Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
92.13
-0.37$
98.71
-0.20
+15 °С, туман
Белгород

Директор Борисовской СОШ №2 Елена Иванчук удостоена звания «Лучший по профессии 2022 года»

4 марта 2023, 11:00ОбществоФото: Виктория Ковальчук

Не каждое учебное заведение нашей области имеет такую материально-техническую базу, как в этой школе.

В концертном зале ЦКР «Борисовский» 18 февраля состоялась церемония награждения лучших коллективов, руководителей и передовиков производства за 2022 год. Среди них – директор школы №2 Елена Иванчук. Она рассказала об организации работы в возглавляемой ею школе, направлениях развития, участии образовательного учреждения в национальных проектах и планах на будущие преобразования.

 Елена Васильевна, каковы особенности возглавляемой Вами школы?

 Наша школа – единственная в районе, с 2001 года работающая как Школа здоровья, принципы работы в которой и сегодня не утратили своей актуальности. В законе «Об образовании» приоритетным направлением наряду с образованием и воспитанием является сохранение и укрепление здоровья. Мы работаем по триместровой системе в режиме «пять недель учебных занятий – одна неделя отдыха». При этом общее количество каникулярных дней такое же, как в других школах, но аттестации – три. Ежегодно в феврале, когда проходит третья – самая продолжительная – четверть, в нашей школе наступают каникулы. Таким образом, дети имеют возможность избавиться от эмоциональной нагрузки и набраться сил для дальнейшей учёбы.

 Расскажите о спортивных объектах на территории школы.

 Действительно, в школе создана обширная физкультурно-оздоровительная составляющая. Не каждое среднее учебное заведение нашей области имеет такую материально-техническую базу, как в нашей школе. На этапе её строительства в 1997 году был оборудован плавательный бассейн, в котором в 2021 году прошёл ремонт. Остальные объекты создавались по мере поступления средств. Прежде всего, они были получены при реализации программы «Газпром – детям», в результате чего построили многофункциональную площадку. За счёт средств, сэкономленных на капитальном ремонте спортивного зала, были приобретены уличные спортивные тренажёры. Также при проведении капитального ремонта реорганизовали ряд помещений, и в цокольном этаже был создан блок физкультурно-спортивного направления, который включает теннисный, борцовский и тренажёрный залы. Ещё у нас есть зал хореографии. Всё это позволяет увеличить количество занятий для детей и разнообразить их. На базе нашей школы работают секции дополнительного образования спортивного уклона: секции дзюдо, тяжёлой атлетики, волейбола, баскетбола и плавания.

В этом году вернулся в родную школу наш выпускник – специалист по плаванию Эдуард Слинько. Теперь у нас есть отделения оздоровительного и спортивного плавания. Помимо того, в рамках программы «Плавание для всех» в школе организованы дополнительные занятия для начинающих.

 Как работаете по профориентации?

 Уже с 4 класса начальной школы мы стараемся выявить склонность детей к той или иной деятельности. Для этого проводится анкетирование, по результатам которого выявляем приоритеты детей. На основании этого формируем заявку по внеурочной деятельности основной школы. В прошлом году мы таким образом сформировали пятый - медицинский класс. В текущем году пошли по другому пути: создали смешанные предпрофильные группы, которые объединяются на внеурочную деятельность. Таких профильных направлений несколько: первое – социальное, второе – IT и третье – медицина.  Для работы во всех группах в школе имеется хорошая материально-техническая база и квалифицированные специалисты.

 Что подвигло перейти на такую форму организации профильного обучения?

 Определение детей в профильный класс на уровне среднего общего образования лишает их возможности пересмотра своих профессиональных предпочтений до окончания школы. А если создаются условия предпрофильного обучения в более раннем возрасте, у ребят появляется возможность попробовать себя в разных направлениях деятельности и к окончанию 9 класса определиться с выбором профильного направления, а значит, и будущей профессии. С этого года в учебный план 8 класса включён элективный курс «Моя будущая профессия», на котором дети знакомятся с миром современных профессиональных направлений. Это очень важно, потому что зачастую школьники даже не подозревают о существовании многих новых специальностей.

В чём отличие внеурочной деятельности и дополнительного образования?

Внеурочная деятельность является обязательным содержанием образования, но обучающиеся и их родители (законные представители) могут выбирать направления самостоятельно. Элективные курсы - это часть учебного плана, формируемая школой. Знания в рамках этого курса оцениваются. При изучении его более одного года оценка ставится в аттестат зрелости. Дополнительное образование не является обязательным и избирается школьниками по желанию.

 Какие ещё мероприятия проводите для выявления профессиональных склонностей детей?

 Для обнаружения предрасположенности учащихся к той или иной профессиональной деятельности с детьми работают наши педагоги-психологи. В ходе собеседований и на основании проводимых тестов они определяют способности ребят к различным профессиям и дают соответствующие рекомендации. Нередко случается, что ребёнок выбирает тот вид деятельности, к которому у него нет заметных способностей. В этом случае мы рекомендуем детям пересмотреть свои приоритеты и стараемся перенаправить их в нужное русло.

Какие направления в рамках среднего общего образования существуют в школе?

 Выделены три основных направления: гуманитарное, естественнонаучное (медицинское) и технологическое. Помимо того, в текущем году на основе универсального учебного плана добавлены социальное и биологическое направления. Те дети, которые не желают в дальнейшем связать себя с медициной, но им нужна биология, занимаются в биологических группах. А в социальном направлении география, экономика и право изучаются на углублённом уровне. До сентября 2023 года в соответствии с действующим Федеральным государственным стандартом среднего общего образования школьники могут, выбирая одно из направлений, не изучать предметы, входящие в остальные блоки.  Обязательными являются лишь одиннадцать предметов. Стоит подчеркнуть, что приказом Министерства просвещения РФ внесены изменения в ФГОС СОО: с 1 сентября 2023 года все школы Российской Федерации будут обучаться в соответствии с обновлённым ФГОС СОО. Учебный план будет содержать не менее 13 учебных предметов и предусматривать не менее двух предметов на углублённом уровне, в соответствии с выбранным профилем обучения.

В соответствии с Федеральным законом от 24 сентября 2022 года №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьёй 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» исключено понятие «примерная основная образовательная программа» и введено новое – «федеральная основная общеобразовательная программа», определяющая единые для Российской Федерации базовые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы. В связи с этим нам предстоит к 1 сентября 2023 года разработать новую основную общеобразовательную программу для каждого уровня обучения с учётом федеральных образовательных программ - «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» (начальное общее образование), основного и среднего общего образования - «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

Теперь неважно, где территориально будет обучаться ребёнок: во всех средних учебных заведениях Российской Федерации вводится единая программа. Таким образом, в школу постепенно возвращаются хорошие традиции. В прошлом году наша школа получила лицензию на ведение профессионального обучения. Освоив программу профессионального обучения на уровне среднего общего образования, дети смогут получить свидетельство о профессии рабочего, служащего по выбранному направлению деятельности, например, «Младшая (ий) медицинская(ий) сестра (брат) по уходу за больными».

Наблюдаете ли Вы эффект от профильного обучения?

 Эффект, безусловно, есть. Профильное обучение в нашей школе проводится с 2012 года, а развитие материальной базы и целенаправленная подготовка учащихся по выбранным профилям началась с 2018 года. За пять лет выявилась отчётливая тенденция: примерно 50% наших выпускников поступили в различные российские вузы на бюджетные места по профильным предметам. За последние годы процент поступления наших выпускников в вузы значительно вырос. Помимо этого, мы выстраиваем для учащихся 11 класса «дорожную карту»: проводим экскурс по высшим учебным заведениям, осуществляющим обучение на бюджетной основе. Таким образом, мы убедились в правильности выбранного школой профессионального ориентирования учащихся.

 Что способствует укреплению материально-технической базы школы?

 Мы активно используем грантовые средства. Первым грантом, который выиграли, был областной. В 2019 году был второй - министерский. С его помощью сделали первый шаг на пути к цифровизации учебного процесса: оборудовали конференц-зал, приобрели ноутбуки, интерактивные доски, программное обеспечение. Всё это позволяет вывести процесс обучения на совершенно новый уровень, изменить структуру урока, сделать преподаваемый материал максимально наглядным. А его визуализация в значительной степени мотивирует учащихся. Вторым этапом стало открытие Центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста», в котором создано образовательное пространство для отработки практических навыков по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология». Ежегодно мы пополняем материальную базу за счёт средств бюджета, внебюджетных источников, а также собственных средств. В 2022 году нам дополнительно были выделены средства на нормативное содержание, что позволило значительно улучшить материальную базу, связанную с информационными технологиями. Мы приобрели новые веб-камеры, системные блоки, принтеры, 3D-принтер, проекторы, в том числе лабораторное оборудование для кабинетов физики и химии, а также виртуальные лаборатории.

 Не было ли мысли создать спортивное профильное направление?

 Действительно, для занятий различными видами спорта в школе есть все условия. Был план создать спортивный класс, но пока говорить о его реализации преждевременно: у нас нет квалифицированного специалиста, способного взять организацию этого направления на себя. Но главная причина в том, что из среды учащихся мы не сможем набрать целый класс детей, желающих связать свою жизнь со спортом в качестве профессии. А в рамках дополнительного образования наши ученики посещают спортивные занятия 3-4 раза в неделю.

 Елена Васильевна, чем ещё интересна Ваша школа?

 В школе созданы условия для детей с особенными образовательными потребностями. На сегодняшний день таких ребят 18. Они разных возрастов – с 1 по 9 классы. Мы используем уникальную в своём роде модель обучения таких детей. Наша школа является региональной стажировочной площадкой по организации инклюзивного образования. Для данной категории организованы занятия двух видов: полная инклюзия и индивидуальное обучение с частичным погружением в инклюзию. По заключению ЦПМПК для отдельной категории обучающихся предусмотрено тьюторское сопровождение. Всего 14 детей с различной нозоологией обучаются в девяти классах. Педагоги выстраивают образовательный процесс, адаптируя учебный материал для конкретного ребёнка. Вторая категория детей учится по индивидуальному плану. Два наших педагога работают с четырьмя такими ребятами. Они занимаются в отдельном учебном блоке по нелинейному расписанию. Ребята могут присутствовать на общешкольных мероприятиях, а также объединяются в малые группы на занятия по адаптивной физической культуре. Обучающиеся с ОВЗ – особые дети, которым необходимы занятия с узкими специалистами – учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом.

 Много ли существует школ, подобных Вашей?

Наверняка в Белгородской области такие школы есть, но в Борисовском районе наша школа – единственная в своём роде. Преимущество состоит в том, что у нас работают высококвалифицированные специалисты, при этом они - неравнодушные люди. В последнее время пришло много молодёжи. И очень отрадно, что они остаются. Ведь у нас есть возможность профессиональной самореализации и условия, которым могут позавидовать многие городские школы.

Елена Васильевна, недавно Вас как руководителя образовательного учреждения отметили Почётной грамотой администрации Борисовского района с присвоением звания «Лучший по профессии» за 2022 год. Какие чувства у Вас возникли в связи с этой наградой?

 Наша школа постоянно развивается, и каждый год отмечен достижениями. 2019 год прошёл под девизом «Школа – территория здоровья». Участвуя в одноимённом региональном конкурсе, мы стали победителями. В 2020 году выиграли гранты всероссийского конкурса. В прошлом году стали победителями конкурса «Лучшая образовательная организация» Всероссийского публичного смотра среди образовательных учреждений. В 2022 году – лауреатами регионального смотра среди образовательных учреждений по благоустройству. Характерная особенность нашей школы состоит в том, что образовательная деятельность не ограничена только зданием школы: многие объекты, находящиеся на территории учебного заведения, – виртуальная библиотека, лингвистический и спортивный уголки, игровая, этнографическая, краеведческая зоны – являются интерактивными. Новые идеи я с удовольствием заимствую в лучших школах России, когда бываю там во время творческих командировок. Например, идею заполнения всего школьного пространства образовательными зонами привезла из Санкт-Петербурга. Но реализация задуманного возможна только при сочетании материальных возможностей и энтузиазма творчески настроенных и квалифицированных педагогов. До сих пор у нас всё получалось. Я – человек оптимистичный, надеюсь на успешное развитие и в будущем.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Виктория Ковальчук
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 15:33
Валовый доход субъектов МСП в Белгородской области составил более 320 млрд рублей
Материал
ОбществоВчера, 10:16
Вячеслав Гладков сообщил о начале сева сои в регионе
Материал
Общество24 апреля , 09:53
Вячеслав Гладков поздравил сборную со вторым местом во всероссийских соревнованиях по многоборью ГТО