Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
87.81
+0.07$
95.78
+0.03
+33 °С, ясно
Белгород

Педагог Берёзовской школы имени С.Н. Климова Инна Лутай победила в конкурсе «Учитель будущего»

3 июня 2023, 10:00ОбществоФото: Ирина Карнаухова

Эту награду из рук Вячеслава Гладкова она получила 28 марта.

Быть учителем – значит не только содействовать успехам своих учеников сейчас, но и нести ответственность за их будущее. Учитель начальных классов Инна Лутай рассказала, как ей удаётся в непростых условиях дистанционного обучения преподавать один из новых предметов – «Основы логики и алгоритмики» – на самом высоком уровне.

Линия жизни

Инна Лутай обучает детей без малого 33 года. Она – не случайный человек в образовании. И подтверждение тому не только её значительный стаж на этом поприще, но и тот факт, что стать учителем для неё было единственно верным из множества возможных вариантов. Она сделала свой выбор ещё в детстве и в дальнейшем ни на мгновение не усомнилась в его правильности.

«Моя профессиональная жизнь – продолжение семейной традиции. Мы с супругом Владимиром Ивановичем – он преподаёт математику в нашей школе – продолжаем династии учителей по линии своих отцов и матерей. Так что, можно сказать, мы оба родились и сформировались в атмосфере любви к детям и школе, которая в наших семьях передавалась из поколения в поколение», – начала разговор Инна Александровна.

Её родители из Воронежской области. Мама и тётя окончили библиотечный техникум. Так сложилась судьба, что мама всю жизнь работала в Борисовской школе №1: сначала – библиотекарем, а затем – лаборантом в кабинете химии, вела общественно-полезный труд. А сестра, имея техническое образование, 8 лет работала воспитателем в Борисовской специальной школе-интернате VIII вида вплоть до её закрытия. Сёстры отца, то есть тёти Инны Александровны, – учителя, их дети и внуки – тоже.

По линии мужа отец и мать были учителями истории и математики, в своё время возглавляли коллективы школ в Климовом и Берёзовке. Так что он, став учителем математики, напрямую продолжил их дело.

Дочери супругов Лутай пошли по стопам своих родителей. Старшая, Вероника, после окончания НИУ «БелГУ» по специальности «Учитель начальных классов и иностранного языка» работает в общеобразовательной школе №46 города Белгорода. Младшая, Эллина, в этом же вузе на данный момент учится на втором курсе по специальности «Изобразительная деятельность и компьютерная графика».

«Вероника сразу окунулась в работу с головой. Ей очень нравится. Куча планов. Советуется, конечно. Мы вообще друг с другом советуемся, обмениваемся находками, приёмами, какими-то нюансами в обучении и воспитании ребят. Я счастлива тем, что в семье все на одной волне. Мы абсолютно друг друга понимаем, помогаем и поддерживаем. Людям одной профессии, увлечённым одним делом, гораздо проще понять друг друга. У нас одинаковые переживания, стремления и надежды. Так что работа стала делом жизни, а жизненные планы тесно переплетаются с профессиональными интересами, – подчеркнула Инна Александровна. – Лично для меня был и ещё один большой плюс в том, что я – учитель: мои девочки были всегда рядом, росли на моих глазах, мы с ними не расставались. Подавляющее большинство матерей большую часть дня проводят в разлуке со своими детьми и встречаются только вечером. Я же со своими всегда была рядом. Обеих учила в начальных классах, а муж преподавал у них математику в средней и старшей школе, у старшей дочери он был ещё и классным руководителем. Мне даже трудно представить, как могло быть иначе».

Опытный учитель подчеркнула, что с самого детства не видела себя в иной роли. О тех беззаботных годах рассказала, что на летние каникулы в Борисовку, где они тогда жили с родителями, приезжало много детей из разных городов СССР: Харькова, Донецка, Калининграда, Архангельска.

«Собирались большой компанией, приходили дети и из соседних домов и играли в школу, даже с тетрадками, – с улыбкой вспомнила она (на роль учителя, как нетрудно догадаться, неизменно выбирали нашу героиню). – Играли, конечно, не только в школу, но это было одним из любимых занятий. И вообще, взрослые с удовольствием оставляли со мной младших детей: знали, что они будут под присмотром».

Путь в профессии

После школы Инна Александровна получила высшее образование в Белгородском государственном педагогическом институте имени М.С. Ольминского по специальности «Педагогика и методика начального обучения» и начала свой трудовой путь в Берёзовской школе в 1990 году.

«Со мной тогда пришли сюда ещё шесть молодых учителей. Мне на начальном этапе очень повезло и с коллективом, и с классом. Детей в сельской школе в то время было много, и требовался ещё один учитель начальных классов. К тому же мне сразу предоставили жильё, – отметила она. – В моём первом выпуске первого класса было 25 человек, а в следующем наборе – 27. Для сравнения: в этом году – всего трое. Так вот, все мои первые ученики без исключения учились с радостью. С огромным интересом и вниманием работали на каждом уроке, самостоятельно поддерживали дисциплину. Я испытывала только позитивные эмоции и до сих пор вспоминаю этот выпуск с теплом, ведь они у меня были первыми! Это тоже в значительной мере помогло мне адаптироваться в школе, укрепить веру в себя как в учителя и не разувериться в выборе профессии. Ну а спустя десятилетия понимаю: за четыре года все дети в определённой степени становятся моими, каждый оставляет свой след в душе и занимает своё место в сердце. Для меня всякий раз настоящее удовольствие наблюдать, как с первого до четвёртого класса ребята приобретают новые знания, умения и навыки, меняется их внутренний мир, как они развиваются и взрослеют. Поэтому выступление на последних звонках перед моими выпускниками, теперь уже 9- и 11-классниками, для меня всегда волнительно до слёз».

Проработав столько лет в школе, Инна Александровна прошла различные этапы. Она ещё застала то время, когда в образовательном процессе годами принципиально ничего не менялось. В этом была своя прелесть: учитель имел возможность наработать опыт преподавания, совершенствовать методы и приёмы. Затем настало время перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт.

«Наша и Борисовская школа имени А.М. Рудого были пилотными: перешли на этот стандарт за год до того, как он стал обязательным для всех школ в стране, – рассказала учитель. – Менялось, прежде всего, не содержание, а формы обучения. Начали внедрять формы и методы системно-деятельностного подхода, призванного научить детей учиться, то есть получать знания в большей степени самостоятельно. Вектор внимания сместился на развитие самостоятельности и творческого мышления, больше времени стало отводиться проектной, исследовательской деятельности и нетрадиционным формам работы на уроках и внеурочных занятиях, широко стал использоваться индивидуально-дифференцированный подход, комбинированные, интегрированные уроки и другое. При этом интернета с огромным разнообразием информации, как сейчас, тогда не было. К тому же на компьютерах, которыми укомплектовали рабочие места учителей, стояла операционная система Linux, которую надо было осваивать».

На курсах повышения квалификации мы, учителя экспериментальных классов, разрабатывали рабочие программы обучения по предметам. Например, я это делала по «Окружающему миру». А потом собирали лучшие идеи со всей области и рекомендовали к практическому применению. Вначале было сложно. У меня как раз младшая дочь тогда училась по новому ФГОСу, и я видела, что вызывает у неё затруднения, что ей непонятно, какие методы и приёмы помогают лучше освоить программу.

Следующим этапом развития образовательного процесса стала повсеместная компьютеризация. Безусловно, это было насущной необходимостью, но трудность заключалась в том, что оборудование в школы поставили, программы разработали, а учебников к ним первое время не было. Так что учителям приходилось большей частью самостоятельно придумывать и задания для ребят, и отрабатывать методику обучения.

Учитель будущего

После такой закалки ничего не страшно. Поэтому неудивительно, что введённый в школьную программу два года назад предмет внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» не вызвал у Инны Александровны и малейшего страха. Современная школа готовит детей к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. А этот предмет отлично формирует способность выстраивать алгоритм действий для достижения заданного результата. Поскольку Белгородская область стала одной из площадок, где дети осваивают этот предмет, все школы региона были оборудованы ноутбуками и планшетами для учителей и для детей. На них занимались не только «Алгоритмикой», а проходили Уроки цифры и цифровое ГТО, участвовали в других интересных проектах в рамках цифровизации обучения. Ноутбуки и планшеты помещены в специальные тележки, и эти системы очень мобильные, то есть их можно легко перевозить из класса в класс в соответствии с расписанием.

«С лета 2021 года задействованные в реализации проекта непрерывного цифрового развития школьников учителя проходили дистанционно курс обучения на платформе «Алгоритмика». Там же мы выполняли практические задания. Семинары и вебинары были по каждому модулю, а затем в формате «Вопрос-ответ», чтобы выявить слабые места: что непонятно, недоработано. Но детям сразу очень понравились эти занятия. Мне в прошлом учебном году было труднее, потому что у ребят не было базы, ведь в третьем классе у них такого предмета не было. Но благодаря всесторонней и действенной поддержке разработчиков, мы с успехом всё освоили. В этом году для первого класса появилась новая программа, были запущены новые курсы повышения квалификации, и работать стало намного легче. После трудностей первого года работы в четвёртом классе освоение программы первого класса идёт закономерно – она соответствует возрастным особенностям детей, интересная и познавательная».

Благодарность губернатора за активное внедрение инновационных образовательных программ и новых дисциплин в рамках регионального проекта «Создание непрерывной системы развития навыков будущего для цифровой экономики учащихся образовательных организаций Белгородской области» стала для меня полной неожиданностью, – призналась наставница.

Эту награду из рук Вячеслава Гладкова она получила 28 марта. В этот день подвели промежуточные итоги проекта.

«Два года назад мы начали большой областной проект непрерывного цифрового развития наших детей, – напомнил тогда Вячеслав Владимирович. – В рамках проекта выстраивается система обучения навыкам будущего наших школьников с 1 по 11 классы, а также привлекаются воспитанники старших групп детских садов. Дети получают не только предметные знания, но и возможность развивать «гибкие» навыки: креативность, критическое мышление, коммуникацию и командную работу».

Все 4352 педагога, внедряющие региональный проект, проходят курс повышения квалификации и одновременно участвуют в конкурсе «Учитель будущего». При подведении итогов учитывались результаты аттестации, вовлечённость детей в прохождение обучения по программе на платформе, а также социальная активность.

В результате были определены 15 победителей. В их числе по праву оказалась и Инна Александровна Лутай.

«Конкурс проходил в трёх номинациях. Участниками были педагоги начальной и основной школ, которые преподают предметы «Основы логики и алгоритмики» в 1-4 классах, а также «Основы программирования» – в 5-6 классах и «Основы программирования на Python» – в 7-9 классах, и «Лучший администратор». Я стала одним из пяти победителей в номинации «Учитель будущего» среди учителей начальных классов, – уточнила она, завершая наш разговор».
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Ирина Карнаухова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 11:19
Вячеслав Гладков – о дополнительных мерах поддержки жителей приграничья
Материал
Общество12 июля , 15:12
Власти Белгородской области почтили память героев Прохоровского танкового сражения в 81-ю годовщину
Материал
Общество11 июля , 14:54
Белгородская семья стала одним из победителей конкурса «Это у нас семейное»