита Ткаченко. – Мне нравится придумывать, а потом наблюдать воплощение своей фантазии. Мы как специалисты развиваемся вместе с производством и это по‑настоящему увлекательный процесс. Особенно безграничные возможности для креатива есть в декорировании посуды. Мода не стоит на месте и постоянно предлагает какие‑то необычные решения, дизайнеры стараются удивить самых искушённых заказчиков и потребителей. Поэтому скучать не приходится».
Значительную роль в повышении качества выпускаемой продукции играет и техническое оснащение производства. Старший технолог рассказала, что в ближайших планах закупка нескольких глазуровочных машин, что сведёт к минимуму человеческий фактор: переход глазури станет ровнее, а качество нанесения – выше.