Сергей и Юрий родились в Борисовке в один день. Причём Юрий по праву считает себя старшим, так как на свет появился на двадцать минут раньше брата. В их судьбах много общего. Их знают в районе как «вполне нормальных мужиков», с житейской мудростью, готовых постоять за себя и друг за друга. Родина для них – не пустые слова, а что-то сверхважное и принципиальное, то, что у порядочных и преданных Отечеству людей бывает единственным, данным на всю жизнь. И они всегда готовы защищать родную землю, пусть даже ценой собственной жизни.
По-разному сложились после службы судьбы братьев-близнецов. Сергей остался там, где жило не одно поколение рода Пятаковых. Юрий же уехал покорять столицу. Но в их жизни был период, когда они вместе прошли закалку, возмужали, по-другому стали смотреть на привычные вещи.
«До службы на флоте было всё, как у всех моих сверстников, – начал разговор Сергей Пятаков. – Школа имени Калинина, училище механизации, немного поработал в районном объединении «Сельхозтехника» водителем. И вот он – долг Родине – призыв на срочную службу. Вместе с братом и ещё несколькими борисовцами мы попали в учебное подразделение военно-морского флота в белорусском Пинске. Готовили нас по специальной программе обслуживанию отделения жизнеобеспечения военного корабля. Всё шло к тому, что нас направят на Северный флот. В учебном подразделении мы приняли присягу. Но так получилось, что нас с братом и ещё нескольких сослуживцев командировали на другое место несения службы. Подъём, сбор – и вот мы уже в Москве. На сборном пункте в столице мы были неделю. Группу доукомплектовали личным составом, а дальше мы уже летим в самолёте. Всё это развивалось так быстро, что мы даже понятия не имели, зачем нас собрали, куда летим. В армии-то как? Много вопросов задавать не принято. Но кое-кто из нас всё же поинтересовался. Старший группы не без юмора на его вопрос ответил, что летим мы к тёплым морям, где песчаный пляж и красивые девочки. Мы от души посмеялись, понимая, что всё совсем не так. А что касается шуточного ответа старшего группы: как же в армии и без армейского юмора, а тем более юмора флотского?! В общем, дальнейшая наша служба проходила на Тихоокеанском флоте на острове Русский. По прибытии в бухту Золотой Рог нас распределили в Партизанск, из которого мы были направлены во Владивосток, а дальше, как я уже сказал, на остов Русский».
Служба на этом острове для моряков разных поколений никогда не была лёгкой. Сергей и Юрий с сослуживцами попали на боевой корабль – большой десантный корабль БДК 098. В это время в Тихом океане проводились учения «Океан 81» в Японском море. Сергей на БДК был в это время уже командиром отделения трюмно-котельной команды, которая занималась обеспечением жизнедеятельности и живучести корабля. Они отвечали за всё, что связано с топливом и его подачей к двигателям, водой, перекачкой цистерн уровня балласта, средствами водной защиты на случай пожара. Во время учений БДК, на котором служили Сергей и Юрий, отрабатывал разного рода поставленные задачи, одна из которых была связана с тушением пожара, возникшего на военном корабле. Пожар, ясное дело, как и аварийная ситуация, были условными. Но командир БДК заметил в братьях Пятаковых проявленное старание, сноровку, великолепную выучку и самоотверженность. Это стало отправной точкой для поощрений наших земляков в будущем.
«Это был наш первый выход на боевом корабле в открытое море, – продолжил рассказ Сергей Пятаков. – В это же время мы прошли и традиционное «обморячивание». Нужно было демонстративно выпить забортной воды из плафона светильника. Представляете: в него входит один литр. Гадость редкостная, но есть такая морская традиция: смалодушничаешь – уважения в дальнейшем от сослуживцев не заслужишь. Собственно, ничего в этом страшного нет».
Ближе к завершению учений БДК в составе группы кораблей обеспечивал выход атомной подводной лодки. С задачей справились, всё получилось, как и задумали те, кто придумал «эпизод» учений с выходом субмарины. И вновь отделение Сергея Пятакова было отмечено командиром большого десантного корабля.
Три раза корабль, на котором служили братья Пятаковы, совершил походы на военно-морскую базу Советского Союза в Камрани во Вьетнаме. Тогда в Восточно-Китайском море проходили совместные учения с вьетнамскими военно-морскими силами. После их завершения вьетнамские моряки угощали советских моряков диковинными по тем временам фруктами и благодарили за участие в совместных учениях.
В 1982 году шёл набор команды на новый корабль, который строился на верфи в польском Гданьске. По предложению командования отделение Пятакова в полном составе вошло в его команду. Самолётом – в Москву, а затем поездом через Брест в Гданьск. Новый боевой десантный корабль команда приняла после всех необходимых процедур, прописанных во флотских документах. В ходе приёмки были выполнены все курсовые задачи по техническому обслуживанию материальной части. Все работы выполнялись вместе с польскими судостроителями больше двух недель. После завершения приёмки десантный корабль направился в город Балтийск, где его ожидала основная команда. После полной комплектации личным составом боевой десантный корабль вновь вышел в море, где провели ещё одни ходовые испытания. Как вспоминает Сергей Пятаков, время службы в то время текло так стремительно, что порой пролетевшая неделя ощущалась как одни сутки. А дальше был переход корабля во Владивосток через пролив Гибралтар и Суэцкий канал. Перед проходом по каналу десантный корабль стал в очередь и ожидал лоцманов. Ожидание длилось сутки, а после проводки корабль вышел на просторы Красного моря.
«Канал по длине небольшой, – продолжал вспоминать Сергей Пятаков, – но судоходство по нему сложное. Лоцманы были из местных и хорошо знали все его особенности. Преодолев его, мы зашли в главный морской порт и военную базу Йемена Адэн. Пополнили там запасы топлива, воды, провизии. Собственно, к тому времени уже маячил долгожданный дембель. А тут командир корабля получает приказ: «Курс – на Сомали». Он предлагал нам с братом остаться на сверхсрочную службу. Мы не были готовы к такому повороту судьбы: хотелось домой, к родителям. Отказались. Решение, я считаю, приняли скоропалительно и необдуманно. Жалеем сейчас? Скорее да, чем нет. Понятно, что если бы остались, то наша жизнь сложилась бы по-другому. Нас, у кого заканчивался срок срочной службы в военно-морском флоте, другим десантным судном советской постройки отправили во Владивосток. По пути мы также заходили в Камрань, где пробыли десять дней. Нашей команде пришлось выручать тральщик Тихоокеанского флота, потерявший ход. Из нашей военно-морской базы во Вьетнаме мы его притащили на толстом канате во Владивосток. По водоизмещению он был меньше нашего десантного корабля. Море сильно не штормило, так что без особых проблем мы буксировали его до места назначения. Но скажу, это не то, что буксировать сломавшийся автомобиль по автодороге».
Буксировка проходила в тот момент, когда был сбит южнокорейский пассажирский самолёт. Что это было, до сих пор для многих остаётся загадкой. Тогда Сергей только заступил на вахту, сменив брата Юрия. Ночью объявили боевую тревогу. Южнокорейский фрегат, находящийся на опасном расстоянии от десантного корабля и буксируемого тральщика, вдруг резко поменял курс и пошёл без иллюминации буквально на боковой таран десантного корабля. Капитан южнокорейского фрегата, скорее всего, выполнял приказ спровоцировать инцидент, последствия которого на фоне сбитого самолёта могли вылиться в мировую катастрофу. Фрегат вновь резко изменил курс второй раз и отошёл от наших кораблей. Командам десантного корабля и тральщика поступила команда: «Отбой!»
«Каждый раз, когда проходили Цусимский пролив, где затонул наш легендарный крейсер «Варяг», мы отдавали честь нашим героически погибшим морякам и, естественно, сбрасывали в море символический венок, – рассказал Сергей Пятаков. – Скажу честно: те минуты были очень волнующими, как говорят, берущими за душу. О героизме наших военных моряков, об их поступках и действиях в крайне сложных ситуациях можно говорить часами, если не сутками. Примеров – с лихвой. Что интересно, героизм на флоте не является показателем только одного какого-то поколения. Здесь просматривается чёткая преемственность. И подвиги в морских сражениях, и даже в мирное время, говорят о том, на что способны военные моряки ради Родины, ради своих товарищей. Если кто-то считает, что это высокопарные слова, то пусть так и считает. Мы с братом не раз говорили на эту тему. Задавали друг другу вопрос: «А мы бы смогли?» И каждый раз ответ был один и тот же: «Да, смогли бы!» Просто мы других вариантов не рассматривали. Да они и не нужны, если ты понимаешь, что ты – моряк, а за твоей спиной что-то огромное и словами необъяснимое, к чему любовь впитана с молоком матери. Это твоя Родина, важнее которой ничего нет и не может быть!».
За три года службы на Военно-морском флоте старшина первой статьи Сергей Пятаков и старшина второй статьи Юрий Пятаков стали первоклассными специалистами. Каждый получил нагрудный знак ВМФ СССР «За дальний поход». Несли боевую службу в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах – это воды Японского, Жёлтого, Восточно-Китайского, Южно-Китайского, Балтийского, Средиземного, Красного и других морей. Впечатлений осталось много. Есть что вспомнить. Есть что рассказать молодёжи.