Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
87.81
+0.07$
95.78
+0.03
+32 °С, ясно
Белгород

Борисовский Кулибин. Детское увлечение Романа Целих стало любимым делом его жизни

6 января 2023, 12:00ОбществоФото: Виктория Ковальчук

Пожалуй, нет такого механизма, который мастер-любитель не смог бы починить или собрать.

Энтузиаст-любитель отличается от профессионала лишь тем, что, всецело посвящая большую часть своего времени излюбленному занятию, он действует добровольно и безвозмездно, увлекаемый творческой идеей.

От деда и отца

Так случилось, что Роман Целих с раннего детства начал интересоваться устройством автомобилей и разных механизмов. Ему было недостаточно смотреть на движущуюся технику, но интересно было понять, как она работает.

Его отец – Леонид Иванович – трудился водителем в Борисовском рыбхозе, все неисправности грузового автомобиля устранял самостоятельно. Маленький Роман находился рядом с ним, наблюдая за работой и нередко выполняя посильные поручения.

«Для меня запах мазута – всё равно, что аромат крема, – смеётся Роман Леонидович, – руки в нём по локоть – привычная картина».

Иван Петрович – дед мальчика, ветеран Великой Отечественной войны – был механизатором в совхозе «Прогресс». А в свободное время занимался починкой малых транспортных средств: велосипедов, мопедов. Внук, конечно же, присутствовал при этом процессе.

«Рома, кем ты хочешь стать?» – вопрошал его дедушка. «Поеду в Ленинград учиться на слесаря», – с серьёзным видом отвечал тот. Отчего именно в Ленинград собирался на учёбу пятилетний Роман, теперь уж он и сам не помнит. А в десятилетнем возрасте мальчик самостоятельно установил электромотор на велосипед, улучшив его скоростные свойства. Немного спустя уже собрал карт, на котором разъезжал по полям. По окончании восьми классов школы имени Кирова Роман учился в Борисовском профессиональном лицее №29, получив специальность тракториста-машиниста широкого профиля. Затем три года работал водителем в местном рыбхозе, в течение 14 лет развозил корреспонденцию на почтовом фургоне. Сейчас он трудится в Новоборисовском ХПП аппаратчиком комбикормового производства. А в свободное от работы время в домашнем гараже собирает, словно детский конструктор, «Москвич-402» 1956 года выпуска.

С техникой на «ты»

Пожалуй, нет такого механизма, который мастер-любитель не смог бы починить или собрать. И всё ему даётся легко: делается, как песня поётся. Сам Роман осознаёт, что это его умение – дар Божий. Так к этому и относится – спокойно и с благодарностью. Но одно дело – иметь талант, и совсем другое – использовать его и приумножать. Всё, что в доме построено, сделано руками его хозяина. Подвал четырёхметровой глубины и площадью 20 метров – настоящий бункер – выложен красным кирпичом. Всю кладку Роман делал самостоятельно, чем немножко гордится. Над входом в подвал соорудил навес для автомобиля, металлическую конструкцию которого деталь за деталью приваривал с помощью сварочного аппарата вечерами после работы. Большой гараж в 60 квадратных метров, используемый в качестве мастерской, также построен самим мастером и оборудован всевозможными инструментами и станками, многие из которых сделаны собственноручно. Здесь есть все необходимые приспособления для металлообработки и автослесарного дела.

Фото: Виктория Ковальчук

Временами знакомые просят Романа помочь в починке легковых автомобилей – устранить неполадки в двигателе. В свободное от основной работы время он занимается наладкой моторов. Но посвятить себя авторемонту всецело не желает: любимое дело должно приносить радость, удовлетворение от того, что нерабочая техника вновь функционирует. Увлечение не должно становиться профессиональной обязанностью.

Трактор 4х4

Лет двадцать назад задумал Роман облегчить крестьянский труд, чтобы процесс обработки земли, высадки корнеплодов стал менее трудоёмким. Поразмыслив, решил он собрать трактор. Настоящий мастер лёгких путей не ищет: в дело пошло всё, что только можно было найти в скупках металла и на свалках битой техники.

«Где-то нашёл кусок рамы, задний мост снял со старого отцовского УАЗа, какие-то детали подыскал в металлоскупке, двигателю, сданному в утиль, подарил вторую жизнь, и так из всяких металлических обрезков собрал свой трактор, – рассказал Роман Леонидович. – Потом изготовил навесное оборудование: плуг, травокосилку, картофелекопалку. Позже сделал тележку-прицеп, нож-скребок для уборки снега зимой. А затем постепенно начал модернизировать трактор: заменил двигатель на более мощный, поставил передний мост. В итоге получился полноприводный трактор-вездеход. Надо было рассчитать передаточное число. Здесь пригодились знания, полученные в лицее».

С теплом вспоминал Роман своего наставника Виктора Михайловича Фёдорова, преподававшего предмет «Тракторы, автомобили» и обучившего лицеистов всем необходимым навыкам.

«Года два назад я завершил тюнинг и теперь своим произведением доволен, – с удовлетворением заметил борисовский умелец. – Он – моё «детище». Помимо улучшенных ходовых качеств и функциональных возможностей, есть в кабине тёплая печка, с которой не холодно даже зимой. А чтобы было не скучно, я установил автомагнитолу. Теперь езжу с музыкой».

Применил мастер новаторский подход. Обычно у тракторов с навесным оборудованием гидравлическая система постоянно действующая.

«Почему бы не сделать её подключаемой? – задался вопросом рационализатор. Сказано – сделано. Поразмыслив, исправил этот «недочёт», и теперь гидравлика работает только тогда, когда это необходимо».

В результате модернизации самодельный трактор доведён до совершенства. Есть у него и собственное имя – Bedford Blitz, доставшееся ему от старенького «Опеля» – мультивэна. К логотипу добавилось обозначение полного привода – «4х4». Теперь мини-трактор – лучший помощник в хозяйстве: на нём Роман и пашет, и сеет, и косит траву, и снег убирает, и грузы в телеге перевозит. Неоднократно хозяина упрашивали продать чудо-трактор и неизменно получали отказ: Bedford Blitz – и помощник, и «детище», и почти одушевлённый предмет. Он как друг. А друзей не продают.

Ретро-авто в новом качестве

Двадцать лет стоял в гараже в разобранном виде старый «Москвич-402» – ждал своего часа. Уже год Роман восстанавливает его, собирая по частям. Останки автомобиля мастер приобрёл в скупке металла, не найдя в себе сил пройти мимо него. Недостающие детали подбирал на интернет-ресурсах у таких же любителей старины. Однако купить запчасти по сходной цене без посредников бывает сложно: ретро-автомобили в настоящее время весьма востребованы и дороги.

«Начинка» у машины стала современнее: установлены более мощный и надёжный жигулёвский мотор от «Нивы» и коробка передач. Колёса также отличаются по размеру от номинальных. Но внешний вид и интерьер салона будут воссозданы полностью: вся обшивка, сидения, молдинги и даже цвет «баклажан» повторят оригинальное исполнение.

На этот автомобиль у Романа созрели далеко идущие планы: по завершении реконструкции во время отпуска отправиться с супругой Ларисой и дочерью Жанной в путешествие по России, совершить ретроспективный скачок во времени.

«Задумка состоит в том, чтобы всё было аутентично – и ретро-автомобиль, и наша одежда по моде пятидесятых годов, – поделился Роман Леонидович. – Карандашом на карте начерчу круг, который и будет маршрутом нашего автопробега. Хочу навестить друзей по лицею. А главной целью поездки станет участие в фестивале ретро-автомобилей марки «Москвич», регулярно проходящем в Санкт-Петербурге».

Занятие Романа семья поддерживает. Все с нетерпением ждут окончания работ и уже предвкушают будущее увлекательное путешествие.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Виктория Ковальчук
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 11:19
Вячеслав Гладков – о дополнительных мерах поддержки жителей приграничья
Материал
Общество12 июля , 15:12
Власти Белгородской области почтили память героев Прохоровского танкового сражения в 81-ю годовщину
Материал
Общество11 июля , 14:54
Белгородская семья стала одним из победителей конкурса «Это у нас семейное»