Если поинтересоваться, какие исторические события сопровождали профессию продавца, то можно понять, что на протяжении многих веков её основная суть не изменилась. Опт и розница, купечество, внедрение кассовых аппаратов, марш супермаркетов по планете, банковские карты при расчёте за покупки. Добавлялись и новые специализации: кассир-контролёр, «челноки», привозящие для продажи товар из-за границы, продавец-консультант крупного супермаркета, мерчандайзеры – «волшебники», знающие, как расположить на полках товар и обеспечить максимальную прибыль магазину, и даже дистанционная торговля посредством Интернета. И это далеко не полный перечень способов реализации товаров.
По данным социологических опросов, профессия продавца до сегодняшнего дня остаётся востребованной на рынке труда. Лидирующие позиции занимают такие специализации, как менеджеры по продажам, продавцы и торговые представители.
Говорят, что хороший продавец – это в первую очередь хороший психолог. Здесь всё просто: задача продавца – не только предложить покупателю нужный товар, но и мотивировать его на покупку. А если на всё это смотреть, не вдаваясь в детали, то продавец должен обладать развитыми коммуникативными качествами и по-доброму относиться к покупателю.
Минуло более десяти лет с тех пор, как в начале улицы Красноармейской в Борисовке открылся магазин строительных материалов индивидуального предпринимателя Артёма Муромцева. Населению в нём предлагают широкий ассортимент товаров. Сам предприниматель занимается волонтёрской деятельностью: помогает жителям района, попавшим в беду, строительными материалами с определённой ценовой скидкой. Виден вклад этого объекта торговли и в вопрос социальной важности – трудоустройство. Порядка десяти жителей Борисовки имеют здесь гарантированное трудоустройство и заработную плату.
Марина Трохова работает продавцом с самого первого дня открытия магазина. Человек она опытный, с житейской мудростью. Главным в своей профессии она считает умение работать с покупателем. Люди приходят разные, поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. Немного позже пришли в магазин Наталья Чистякова и Татьяна Новикова. Обеих постоянные покупатели хорошо знают, обе по итогам социально-экономического развития района в разные годы были признаны «Лучшими по профессии».
«Что важно в профессии продавца, так это вежливое отношение к покупателю, – уверена Татьяна Новикова. – Вот мы же не всегда стоим за прилавком магазина. Нам тоже приходится покупать продукты, какие-то вещи или предметы. Понятно, что разные торговые точки – разные люди за прилавками. Но ведь всем нам хочется человеческого отношения и внимания. Иной раз приходится непросто в той или иной ситуации. Попадаются капризные покупатели: то товар не тот, то цена не такая. Приходится проявлять терпение, что-то предлагать в качестве альтернативы. Вроде мы и не вагоны разгружаем, но иной раз уходишь с работы усталым, словно тонны угля вручную целый день перебрасывал. А вообще, если с душой относишься к своей работе, если в течение дня встречаешься с хорошими покупателями, то и усталости не чувствуешь. А что касается того, престижная это профессия или нет, то об этом можно судить по нашему посёлку: многие продавцы мелких и крупных торговых точек Борисовки у местного населения пользуются если не авторитетом, то уважением точно. Есть люди, которые работе в торговой отрасли посвятили всю свою жизнь».
Так уж повелось, что даже в свой профессиональный праздник работникам торговли, а именно продавцам, приходится не праздновать, а быть «на боевом посту». Такая у них работа – нужная всем нам!