Куда бы ни заводила человека судьба, рано или поздно он испытывает ностальгию и стремится домой, к родным пенатам. Побывав в разных краях, объездив и север, и юг нашей необъятной страны, писатель Пётр Мальцев вернулся в отдалённый хутор на Белгородчине, где занимается литературным трудом.
Родился Пётр Мальцев в 1956 году на хуторе Басов в крестьянской семье. В 1973 году окончив школу, поступил в Харьковский авиационный институт, где получил специальность инженера-механика. Затем два года отдал службе в армии. Уволился в запас в звании старшего лейтенанта. Затем работал на Киевском авиационном заводе имени О.К. Антонова. К тому времени у молодого человека уже была семья и двое детей. Поскольку жилищный вопрос долго не решался, Петру пришлось уволиться и сделать выбор в пользу другой работы – на недавно построенном мясокомбинате в родной Белгородской области. Ему предложили должность мастера аккумуляторного участка, а семью обеспечили жильём в общежитии. Имея хорошее образование, трудностей в работе он не испытывал. Проявив новаторский подход к делу, молодой специалист был замечен руководством предприятия, и вскоре ему предложили место заместителя директора комбината по транспорту, снабжению и сбыту.
«Когда мне в силу должностных обязанностей было необходимо вести целенаправленный поиск потенциальных покупателей, тогда зачастую помогали нужные знакомства, например, в Госрезерве России, – вспоминал Пётр Васильевич. – Я не боялся брать на себя ответственность и заключал крупные договоры с новыми заказчиками на поставку мясной продукции, консервов. Конечно, это было рискованно. Но мне везло, в нужный момент на моём пути встречались люди, готовые помочь».
Настали лихие девяностые. В стране началась эпоха всеобщего развала и передела собственности, когда многие вопросы решались далеко не законными способами. Имея внутренний стержень, Пётр Васильевич на любой должности проявлял принципиальность и непоколебимость, никогда не шёл вразрез со своей совестью, честно и открыто отстаивая свою позицию. Не всегда это нравилось руководству. На мясокомбинате он проработал около десяти лет. Затем оказался не у дел. Позднее трудился на заводе по производству комбикормов, на кирпичном заводе, который ему удалось возродить, реконструировать и запустить вновь. В 2006 году работал в должности главного инженера Тульского хлебокомбината.
«Сейчас, мысленно возвращаясь в прошлое, могу сказать, что мне такая жизнь нравилась, – отметил Пётр Васильевич. – Да, меня побросало по свету, но благодаря этому я посмотрел мир, приобрёл немалый жизненный опыт. Потеряв в очередной раз работу, обратился в агентство по трудоустройству, где мне предложили поехать на Север – в Новый Уренгой. На строительном участке в Карачаеве я проработал пять лет – с 2007 по 2012 год».
В западно-сибирских землях – крае вечной мерзлоты – даже в зимнее время встречаются места с зыбкой почвой, где гниют торфяники – так называемые «живуны». В один из таких «живунов», находящихся в районе строительства газопровода, провалился японский экскаватор. Люди остались живы, но извлечь из воронки тяжёлую технику казалось невозможным. Поразмыслив и сделав необходимые расчёты, Пётру Мальцеву с бригадой строителей удалось решить эту непростую задачу. За сохранение дорогостоящей дорожной техники Пётр Васильевич был награждён ценным подарком: от руководства предприятия ему вручили арктическую куртку, и он был назначен старшим бригадиром строительного участка. Вскоре участок был поставлен на консервацию, а у строителей появилось много свободного времени.
По словам Петра Васильевича, чтобы напитать себя положительными эмоциями, он решил взяться за перо. Так появились первые главы книги «Государева земля».
По мнению Петра Мальцева, писателями не становятся: писателем надо родиться. Ещё в детстве он полюбил чтение. В семье деда все были читающими. Отец Василий Тихонович приобщал детей с малого возраста к бессмертной классике. Рассадив их в кружок, он читал им «Войну и мир» Льва Толстого или «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Как умел, по‑детски, Пётр воспринимал услышанное, впитывая, как губка, образы и смыслы великих произведений. Уже во втором классе средней школы на занятиях по внеклассному чтению мальчик вдохновенно рассказывал о любви Григория Мелехова и Аксиньи, чем вызвал неподдельное удивление Марии Павловны – учителя младших классов. Во время серьёзного разговора с родителями преподаватель заметила, что ребёнку в столь юном возрасте рано читать подобную литературу. В результате отец вынес вердикт: «Пусть знает!» Получив отеческую поддержку, Пётр продолжал погружаться в книжные глубины. Очень любил поэзию, заучивая наизусть целые стихотворные главы. Для любителей чтения была открыта на хуторе изба-читальня с хорошей библиотекой.
«Отец, к сожалению, ушёл довольно рано, – рассказал писатель. – Хотя всю жизнь проработал кузнецом, он был творческой личностью, увлекался чтением. Старался привить любовь к книге и нам, детям. От матери, прожившей долгую жизнь, мне передалось трудолюбие. А духовные ценности прививала бабушка – Матрёна Ивановна».
Первая проба пера произошла ещё в молодые годы, когда был написан сборник стихов. Но грубая, неконструктивная критика, по словам Петра Васильевича, надолго отбила желание творить. Лишь спустя много лет, уже на Севере, он смог вернуться к писательскому труду, почувствовав непреодолимое желание излить на бумаге накопленные переживания и чувства, поделиться опытом встреч и потерь, дружбы и предательства. Проезжая однажды по Новому Уренгою, он увидел здание, где размещалась редакция городской газеты «Правда Севера». Туда и отнёс начинающий писатель свои первые рассказы, посвящённые малой родине. «Хотмыжская духовная святыня», «Басовские пруды», «Гусиные крики», «Река Готня» и другие произведения были по достоинству оценены в редакции, и начинающему писателю посоветовали не оставлять литературную деятельность. А первый сборник рассказов был напечатан в Салехарде и вошёл в Антологию ямальской литературы.
«После первого удачного опыта я с новой силой потянулся к слову, вкусил то состояние, когда не писать уже было невозможно, – признался Пётр Васильевич. – Особенное вдохновение меня посещает здесь, в родных местах. С тех пор как я поселился на хуторе, всё благоприятствует писательству. Здесь мне удаётся удачно сочетать работу за письменным столом с необходимыми хозяйственными делами, уходом за живностью и садом. И всё приносит равное удовольствие».
Знакомство с редактором литературной страницы и корректором новоуренгойской «Правды Севера» имело продолжение. К помощи корректора писатель прибегает и теперь: он утверждает, что лучше неё никто так не чувствует его слово и стиль изложения.
Стремление к уединению подвигло Петра Мальцева к переезду в родные места — на хутор Басов, где прошли его детство и юность, где жили его деды и прадеды. Здесь на местном кладбище покоится его прадед Харитон, который до Октябрьской революции владел в Басове земельными наделами. Позднее по этим землям пролегла железная дорога, построенная в 1910 году, – самая оживлённая в то время в России. По ней перевозились грузы из Донецкого промышленного региона на север и северо-запад страны. Здесь в школьные годы Пётр играл с ребятами в футбол. Отсюда пешком ходил в Кулиновскую среднюю школу, преодолевая по шпалам пятикилометровый путь.
Поселившись два года назад на хуторе, Пётр Васильевич начал ремонтировать и приводить в порядок ветхий дом и прилегающую к нему территорию, расчищать старый яблоневый сад, корчевать заросли американского клёна, выкашивать участки с многолетней сорной травой.
«В какой‑то момент я даже испугался, – вспоминал писатель, – подумал, что не справлюсь. Но, мало-помалу, сквозь поредевшие ветви начал проглядывать горизонт, а взору стали открываться прекрасные живописные дали. Внизу под горой протекает река Готня. А дальше – бескрайние поля сливаются с небом».
Чтобы поправить здоровье, по совету доктора Владимира Куликовского Пётр Васильевич завёл козу. Парное козье молоко пошло на пользу. Вскоре после встречи с читателями в Ракитном ему подарили молодую козу. Теперь Лялька и Галька радуют насыщенным, целебным молоком. Со временем появились гуси и утки муларды. Ежедневно в любую погоду Пётр Васильевич обливается ледяной водой из своего колодца, некогда заброшенного и заросшего, который он собственноручно восстановил: расчистил дно, заменил сруб. Свежий воздух, чистейшая и очень вкусная родниковая вода, ежедневный крестьянский труд дали телесную крепость. А дорогие сердцу места с могилами предков, которые писатель навещает регулярно, создают ощущение непрерывающейся связи поколений и ту осязаемую свободу, которую можно почувствовать только на родине. Здесь хочется творить. Здесь пишется легко и непринуждённо. Это и есть, по словам Петра Мальцева, рай земной. И как бы ни манили неизведанные дали, покидать дом ему давно уже не хочется. Он живёт уединённо на дальнем хуторе, и его одиночество скрашивают лишь две кошки и любимый пёсик Шарик, звонким лаем оповещающий о приближении редкого гостя. Но скучать писателю некогда: работа над новой книгой в череде с домашними хлопотами занимает всё время и внимание. Труд писателя – это, прежде всего, труд, считает Пётр Васильевич. А вдохновение приходит в процессе работы, и посещает, когда Бог изволит. Ещё есть мастерство, которое оттачивается годами и зреет от книги к книге.
В 2018 году Пётр Мальцев был принят в Союз писателей России. Его проза по достоинству оценена литературными критиками и благодарными читателями. В том же году он стал лауреатом премии «Имперская культура» в номинации «Публицистика» за серию краеведческих книг. Ранее – в 2014 году – в Открытом конкурсе литературного творчества «Родниковые строки», проводимого при поддержке «Северного издательства» и Ямало-Ненецкой общественной организации «Литератор Ямала», писатель стал лауреатом I степени в номинации «Проза». С 2012 по 2016 годы на Белгородчине вышло четыре его книги: «Государева земля», «Витязи борисовского неба», «Это надо живым», «А дальше ты шагаешь сам».
Сейчас писатель работает над очередной главой «Записок с хутора». А о глобальных планах и своих литературных задумках он по смирению говорить не любит: напишет, если Бог сподобит. В делах крестьянских – всё идёт своим чередом: уход за живностью и садом, заготовка корма на зиму для малого козьего стада. Ничто в натуральном хозяйстве не должно пропасть, всё выращенное – пойдёт в дело. Есть намерение в будущем выкосить и расчистить от зарослей весь луг – от дома до самой реки Готни, чтобы был свой выход к воде. А ещё Петра Васильевича очень заботит состояние местного кладбища. Ведь, согласно известному утверждению, именно по отношению к могилам предков судят о культуре нации. Брошенных и неухоженных могил в Басове быть не должно, когда живут на хуторе неравнодушные и трудолюбивые люди.