Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
92.13
-0.37$
98.71
-0.20
+16 °С, ясно
Белгород

Синдром отличницы. Начальник управления культуры администрации муниципалитета — о жизни

11 февраля 2022, 08:56Общество
Фото: Виктория Саблина

Сегодня Ирина Говорищева отметит 50-й день рождения.

Не повод подводить итоги, но период, когда есть о чём рассказать, сказать спасибо себе и близким. Вот так к своему первому серьёзному юбилею относится Ирина Говорищева. «Синдром отличницы и просто хорошей девочки» – так она в двух словах охарактеризовала свою жизнь на мою просьбу рассказать о себе.

Писать о человеке, которого знаешь лично и довольно‑таки давно, сложно, но вот об Ирине Говорищевой очень хочется, потому что за должностью начальника управления культуры администрации Борисовского района скрывается очень порядочный, творчески активный человек.

Ирина родилась в семье инженера и воспитателя детского сада. В годик мама привезла её к бабушке в Борисовку, ведь пятьдесят лет назад в декрете по уходу за ребёнком можно было сидеть не больше года. В Борисовке для Иры нашли няню, и с ней девочка была до четырёх лет. Ведь бабушка Анна Тихоновна Втулкина была учителем начальных классов и ещё продолжала работать. Ира с самых ранних лет наблюдала за тем, как бабушка проверяла тетради с красной ручкой. Девочка старательно учила буквы и в три года начала читать. А магия красной ручки уже с ранних лет подсказала выбор профессии – стать учителем. С четырёх лет у Иры начался новый этап в жизни: мама забрала её в Белгород и отдала в детский сад. Там её показывали, как живую игрушку, умеющую в таком раннем возрасте читать. Воспитатели в детском саду иногда пользовались этим, давая ей книгу со сказками, которые она старательно читала одногруппникам. В школе она была примером классической отличницы. Пионерская дружина, активистка, комсомолка…

«Я не испытывала кризисов разных возрастов, – рассказала Ирина Вячеславовна. – Учёба давалась легко, все школьные мероприятия проходили с моим участием, то есть общение со сверстниками строилось как‑то само собой – на позитиве. Я думаю, что законы Менделя, то есть принципы передачи наследственных признаков от родителей к детям, можно показывать на мне. Самые лучшие качества я унаследовала от прежних поколений. От папы Вячеслава Михайловича – темперамент, быстроту и скорость реакции передала бабушка Елизавета Тимофеевна, папина мама. Дедушка Григорий Павлович был хорошим юристом, от него передалось умение логически мыслить, а от маминой мамы Анны Тихоновны я унаследовала любовь к порядку, рассудительность и интеллектуальные способности. Справедливости, а также умению видеть ситуацию с разных сторон меня научила мама. Она была самая добрая и справедливая. Мама ничего мне не запрещала, но я и не пользовалась такой свободой. Вот только в 10 классе свои чёрные волосы испортила гидроперитом, но на то была причина – первая любовь: уж очень хотелось обратить на себя внимание».

Как «хорошая девочка» Ирина Вячеславовна амбициозна. Окончив школу с золотой медалью, она отправилась покорять исторический факультет МГУ. У неё не было и тени сомнения, что хочет стать учителем именно истории: она ведь была чистым гуманитарием, с детства воспитанным на примере родной бабушки-учительницы.

«В 12 лет я прочитала книгу о Древнем Риме и поняла, что история – самая удивительная наука, – вспоминает она. – Всю жизнь люблю исторические книги. Поэтому и был выбран истфак МГУ. В те годы в Москве вступительные экзамены были раньше, чем в провинциальных вузах, да и очерёдность экзаменов устанавливалась не с профилирующего предмета, а с сочинения. Тему его помню и сейчас: «Пушкин – о поэте и поэзии». Получила трояк, потом был иностранный язык и любимая история. Но баллов не хватило. Тут надо ещё сказать такую вещь для современного поколения: в те годы история считалась не только элитным предметом для преподавания, а ещё диплом истфака служил пропуском на руководящие должности».

Вернувшись из Москвы в Белгород ни с чем, она успела подать документы в наш педагогический институт имени Ольминского на исторический факультет. Это была пятница, а в понедельник, получив на первом экзамене по истории «5», Ирина была зачислена в вуз. Первые три курса пролетели на одном дыхании. Потом она вышла замуж, родилась дочь Аня, так что последний курс доучивалась заочно. Ирина Вячеславовна отдаваёт должное своему любимому мужу Виталию, который в свои 20 лет понял, что ей обязательно надо доучиться, и полгода сидел в декрете с дочкой, а она сдавала сессию, писала и защищала диплом. После окончания института Ирина Вячеславовна пришла работать в Борисовскую вспомогательную школу-интернат восьмого вида.

«Мне по жизни везло на людей, и я до сих пор помню свой первый трудовой коллектив, со многими поддерживаю хорошие, дружеские отношения, – отметила Ирина Вячеславовна. – Моим первым директором была Галина Дмитриевна Черкашина. Именно ей я обязана своим отношением к работе. Она научила меня ставить на первое место трудовую дисциплину, не забывая о человечности отношений в системе «директор – подчинённый». Уважаю и люблю эту женщину и хочу сказать, что её строгость оправдана результатом».

После трёх лет работы в интернате Ирине Вячеславовне предложили должность заместителя директора по воспитательной работе в школе-новостройке №2. Её директор Мария Петровна Сиротенко не побоялась доверить этот ответственный пост 25-летней девушке и не прогадала. 

«Мария Петровна – ещё один руководитель, который был в моей жизни добрым, понимающим наставником. Мою должность называли «зам по безобразиям» в хорошем смысле. Ведь приходилось креативить во всем. Это была вторая половина 90-х. Очень хотелось, чтобы наши ученики в стенах школы учились доброму и светлому, а не уходили в не совсем благополучную реальность за её стенами. Мне было 25, ученикам – по 16–17 лет, мы были на одной волне. Готовя очередное мероприятие, засиживались порой и до 9 вечера. А уроки истории‑то никто не отменял, но и в знаниях они меня не подводили. Так что историю и педагогику мы изучали вместе на практике. Всё было: и смех, и слёзы. Сегодня мои первые выпускники уже взрослые, солидные люди. Есть те, кто работает в ОМВД, прокуратуре, в администрации района, и со всеми у меня хорошие отношения».

Могу сказать с полной ответственностью, что Ирина Вячеславовна скромничает, рассказывая о своём педагогическом пути. Её ученики в те годы были постоянными победителями областных олимпиад по истории. За такую любовь к истории и успехи в том, чтобы донести эти знания до учеников, Ирина Говорищева в 2006 году была признана победителем первого национального проекта «Образование» и получила денежную премию.

«Да, мне в один год присвоили звание «Отличник образования», а потом вручили премию 100 тыс. рублей, их называли «путинскими». Мне, молодому педагогу, было очень лестно, что в тот год я была в числе награждённых наравне с маститым учителем русского языка и литературы из первой школы Татьяной Николаевной Филоненко. А что касается того, куда потратила эту премию, – взяла дополнительно небольшой кредит и купила машину. Это была моя мечта. Одна из многих. Хотела играть на гитаре, умею только на уровне «В траве сидел кузнечик». Хотела знать в совершенстве иностранный язык – здесь мои желания исполнил сын Иван. Он – лингвист-переводчик. Кстати, когда родился сын, а было это в 1999 году, моему мужу снова пришлось поработать «мамой», так что в декретном отпуске я не была ни разу. Мой муж – это мой надёжный тыл, всегда поддержит и выручит. Благодаря ему я могла развиваться и идти дальше. Как бы я поздно ни приходила с работы, меня всегда ждали, и это самое главное в жизни. Человек должен быть уверен, что его примут в любом настроении, после любых событий, что дома тепло и уютно. С возрастом работа, активность в общественной жизни, друзья всё равно отходят на второй план, а главной остаётся семья».

Слушая Ирину Вячеславовну, захотелось задать вопрос: «А какую бы роль в кино или театре Вы бы захотели сыграть?» Вопрос этот неспроста. Ведь ей по виду сегодняшней деятельности приходится многое пропускать через себя. И тут без актёрских данных не обойтись.

«В детстве всегда хотела быть Мальвиной. Но скажу честно: играть я не умею, я больше вижу, как надо это делать. Что касается того, как учитель стал культработником. Я уже тогда проработала в школе 10 лет. Сижу в своём кабинете и как‑то все навалилось в один момент. Не скажу, что настало профессиональное выгорание, нет, просто было желание перемен в жизни. И тут звезды сошлись. Зашёл ко мне Сергей Николаевич Кравченко, тогда он был директором школы искусств имени Ломакина и, выслушав мои чаяния, спросил, не хочу ли стать директором районного Дома культуры. Пришли мы к Марии Ивановне Немцевой, она тогда заведовала всей культурой в районе. Эта женщина-руководитель стала для меня ещё одним примером успешной управленческой деятельности. Она мягко и как‑то незаметно учила меня всем премудростям и особенностям работы в этой сфере. Я думала, что умею всё: и сценарии писать, и на сцену без текста выходить, и вести мероприятие. Но даже в самом, казалось бы, лёгком и простом деле, коим многие считают работу в культуре, должна быть дисциплина, как в поведении, так и в том, что ты говоришь со сцены», — поделилась Ирина Вячеславовна.

Вспоминая своё первое мероприятие по чествованию передовиков производства без участия Марии Ивановны, Ирина Говорищева отметила, что все организаторские вопросы и само ведение мероприятия легли на неё. Как призналась именинница, тогда она не просто переживала, а думала, что вообще в обморок упадёт. 

«Когда после финала закрылись кулисы, наступило какое‑то опустошение, но доброе. Всё получилось. До сих пор люблю этот момент финала, когда вся наша команда, готовившая мероприятие, выдыхает: «Мы сделали это!», — вспоминала Ирина Вячеславовна.

Сегодня в культуре района работает очень профессиональный коллектив. Это почти 200 человек

«Не буду выделять кого‑то – каждый на своём месте. За ними как за каменной стеной. У нас отличный тандем. Я – для них, они – для меня. За свою жизнь встречалась с разными интересными людьми. Они для меня, как новая книга. Всегда думаю о новом человеке, что он хороший. В жизни надо верить в лучшее. Сколько мне лет в душе? Нет, не 18, где‑то 35. Есть уже и опыт, и мудрость», — сказала Ирина Вячеславовна.

Она также отметила, что работа отнимает львиную долю времени и сил, но семья главнее. Дочь Анна тоже работает в культуре, сын живёт и работает в Белгороде. Внучке уже 10 лет. Она по характеру вся в бабушку, снова работает закон Менделя. 

«Люблю просто гулять по Борисовке. Музыку – в уши и вечерние прогулки – повод понаблюдать за людьми, за тем, как изменилась с моего детства любимая Борисовка. Люблю порядок, простор, когда все здоровы, не терплю глупых, вздорных людей, а ещё, говоря аллегориями, когда темно и неопределённо. Пусть всё будет ясно. Ночью много придумываю, но не во сне, просто не сплю, и мысль пришла, иногда осеняет, когда занимаюсь ремонтом, люблю ремонты и перемены. А что до цифры 50 в паспорте?! Да какая разница, 49 или 51. Итоги подводить рано, а вот только зеркала бы заменить, раньше отражение было моложе», — призналась Ирина Вячеславовна.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 15:33
Валовый доход субъектов МСП в Белгородской области составил более 320 млрд рублей
Материал
ОбществоВчера, 10:16
Вячеслав Гладков сообщил о начале сева сои в регионе
Материал
Общество24 апреля , 09:53
Вячеслав Гладков поздравил сборную со вторым местом во всероссийских соревнованиях по многоборью ГТО