Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
91.27
+0.15$
100.74
+0.24
+30 °С, облачно
Белгород

Когда я вырасту… Как дошколята знакомятся с миром профессий

24 августа , 15:15ОбществоФото: Карина Муратова

В Борисовском районе особое внимание уделяют ранней профориентации детей дошкольного возраста. Ещё в детском саду ребята начинают узнавать, что такое работа и какие виды деятельности есть.

Думать о будущем детей заранее

Всем знакомы строчки из известного стихотворения Владимира Маяковского «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» Этот вопрос, наполненный внутренними разногласиями, всегда остаётся насущным для подрастающего поколения. В последние годы активно выстраивают свою работу по животрепещущей теме работники управления образования и дошкольных учреждений нашего муниципалитета.

Так, в 2023 году на территории Борисовского района был реализован проект под названием «Первые шаги в мире профессий», который разработали наши специалисты.  Он рассчитан на вовлечение в профориентационную работу не менее 500 дошколят в возрасте от 4 до 7 лет. В его рамках в 14 образовательных учреждениях района, реализующих  программу дошкольного образования,  провели множество познавательных занятий и мероприятий, что в будущем сыграет немаловажную роль при выборе ребятами будущей профессии. 

«Благодаря организованной работе по ранней профориентации дети, получив в дошкольном возрасте обширные знания о профессиях, станут более активными. При обучении в школе они смогут проявить такие качества личности, как самостоятельность, активность, коммуникативность и творчество, что, несомненно, поможет им в будущем сделать правильный выбор, – рассказала о проекте ведущий специалист МКУ «ЦОФМСО Борисовского района» Оксана Рубан. – В ходе организации работы по проекту все наши дошкольные образовательные учреждения получили маршрутные листы с индивидуальными кластерами для эффективного изучения профессиональной деятельности взрослых. Их было семь – аграрный, образовательный, социальный, экономический, экологический, медицинский и культурный. Выбраны они были исходя из специфики нашего края, где в основном преобладает агропромышленный комплекс. По кластерам работники детских  садов  организовывают увлекательные мероприятия, которые привлекают внимание детей. Это и клубные часы «Город мастеров», и  технологии «Гость группы», «Детская мастерская», а также экскурсии и многое другое. В учреждениях за это время были созданы не менее 12 Центров профориентации, работа которых продолжается и сейчас. Видим, что такая проектная деятельность максимально вовлекла детей в познание мира профессий!».

Творить и помогать другим

Культурное и социальное направления активно развиваются в дошкольных группах Борисовской школы №4. Здесь за время реализации проекта было проделано немало работы: состоялись встречи с представителями разных профессий, выездные экскурсии на предприятия и тематические занятия. Теперь учреждение самостоятельно проводит такую работу.

«В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их полноценного развития, – обозначила в ходе разговора директор  Борисовской школы №4 Марина Скрынник. – Профориентация дошкольников – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребёнка для оказания ему помощи в сознательном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. Скажу так: мы находимся в постоянном поиске новых методов и технологий, позволяющих помочь ребёнку реализовать своё право на определение собственного пути развития. А поскольку основным средством формирования личности является окружающая среда, то для нас стали популярны такие формы организации детской деятельности, как работа в творческих мастерских».

По проекту «Первые шаги в мире профессий» в дошкольных группах была организована «Детская мастерская». Там ребята могут лично познакомиться со многими профессиями. Например, такими как специалист МФЦ, музейный работник, почтальон и другие. Познали ребята разные сферы детальности взрослых и благодаря технологии «Гость группы». Родные воспитанников – представители разных профессий – проводили для детей мастер-классы по изобразительному искусству,  кулинарному мастерству.

«Занятия проходят у нас в форме игры. Именно так ребята начинают понимать содержание деятельности представителей разных профессий. Для этого в дошкольных группах были созданы профориентационные центры «Кухня», «МФЦ», «Магазин», «Почта», «Библиотека», «Мини-музей», – добавила Марина Скрынник. – Знакомство детей с миром профессий проходит в разнообразных формах работы. Детей стараемся подвести к важному выводу, что труд и профессиональная деятельность – значимая сфера жизни».

Воспитанники регулярно посещали организованные экскурсии. Побывали в почтовом отделении посёлка, в районной библиотеке, в отделении МФЦ, в ЦКР «Борисовский». Своими впечатлениями поделилась воспитанница старшей группы Полина. Несмотря на то что девочке пят лет, она уже выбрала понравившуюся профессию – педиатр.

«Хочу быть врачом, чтобы помогать людям, чтобы они не болели, – сказала она. – Уже играла в доктора и «лечила» детей в детском саду. Нравится играть и в кухню: там много кастрюль, ложек. Водили нас на экскурсию в школу и пожарную часть. Больше всего понравилось в пожарной части: мы надевали каски, видели большие машины».

«Хочу стать медсестрой!»

В нашем районе есть детский сад комбинированного вида, где вектор внимания направлен на воспитание будущих работников здравоохранения. С этой целью в «Теремке» была создана медицинская группа, в которую входят ребятишки постарше. В учреждении тщательно выстроена работа по взаимодействию в этом вопросе с Борисовской школой №2, где успешно осваивают важную сферу ученики медицинских классов.

«В нашем детском саду уже не первый год реализуется парциальная программа по познавательному развитию «Здравствуй, мир Белогорья», – отметила заведующий детским садом Сабина Кульбака. – В младшей группе есть модуль «Мир профессий и труда жителей Белгородской области». В 2021 году в программу был добавлен модуль «Медицина Белогорья» для детей старшего дошкольного возраста. В этом году планируем также доработать и начать реализовывать его с трёхлетнего возраста. Кроме того, с 2022 года мы организовали в одной группе углублённый игровой центр по направлению «Медицина». В предыдущие годы значительно пополнилась развивающая предметно-пространственная среда. В группе систематически по теме медицины проводят беседы, чтение тематической литературы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, экскурсии, викторины, консультации, акции и другие мероприятия».

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми, представляющими медицинские профессии. В «Теремке» уже стало традицией использование технологии «Гость группы». Как правило, на такие встречи приглашают в том числе родителей воспитанников, которые доступно рассказывают детям о своих профессиях.

«Надеемся, что наши ребята научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, будут проявлять самостоятельность.  Уверены, что наши дети не ошибутся в выборе профессии!», – продолжила Сабина Кульбака.

У двух воспитанниц подготовительной группы детского сада Аделии и Алисы уже есть определённая мечта.  Девочки хотят пойти по стопам родителей, поэтому выбрали и соответствующие профессии.

«У меня мама – медсестра, поэтому я тоже хочу стать медсестрой», – уверенно сказала Аделия. – Буду делать уколы и лечить людей. 
«А я хочу стать полицейским, как папа, чтобы защищать людей от злодеев, – добавила Алиса. – Больше всего мне нравится в детском саду играть в доктора. А ещё к нам приходила зубной врач и рассказывала, как правильно чистить зубы».

Как отметила старший воспитатель Людмила Мамонтова, на протяжении этого времени учреждение приглашало специалистов из разных сфер – работников службы скорой помощи, МЧС, банка, лесничества, заповедника. Когда позволяла обстановка, для ребят подготавливали экскурсии в супермаркет, чтобы подробнее узнать о профессии продавца, а также в аптеку для знакомства с фармацевтическим делом.  Дети с удовольствием получали новые знания.

АПК – для самых маленьких

Один из кластеров проекта для подготовки будущих специалистов – аграрный – занимает особое место в ранней профориентации детей. Ведь агропромышленный комплекс –ведущая системообразующая сфера экономики Белгородчины.

За сельскохозяйственным направлением закреплены четыре детских сада сельских поселений нашего района. В их числе и Стригуновский детский сад, где активно проходит знакомство воспитанников с важной отраслью.

«Для реализации проекта в учреждении была создана рабочая группа из наших активных педагогов. Совместно с родителями, детьми и социальными партнёрами  мы организовывали разнообразные мероприятия, – рассказала старший воспитатель Стригуновского детского сада Марина Герасимова. – Нами были выпущены стенгазеты по аграрному направлению: дети рассказывали о профессиях родителей. Кто-то из них занимается растениеводством, кто-то животноводством, сыроварением. Были организованы и клубные часы со специальной игровой средой. Дети пробовали себя в сельскохозяйственных профессиях – занимались посадкой лука, заготавливали сено для животных и многое другое. Малыши, в свою очередь, подготавливали театрализованное представление «Посадим урожай». Много работы мы успели провести. Работали в том числе по технологии «Гость группы», в рамках которой к нам приходили родители, представляющие разные аграрные профессии. В конце встреч дети активно задавали им вопросы, и каждому хотелось стать фермером. Для создания развивающей среды был организован в саду и Центр профориентации, куда мы закупили пособия, игрушки. Очень понравилась детям и тема сыроварения. мы можем её подробно изучать благодаря нашему социальному партнёру – Борисовской сыроварне. Считаю, что нам всё удалось сделать для развития наших ребят!».

О том, как интересно познавать мир профессий в родном детском саду, рассказали его воспитанницы  Арина и Мария. Девочки получают знания сейчас в старшей группе. В будущем Арина видит себя учителем, а Мария ветеринарным врачом.

«Моя мама работает учителем, а я всё время мечтала пойти  школу!», – сказала будущий педагог Арина.
«Я буду помогать всем животным – собакам, коровам, поросятам, – добавила вторая  маленькая собеседница. – Хочу, чтобы животные были здоровыми».

Девочки в разговоре отметили, что им нравится изучать профессии, а ещё больше нравятся тематические игры, выполнять увлекательные задания. Они знают уже, как выращивают зерновые культуры и получают из них хлеб, как пчёлы собирают мёд и почему важно заботиться о нашей земле и её обитателях. А постпроектная деятельность, которую сейчас осуществляют в детских садах района, поможет закрепить эти знания и приумножить их.  

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Карина Муратова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 09:55
Вячеслав Гладков и Валерий Фадеев посетили с целью осмотра социальные объекты в Белгороде
Материал
Общество7 сентября , 12:04
Вячеслав Гладков поделился новостью о заключении более 2800 социальных контрактов в регионе
Материал
Общество6 сентября , 09:21
Вячеслав Гладков провёл совещание на тему развития здравоохранения Белгородской области