Несмотря на весенние морозы и летнюю засуху, коллективу технических работников при поддержке педагогов удалось добиться блестящих результатов. Как итог – почётное второе место в номинации «Благоустройство территории общеобразовательной организации» в областном смотре-конкурсе и газонокосилка – в подарок. Директор Наталья Милова рассказала, как шла подготовка к конкурсу и о планах дальнейшего преображения пространства вокруг школы.
1 октября исполнится четыре года, как Наталья Милова стала директором Стригуновской средней школы. Территория учреждения постоянно благоустраивалась и до этого.
«Когда я сюда пришла, то увидела, что люди работали и старались. Было много сделано. Но я поняла, что нужно что-то менять. Поэтому благоустраивать территорию мы начали задолго до конкурса. Нам повезло с рабочим по ремонту Николаем Григорьевичем Червонным. У него золотые руки: умеет всё – работает и с деревом, и с металлом. Что-то начали понемногу делать, а потом поменяли ограждение по всему периметру, а прежнее, состоящее из разных материалов, мы сложили в гараже. Николай Григорьевич делал до этого несколько скамеек, а тут появилась возможность по-хозяйски использовать металлоконструкции и доски, чем он и занялся уже вплотную. Так появились беседки, арки, этажерки под цветочные кашпо, выполненные в одном стиле», – рассказала Наталья Милова.
Конкурс по благоустройству территорий школ и детских садов проходит ежегодно. И, конечно же, руководство районного управления образования не могло не заметить происходящих в Стригуновской средней школе изменений.
«Последовал вопрос: «Вы, наверное, хотите участвовать в областном конкурсе?» Почему бы и нет?! Ведь участие в конкурсе предполагает определённую материальную поддержку и, соответственно, всё сделанное останется нам. Скажу честно: изначально не было мысли победить: просто хотелось преобразить территорию школы, и мы не стали отказываться от такой возможности. Для участия в конкурсе создали рабочую группу, она разработала проект благоустройства, дорожную карту и составила смету расходов. Всё это не только, чтобы в итоге всё было красиво и комфортно, но несло бы смысловую и функциональную нагрузку», – подчеркнула руководитель образовательной организации.
Также она рассказала, что работали они два года. Поэтому в процессе некоторые задумки корректировали. Это лето выдалось особенно жарким и засушливым. Учитывая, что основная нагрузка легла на технический персонал, а это в основном люди пенсионного возраста, их работа была сродни гражданскому подвигу.
«Было очень тяжело, но я старалась сделать всё, чтобы облегчить их труд или дать время на отдых. Они приходили к семи утра, уходили домой в обед. Я настоятельно рекомендовала отдыхать хотя бы час, не выходить на улицу в самую жару. Почти все многолетние и однолетние культуры мы вырастили сами в школьной теплице или питомнике. Семян цветов закупили на 10 тысяч рублей. Одних только роз высаживаем до 100 штук каждый год. Кстати, черенкуем и укореняем их сами. Конечно, не все приживаются, но всё же. Покупали только петунью. Гортензии – подарок от наших выпускников. Они хотели оставить что-то школе на память. Мы решили, что лучше всего для этого подходят многолетники, прежде всего, хвойники. Рокарий полностью составляют культуры, подаренные прежними выпусками учеников. Всё лето сажали, поливали, удобряли, защищали от болезней и вредителей. Изготовление или приобретение всех элементов оформления и их размещение мы обсуждали коллегиально, так что каждый имел возможность внести свой вклад не только трудом, но и реализовать творческий подход. Я, например, много идей подсмотрела в Ессентуках: всё понравившееся фотографировала и предлагала к рассмотрению. Конечно, не все предложения воплощены, но, по крайней мере, люди приняли живое участие. Очень хотелось, чтобы дети всё это увидели 1 сентября. Не сложилось… Предполагая, что так будет, мы сняли фильм и скоро покажем его ребятам, как только получим грамоту за призовое место, чтобы и она была зафиксирована на видео. Даже если бы мы ничего не выиграли, фильм позволил бы нашим детям попутешествовать по обновлённой школьной территории».
Конкурсная комиссия оценила работу коллектива Стригуновской школы высокими баллам и особенно отметила единство стиля и использование природных материалов: дерева, камня, шишек, щепы… Высокую оценку получили также учебно-опытный участок и питомник.
«В процессе всех работ мы постоянно чувствовали поддержку от администрации Борисовского района, управления образования. Доброе слово равноценно финансовой поддержке. Все наши идеи находили отклик. Мы рационально использовали каждую копейку и работали всем коллективом. Благодарим предприятие «Борисовкаблагоустройство», индивидуальных предпринимателей Людмилу Васильеву, Андрея Карташова, а также Марию Шаповалову. Их вклад в нашу победу тоже велик, – поблагодарила Наталья Милова. – У нас создан единственный в районе сенсорный сад, обустроены два искусственных водоёма и фонтан, работают шесть тематических площадок. Мы обновили географическую площадку, экологическую тропу, дарвиновскую площадку, теневые навесы. Считаю, что всё это равнозначно победе. А ещё радует, что люди наслаждаются плодами своего труда: сядут на лавочки и любуются. А наши ученики, которые были трудоустроены на лето, получили не только заработок, но и незаменимый опыт. Мальчики ровняли землю, возили и укладывали плитку, девочки пололи и поливали клумбы. Они нам очень помогали, спасибо им огромное. Они тоже могли прийти в семь утра, а в одиннадцать уже были свободны. И теперь, я уверена, что они будут ценить и свой, и чужой труд гораздо выше, чем до этого, потому что понимают, что в этом есть и частичка их труда. Это очень важный воспитательный момент».
В завершение хочется сказать только одно: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Заходите на сайт Стригуновской средней школы и сами оцените преображение её территории. Ведь, как написано на странице управления образования администрации Борисовского района, эта победа – пример того, что именно неравнодушные люди, любящие свою работу, думающие о своей малой родине, создают наш сегодняшний день и наше будущее.