Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
87.81
+0.07$
95.78
+0.03
+29 °С, ясно
Белгород

На службе возмужал и окреп. 28 мая в России отмечается День пограничника

28 мая , 09:00ОбществоФото: Вадим Цыганко

Граница российского государства проходит по суше, воздушному пространству, воде. Россия граничит с 18 странами. Не на всех заставах спокойная обстановка. Но профессиональные военные надёжно охраняют покой мирных граждан.

Николай Дебёлый родился в Стригунах. В этом селе вырос, окончил школу, после чего поступил в Новооскольский совхоз-техникум на механика. Получив профессию, осенью 1972 года он был призван в ряды Советской Армии. Годы службы для него стали этапом возмужания, закалки, выбора правильного жизненного пути. И хотя это был небольшой отрезок жизни, именно он сформировал крепкий стержень, который позволил Николаю Васильевичу в дальнейшем во многих ситуациях держаться достойно и принимать порой непростые, но правильные решения.

Служба проходила в Северо-Западном пограничном округе. Если точнее, то на одном из участков государственной границы Советского Союза в районе Эстонии и Ленинградской области. Присягу на верность Родине Николай принял в городе Таллине перед Новым 1973 годом. В начале армейской службы была школа сержантов, которая находилась недалеко от города Палдиски. В учебном подразделении ребят не столько муштровали, сколько учили всему, что связано с охраной передового рубежа государства. В сержантской школе Николай познакомился с парнями из разных уголков огромного Союза, с некоторыми у него в дальнейшем сложились товарищеские и даже дружеские отношения. Сержантскую школу Николай окончил по уклону помощник политрука – групповод. А дальше начались будни службы на заставе. Стояла она в районе городка Кейла-Йоа. Это сухопутно-морской участок государственной границы по Финскому заливу. С любой вышки погранзаставы вдали были видны очертания Хельсинки – столицы Финляндии. Николай был четвёртым по списку на заставе после начальника заставы, замполита и старшины. Работа с пограничными нарядами, наряды, проверка сослуживцев во время несения службы. Участок – непростой. Один его фланг – без малого три километра – море, суша. Второй – 23 километра. Именно он был более трудным для пограничников: рядом несколько пансионатов, база отдыха – всегда многолюдно. Идеальное место для нарушителей госграницы. Но не менее подходящим местом для пересечения границы Советского Союза нарушителями был и участок суши рядом с заливом. На первом участке была оборудована и поддерживалась в идеальном состоянии контрольно-следовая полоса. Тут и пригодились Николаю знания, полученные в сержантской школе. Он без особого труда отличал следы настоящего зверя, перешедшего полосу, от имитации нарушителя, нацепившего для обмана пограничников что-то на обувь.

«Ситуация тогда была, как сейчас говорят, «мутная», – вспоминал Николай Васильевич. – Ребята-прожектористы обнаружили в заливе что-то плывущее издали. Ясно было, что это – не морское судно. Всё-таки время ночное, а расстояние большое. Пойди – разберись, что это. Затаились, стали выжидать момент. Вновь включили прожектор. А это «что-то» оказалось резиновой лодкой с нарушителем государственной границы. Я не буду вдаваться в подробности его задержания, всё было не так просто. Скажу лишь, что он сбился с курса и попал в течение. Лодку закрутило, и человек окончательно потерял ориентир. Фактически он оказался в ситуации, когда сам приплыл к нам в руки. С какой целью он пытался пересечь нашу государственную границу, был ли это настоящий диверсант или выдавал себя за такового, мне неизвестно. Это выясняли уже те, кто оперативно прибыл на нашу заставу и забрал нарушителя. Почему я сказал, что ситуация была «мутная»? Слишком всё просто – закрутило течение, заблудился. А глубокая ночь? А на маленькой резиновой лодке один в открытом море – это что – прогулка под луной? Все, кто принимал участие в том задержании, вскоре были поощрены командованием. Были и другие случаи на вверенном нам участке государственной границы. Но из всех нештатных ситуаций наша погранзастава выходила более чем достойно. Можно сказать, что этот участок государственной границы Советского Союза был на надёжном замке».

Приходилось сержанту Дебёлому неоднократно бывать и в так называемом секрете. Побывал не один раз и в дозоре. Уходили пешком в обозначенный район за двадцать километров, тихо и незаметно маскировались и бдительно наблюдали за всем, что происходит. За счастье было, когда на обратном пути, после секрета или дозора, Николая и его сослуживцев подбирал дежурный автомобиль заставы. Но буквально валясь с ног от усталости, полностью расслабиться вернувшимся с задания не было возможности. Времени давали, чтобы передохнуть да привести себя в порядок, и – никакого расслабления. Хотя отбой и подъём официально были, как и в других армейских частях, у пограничников они не всегда совпадали с отведёнными Уставом временными рамками. Были участки государственной границы, где пограничники забывали о нормальном сне на несколько суток. Да и может ли он быть нормальным для того, на ком такая ответственность?!

19 декабря 1979 года Николай Дебёлый демобилизовался из рядов Советской Армии. За время службы возмужал, окреп, что называется, духом, более серьёзно стал относиться ко всему происходящему.

«Воспоминания у меня о службе самые позитивные, – продолжил разговор Николай Васильевич. – Служил по-настоящему, не филонил. У кого-то служба прошла так, что они и автомат в руках не держали и для дембельского фотоальбома просили сфотографироваться с автоматом в руках. Кому как повезло. Мы же, пограничники, – особый род войск. Даже в мирное время всегда на передовом рубеже и чуть что: «Застава! В ружьё!». Конечно, всегда был в напряжении, понимал, что на мне ответственность, с меня спрос. Мы дорожили и гордились тем, что страна доверила нам охрану её рубежей. Сейчас нет Советского Союза. Та республика Союза, в которой я служил, сегодня стала недружественным нам самостоятельным государством. И если честно, то «недружественным» – это мягко сказано. Я после службы учился и работал на оборонном заводе в городе Харькове. Украина тоже вышла из состава Советского Союза. И что? Что сегодня происходит в некогда братской республике? Настроили против нас так, что пришлось браться за оружие. У меня в душе теплится надежда, что рано или поздно весь этот кошмар закончится, залечатся телесные и душевные раны, восстановятся нормальные отношения. А то, что произошло, будет трагичным, но важным уроком для всех: жить в мире и дружбе, одной семьёй лучше, чем проливать кровь в угоду чьим-то интересам. История это не раз уже доказала, но правильные выводы сделали не все».

В 1992 году, когда на Украине после развала Союза началось «брожение», Николай Дебёлый вместе с супругой и двумя сыновьями вернулся из Харькова в родные места. Работал механиком в колхозе «Порубежанский», в администрации Стригуновского сельского поселения. Был заместителем главы, было время, когда и сам руководил сельской территорией. В настоящее время – на заслуженном отдыхе. Ну а что касается армейской службы, то о ней он вспоминает не только в День пограничника. Несколько раз, по традиции, в знаменательную дату встречался с теми, кто в своё время тоже стоял на страже рубежей страны.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Вадим Цыганко
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 11:19
Вячеслав Гладков – о дополнительных мерах поддержки жителей приграничья
Материал
Общество12 июля , 15:12
Власти Белгородской области почтили память героев Прохоровского танкового сражения в 81-ю годовщину
Материал
Общество11 июля , 14:54
Белгородская семья стала одним из победителей конкурса «Это у нас семейное»