Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
94.09
-0.23$
100.53
+0.25
+9 °С, дождь
Белгород

Борисовские педагоги поделились своими чувствами по поводу онлайн-обучения в школах

5 ноября 2022, 08:56ОбществоФото: Карина Лукьянова

Дистанционный формат работы продлится до 1 декабря.

Практически с середины октября в связи с последними событиями образовательные учреждения 11 муниципалитетов Белгородской области, в числе которых и Борисовский район, перевели на дистанционный формат обучения. По окончании досрочно начавшихся школьных осенних каникул такой формат обучения продлится вплоть до 1 декабря. Дальнейшие решения местных властей по этому вопросу пока неизвестны.

Веяние времени

Школьники муниципалитета, да и других регионов страны впервые столкнулись с массовым дистанционным обучением во время пандемии COVID-19 в 2020 году. Тогда для многих учреждений такой формат получения знаний был нетрадиционным и вызывал много вопросов, касающихся организации учебного процесса.

Пройдя через такой нелёгкий этап, школы постепенно, но уверенно начали возвращаться к обычному режиму работы. Конечно, в то время при выявлении случаев заболевания коронавирусом среди учителей или учащихся незамедлительно принимали соответствующие ограничительные меры, однако, невзирая на это, всё медленно возвращалось в прежнее русло.

Сейчас практически все образовательные учреждения России работают в прежнем режиме. Исключение – организации приграничных с Украиной российских областей, которые иногда подвергаются обстрелам. В связи с такой обстановкой и в целях обеспечения безопасности маленьких жителей данных территорий во многих районах регионов, граничащих с соседним государством, с середины осени было введено дистанционное обучение. Педагоги Борисовского района Белгородской области рассказали, как отнеслись к принятым мерам.

Находясь в пятикилометровой приграничной зоне

Берёзовское сельское поселение расположено в западной части Борисовского района. В его административном центре – селе Берёзовка – расположилась местная школа, которой ещё в 2002 году было присвоено имя руководителя пилотажной группы «Русские Витязи» Сергея Николаевича Климова. На данный момент в учреждении обучаются 89 учеников, а их проводниками в мир знаний являются 19 преподавателей. Директор школы – Наталья Хуторная. В данной должности она три с половиной года. Только приступив к выполнению своих должностных обязанностей, Наталья Александровна сразу начала проходить своеобразное боевое крещение, которое продолжается до сих пор.

«В 2020-2021 годах мы периодически уходили на дистанционное обучение. Связано это было с пандемией коронавирусной инфекции. Вначале у нас сильно болели преподаватели. Был такой период, когда коронавирус охватил практически до 80% наших учителей. А через время, в следующем учебном году, начали массово заболевать учащиеся. Поэтому в связи с карантином время от времени уходили на дистанционное обучение, – вспоминает директор Берёзовской средней общеобразовательной школы имени С.Н. Климова Наталья Хуторная. – Тогда с такой формой обучения мы столкнулись впервые и в основном работали с помощью приложения ИСОУ «Виртуальная школа». Загружали туда необходимый учебный материал, который потом ученики изучали самостоятельно. В то время мы не проводили с ребятами занятия в режиме онлайн-конференций». 

Можно сказать, Берёзовская школа перешла полностью на дистанционное обучение в апреле этого года.  Именно такой формат получения образования на тот момент захлестнул все учреждения области, которые находились в пятикилометровой приграничной зоне.

«Поскольку к тому моменту все педагоги были обучены работе в онлайн-режиме, дистанционное обучение далось нам проще, чем в предыдущие разы. Весь наш педагогический состав прошёл курсы по обучению дистанционным технологиям, – рассказывает директор учреждения. –  Сейчас наши преподаватели активно пользуются такими хорошими онлайн-платформам, как «Российская электронная школа» и «Учи.ру». К тому же полностью перешли работать на информационно-коммуникационную платформу «Сферум» (Прим. ред. – часть цифровой образовательной среды, которая создаётся Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование»). На ней достаточно легко и просто работать, но есть и проблема, связанная с нагрузкой на платформу. Из-за большого количества пользователей иногда бывают сбои в системе».

К использованию данной платформы для коммуникации с учениками и освоению ими учебной программы учреждение прибегло и в этот раз. После длительного периода дистанционного обучения, которое продлилось у них с апреля и до конца учебного года, школа снова вернулась к онлайн-занятиям в октябре. Такой поворот событий, если не лукавить, не вызвал положительных эмоций ни у преподавателей, ни у их учеников.

«Не могу сказать, что преподаватели рады такому положению дел. Это время непростое для всех нас, и эмоционально бывает нелегко. Ведь интернет не заменит никогда живого общения. Но мы как взрослые люди прежде всего заботимся о безопасности нашего юного поколения. Поэтому и отнеслись к удалённому формату обучения с пониманием, – поделилась Наталья Хуторная. – Конечно, очень расстроились дети. Они делятся с нами своими переживаниями. Многие устают за компьютером, несмотря на то что мы соблюдаем все правила и нормы СанПиНа. Вижу, как им не хватает живого общения со сверстниками и с нами, педагогами. Помню, во время прошлой удалёнки собрали ребят 9 мая на митинг в Борисовке, и они были так рады увидеть друг друга не через экран, что искренне благодарили нас за такую возможность».

Особо актуальны в данной теме и некоторые вопросы об организации удалённого учебного процесса в сельских местностях. Здесь проблемы следующего характера: отсутствие интернета или необходимой техники. Ведь далеко не везде проведён оптоволоконный интернет и далеко не у каждого есть компьютер или гаджет. При возникновении таких сложностей отдать должное можно руководству школы, которое старается сделать так, чтобы ни один ребёнок не был ущемлён в одном из главных прав человека – праве на образование.

«Мы всегда находим выход из ситуации. Например, после каникул планируем выдать планшеты тем, кто нуждается в них. В основном это ребята из многодетных семей, где сразу несколько детей получают образование, поэтому их личной техники не хватает для всех, – отметила Наталья Александровна. – Также у нас есть ученики, которые проживают в отдалённых частях сёл, где интернет не проведён. Таких учащихся единицы, но мы их ни в коем случае не оставляем. Постоянно созваниваемся, списываемся с ними и передаём задания, которые они выполняют и отдают назад для проверки». 

Директор учреждения призналась, что не ожидала того, что они повторно уйдут на удалёнку в этом году, и рассчитывала на лучшее. У всех преподавателей были радужные надежды на новый учебный год, но они не оправдались.  В их школу снова вернулась полная тишина, где нет топота детей и их озорного смеха. Сама Наталья Хуторная смотрит в будущее оптимистично и продолжает верить, что скоро ситуация нормализуется, а в стенах школы вновь зазвучит детский смех.

Дистанционное обучение в начальных классах

В этом году наряду с Берёзовской школой образовательное учреждение Грузсчанского сельского поселения повторно перешло с очного формата обучения на дистанционный. Произошло это дважды и в те же сроки. Удалённое обучение, которое проходило в предыдущем учебном году, также было вызвано расположением учреждения в приграничной зоне. Тогда все ученики школы, которых более 100 человек, занимались в режиме онлайн. Особо радостным днём для ребят и работников учреждения стал 1 сентября. В День знаний двери Грузсчанской средней общеобразовательной школы вновь распахнулись перед учащимися. Радость захлестнула и старшее, и младшее поколения, но продлилась она недолго: через месяц учреждение вновь начало работать онлайн. Нелегко пришлось самым младшим ребятам, которые не всегда могут самостоятельно  выполнить некоторые действия в системе. О том, как ребята старались быстро включиться в такую работу, знает не понаслышке учитель начальных классов Грузсчанской школы Валентина Зозуля. У неё третий класс, в котором обучаются семь учеников. Сама Валентина Николаевна трудится в учреждении с 1983 года.

Фото: Карина Лукьянова

«В первый раз, когда мы переходили на дистанционное обучение, если честно, испытывали стресс, так как за кратчайшие сроки необходимо было наладить весь процесс. Мы были на разных курсах, где нас научили пользоваться техникой. Параллельно делились своими знаниями об обращении техникой и с родителями, –  рассказывает учитель. – Но больше всего испытали стресс дети.  Многие из них оставались дома одни, так как родители работают. И соответственно оказать техническую помощь днём им было некому. Мы старались помогать им как могли. Здесь отдельное спасибо хочу выразить родителям за их отклик.  Они не считались со своим временем, придя с работы, а также обеспечивали полный доступ к занятиям в интернете. Без их участия ничего бы не вышло. Ведь малыши не владеют ещё так хорошо техникой, как дети постарше».

Несмотря на небольшие затруднения в самом начале дистанционного обучения, на этот раз для младших школьников процесс прошёл безболезненно. Да и организация такой учёбы была значительно легче для педагогов: у них уже был опыт в этом деле. Переход на дистанционное обучение в октябре учителя сразу начали с налаживания взаимосвязи с родителями школьников. Так, было проведено родительское собрание, в ходе которого педагоги полностью изучили запрос родителей по техническому оснащению и выслушали их предложения по организации учебного процесса.  Таким образом, всех, кто нуждался в технической помощи, школа снабдила необходимым оборудованием для дистанционного обучения. 

В этом учреждении, как и в других, учебные видеоконференции проходят на платформе «Сферум». А хорошим помощником выступает государственная образовательная платформа «Российская электронная школа», в базе которой находятся различные интерактивные уроки. Но, как считает Валентина Зозуля, ни одна из качественных платформ не может заменить настоящее общение.

«Очень хочется живого общения, а также чтобы в нашем классе и школе звучали детские голоса, – поделилась она. – Проводить уроки онлайн намного тяжелее, чем очно. Устаёшь. Да и переживаний больше. Ведь вживую сразу видно, у кого из ребят возникают затруднения при освоении новой информации, а через экран это не всегда понятно. Тем не менее мы стараемся работать с ребятами так, чтобы у них не было пробелов в знаниях. И только общими усилиями мы достигнем неплохого качества знаний».

Если у учеников случаются сбои, связанные с работой интернета или сбоем платформы, преподаватель быстро  реагирует на проблему и помогает её решить. Хоть Валентина Николаевна и обучилась работе в режиме онлайн и уже на хорошем уровне владеет навыками ПК, всё равно скучает по живому общению с учениками и по их настоящим школьным тетрадям.

«Очень хочется, чтобы всё нормализовалось и мы вернулись к очному формату. Несмотря на то что дети не впервые находятся на дистанционном обучении, с каждым разом им эмоционально трудно проходить через это. Ведь школа есть школа. Я верю в то, что в этом году в актовом зале нашей любимой школы мы вместе с детьми будем водить хоровод вокруг ёлки», – добавила педагог Грузсчанской школы.

Онлайн-занятия по школьным предметам

Все средние общеобразовательные учреждения, которые перешли на дистанционный формат обучения, в обязательном порядке продолжают обеспечивать изучение всех школьных предметов с первого по 11 класс в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом РФ. Согласно ему работают и соответствующие учреждения Борисовского района.

Фото: Карина Лукьянова

Так, педагог Борисовской школы №2 Алёна Эдуардовна Шаповалова осуществляет бесперебойный процесс обучения по двум учебным предметам «Русский язык» и «Литература». В этом учебном году преподаёт она их в 5, 6 и 11 классах.

«У нас дистанционное обучение осуществляется с помощью ИСОУ «Виртуальная школа».  К этой системе есть доступ как у родителя, так и у ребёнка. На платформе взрослые могут ознакомиться с оценками из электронного дневника их ребёнка. А для учеников на ней предусмотрена специальная карта урока по каждому предмету, которую создаёт учитель. В данных картах указаны все задания, которые необходимо выполнить ребёнку. Например, посетить онлайн-урок через платформу «Сферум» и так далее, – объясняет Алёна Эдуардовна. – Помимо того, мы работаем с образовательной платформой «Российская электронная школа», где есть информативные видеоуроки».

Поскольку преподаватель сейчас параллельно со своей трудовой деятельностью осваивает и программу высшего образования в аспирантуре, ей, как никому другому, близки переживания, которые испытывают сейчас как школьники, так и их родители. В этом учебном году вуз, в котором она получает соответствующее образование, также перешёл на дистанционный формат обучения. Однако в первую очередь молодой педагог придерживается той позиции, что забота о безопасности детей – главное в данном вопросе.

«Не могу сказать, что дистанционное обучение – это плохо.  В таком формате есть и свои плюсы. Один из них заключается в том, что ребёнок учится самостоятельности. Это качество ему очень пригодится в дальнейшем, когда он окончит школу и начнёт проходить через новые жизненные этапы. Но также я понимаю, что и живое общение дорогого стоит.  В очном формате обучения учитель сразу может обратить внимание ребёнка на какие-то его ошибки в ходе выполнения заданий, а в режиме онлайн на это потребуется время. Сейчас я действую так: проверяю выполненные ребятами задания, и если есть недочёты, то стараюсь подробно им прописать, на что следует обратить особое внимание».

Алёна Шаповалова не только преподаёт учебные предметы, она ещё классный руководитель. Её ребята – ученики 6 класса. Они ей доверяют, делятся своими переживаниями, а также говорят о том, как сильно скучают по школе и одноклассникам. Что касается самой Алёны Эдуардовны, то она, как и каждый педагог, ждёт того момента, когда школьные кабинеты перестанут пустовать и будут освещаться яркими улыбками детей.

Врезка: 

Педагог-психолог Межрайонного центра психолого-педагогической помощи детям Борисовского района и Грайворонского городского округа Светлана Бутенко дала советы о том, как наименее безболезненно перейти на дистанционное обучение.

Фото: Из личного архива Светланы Бутенко

Родителям:

  1. Начать нужно с принятия ситуации. Дистанционное обучение – вынужденная мера с целью сохранения жизней наших детей. Расставляйте правильно приоритеты. Жизнь и здоровье детей – превыше всего, а учёбу можно наверстать.
  2. Если ребёнок остаётся дома один без взрослых, то важно заранее обсудить с ним ряд правил безопасного поведения в различных ситуациях. Начиная от безопасности в быту, безопасного пользования интернетом и до того, как вести себя в чрезвычайной ситуации.
  3. Помогите младшему школьнику организовать для себя рабочее место.
  4. Проследите, чтобы во время занятий ничего не отвлекало ребёнка, а также не забывайте регулярно проветривать помещение.
  5. Будьте на связи с педагогом, задавайте ему вопросы, если вам что-то непонятно.
  6. Хвалите детей!
  7. Следите за соблюдением привычного режима дня, даже если уже ребёнку не нужно тратить время на дорогу в школу.
  8. Следите за эмоциональным состоянием ребёнка. Разговаривайте с ним о том, что его тревожит.

Ученикам:

  1. Помните, что дистанционное обучение – это ваш тест на взрослость и самостоятельность.
  2. Следует соблюдать правила безопасности в быту, на улице и интернете.
  3. Соблюдайте режим дня. Чередуйте учёбу и физические нагрузки.
  4. Соблюдайте правила безопасного пользования интернетом: не общайтесь с незнакомцем, не сообщайте персональную информацию о себе, не поддавайтесь провокациям в сети.
  5. Обозначьте себе время на выполнение домашних заданий и придерживайтесь его.

Учителям:

  1. Продолжайте заниматься привычными делами, хобби и творческими занятиями.
  2. Выполняйте упражнения для снижения уровня стресса: короткие медитации, глубокое дыхание, улыбка или смех, запись прошедших за день событий и чувств, связанных с ними.
  3. Гуляйте на свежем воздухе и занимайтесь лёгкой физической нагрузкой.
  4. Делитесь своими сложностями с близкими.
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Карина Лукьянова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 11:59
День местного самоуправления отметили в Борисовском районе
Материал
ОбществоСегодня, 10:30
Военнослужащие с передовой прошли первое тестирование по образовательной программе «Время героев»
Материал
ОбществоВчера, 21:13
Вячеслав Гладков сообщил о ходе реализации программы предоставления жилья многодетным семьям