

Если люди искренне готовы пройти по жизненному пути вместе и понимают, что семейная жизнь – большой труд и ответственность, то, связав свои судьбы узами брака, они сохраняют эту связь ради счастья друг друга и своих детей, вместе преодолевая все невзгоды и радуясь достигнутому. Счастье – награда за терпение и умение жертвовать сиюминутными желаниями ради блага родных и близких. Иван Григорьевич и Мария Григорьевна Тарасенко строили своё счастье ежедневным настойчивым трудом. Всё это время их привязанность друг к другу и любовь только крепли. 29 ноября они отметили золотую свадьбу в кругу дружной семьи. Им удалось привить и сыновьям понимание, что крепкая счастливая семья – самая большая ценность в жизни. Четверо их внуков тоже разделяют взгляды старших на настоящие семейные ценности.
Каждая годовщина свадьбы – определённый этап в жизни мужа и жены, когда подводят итоги, оглядываются на прожитое и строят планы на будущее. Золотую свадьбу отмечают через 50 лет совместной жизни. Её название символизирует драгоценный металл, олицетворяющий прочность, чистоту и благородство, а в отношении семейной жизни эта дата означает, что супруги прошли через все жизненные трудности, сохранив любовь и преданность друг другу.
Встреча героев этой публикации произошла осенью 1975 года в колхозе «Парижская Коммуна». Нельзя сказать, что это было неожиданным поворотом судьбы или редкой случайностью. Их знакомство скорее можно отнести к вполне обычным случаям: родились они в соседних сёлах, а получив профессии, остались трудиться на родной земле. Забегая вперёд, скажу, что они сохранили и верность выбранным профессиям, и, если бы не реформы 90-х, скорее всего, в их трудовых книжках было бы по одной записи о приёме на работу.
«Я родился в Берёзовке, а через год родители переехали в Зозули. Учился в начальной школе в Зозулях, а восемь классов окончил уже в 58-й железнодорожной школе. Потом была Школа механизации в Борисовке и армия. Мне с детства нравились машины. Летом лет с 15-16 помогал отцу: был штурвальным в колхозе имени Кирова. После учёбы в Борисовке сам стал работать в колхозе «Парижская Коммуна» и на тракторах, и на комбайнах. Службу по призыву проходил в Германии тоже водителем. После демобилизации хотел было остаться в части вольнонаёмным водителем, но в какой-то момент меня с такой силой потянуло домой, что отказался от этой мысли и вернулся в родное село и свой колхоз. Поля, техника, люди, просторы – здесь моя душа, и ничего не смогло бы мне всё это заменить, нигде не было бы лучше», – уверен Иван Григорьевич.
Мария Григорьевна родилась в Грузском, до замужества там и жила. После восьмого класса поступила в Алексеевский сельскохозяйственный техникум, получила образование бухгалтера, а потом работала и заочно училась на экономиста в Белгородском финансово-экономическом институте.
«После техникума меня приняли на работу в колхоз «Парижская коммуна». Работала бухгалтером в автомобильном парке. Там и встретила своего суженого», – рассказала хранительница домашнего очага.
«Я вернулся из армии, работал, можно было уже и о семье думать. А тут увидел Марию. Она мне сразу понравилась, но подойти не решился – побоялся, что откажет. А когда увидел, что ведёт она себя просто, к людям относится с уважением и добротой, появилась некоторая уверенность. Одним словом, отважился и не ошибся: она приняла мои ухаживания. Стали встречаться. Вскоре я понял, что хочу прожить с этой девушкой всю свою жизнь, и через месяц сделал предложение, она согласилась. Родители нас благословили, и мы подали заявление, – продолжил глава семьи.– Регистрацию нам назначили на конец ноября».
Расписывались мы в Грузсчанском сельском совете: в Зозулях браки не регистрировали, поэтому решили сделать это в моём родном селе. День 29 ноября 1975 года выдался солнечным, но снежным и морозным. Снега было столько, что дорогу чистили бульдозером. На росписи были мы, свидетели и несколько друзей и знакомых. Всё прошло тихо и скромно без музыки и громких поздравлений. Зато застолье было весёлым, хоть тоже немноголюдным, – поделилась воспоминаниями Мария Григорьевна.
«Да, мы праздновали свадьбу в доме моих родителей. Гостей пригласили немного. На широкий размах не было ни денег, ни места: летом обычно свадебные столы накрывали на улице, а мы поженились накануне зимы. Стол накрыли в небольшой комнатке, но были у нас в селе гармонист и танцор: они и создали настроение, так что было весело», – дополнил рассказ супруги Иван Григорьевич.
Мои собеседники рассказали, что никогда даже не думали покинуть родные края, чтобы искать лучшей доли на чужбине, как делали многие молодые люди в их время. После свадьбы они жили с родителями Ивана Григорьевича, там родился их первый сын Евгений. Чуть позже им как молодым специалистам от колхоза дали небольшой домик на той же улице. А после рождения второго сына Юрия они получили более просторный дом.
Наших юбиляров объединяет и то, что оба они – выходцы из многодетных семей: у родителей Марии Григорьевны было три дочери и сын, а у Ивана Григорьевича было два брата и две сестры. Многие поколения их предков трудились на земле, растили детей и знали цену каждому куску хлеба на своём столе. Жизнь на селе никогда не была простой. Люди после колхозных полей и сараев трудились в домашнем хозяйстве, которое всегда было немалым: работы хватало круглый год, причём всё делали вручную. Мария Григорьевна и сейчас не может отказаться от лопаты, говорит, что мотоблок оставляет в земле или режет много картошки.
«Мы оба не избалованы жизнью, – справедливо заметил Иван Григорьевич. – Всегда рассчитывали только на свои силы. Трудились в колхозе, держали скотину, обрабатывали почти гектар земли. Выращивали по нескольку тонн картошки, сахарной свёклы. Всё это сдавали. Время шло, сыновья подрастали, и в 1980 году мы с Машей решили, что надо строить новый дом. Взяли участок в Зозулях на улице Локинской и строились шесть лет. Это был один из самых трудных периодов нашей жизни».
Мария Григорьевна призналась, что сейчас сама удивляется, как ей удавалось крутиться: на работе, дома, в огороде и ещё приходилось два раза в день кормить строителей.
«Да, тогда были такие правила. Но ничего – со всем справилась. Сыновья всегда помогали мне с отцом по хозяйству. Годы пролетели незаметно, пришло время учить Евгения. Он окончил Курский государственный медицинский университет. Учёба пришлась на тяжёлые 90-е. Помогали изо всех сил. Юра получил высшее юридическое образование. Всех выучили, сыновья работают по выбранным специальностям, так что наши труды вознаграждены», – рассказала Мария Григорьевна.
«Построили дом, посадили деревья, вырастили сыновей, – с благодарной улыбкой глядя на супругу, подтвердил Иван Григорьевич. – Моя Маша – любитель огородных работ. Её постоянными трудами на нашем участке всегда порядок. У нас и сейчас 30 соток огорода».
Супруги рассказали, что никогда не позволяли и не позволяют себе не то что лениться, а хоть немного отдохнуть, забыв на какое-то время о домашних делах и хлопотах. Бывало, поедут с детьми в Харьков: в цирк или в парке погулять, на каруселях покататься, а сами считают минуты, когда же можно домой возвращаться: там же скотина и птица... Об отдыхе на юге и речи не было. И сейчас, даже если приболели, продолжают строить планы, что и где ещё надо сделать. Так что ничто не может изменить их привычку трудиться, пока есть хоть какие-то силы.
Как уже было сказано, наши юбиляры, живя в селе и работая в колхозе, не представляли для себя иной судьбы. И, если бы не 90-е, вся их трудовая жизнь так и прошла бы в колхозе «Парижская Коммуна». Но...
«Начались реформы. Колхоз первое время пытались сохранить. Я около 23 лет (до 1995 года) проработал в этом хозяйстве, сменил несколько марок комбайнов – СК-4, «Нива», – и грузовых автомобилей. Потом был слесарем в ПМК, после перешёл водителем в ЭБС, поработал и в Борисовской ЦРБ за рулём мобильного флюорографа. Оборудование было установлено на ЗИЛе, и я доставлял его и работников поликлиники в различные населённые пункты нашего района для медицинского обследования населения», – рассказал Иван Григорьевич.
Мария Григорьевна тоже до 1985 года работала в «Парижской Коммуне», потом её перевели в колхоз имени Кирова главным бухгалтером, затем пригласили в сельхозотдел райкома партии, а через четыре года его закрыли, а её перевели в идеологический отдел, после ликвидации которого она вернулась в «Парижскую Коммуну» секретарём парткома. Таким образом, она на время отошла от бухгалтерской деятельности. А когда в 1992-м партии не стало, вернулась в бухгалтерию колхоза имени Кирова. Пришлось ей поработать и в сберкассе в Зозулях, и в Службе заказчика в Борисовке, и на Крюковском свинокомплексе, и на Борисовском консервном заводе: освоила компьютерные программы и специфику бухгалтерского учёта в разных сферах. В итоге общий трудовой стаж Марии Григорьевны – более 40 лет. А после выхода на пенсию ещё три года поработала в бассейне «Ворскла», а Иван Григорьевич и сейчас продолжает трудиться.
В такой круговерти 50 лет супружеской жизни для моих собеседников пролетели как один день: не успели оглянуться – уже и внуки повзрослели.
«Всякое в жизни было, но мы вместе дожили до золотой свадьбы, и это – главное. Да, сейчас приходится непросто, но победа обязательно наступит. Для счастья не хватает только мира», – сказали в завершение разговора наши юбиляры.
Они жили и живут, где родились, и вместе с земляками переживают всё, что выпадает на долю малой Родины. Привязанность к родными местами унаследовали и их сыновья. Будет замечательно, если и внуки сохранят такие чувства. Не зря же в народе говорят: «Когда вся семья вместе, то и душа на месте!»












