

С юбиляром коллектив редакции знаком давно. Было несколько публикаций в районной газете о нём и за его подписью. Иногда Виктор Георгиевич заглядывал к нам «на огонёк» просто пообщаться и поинтересоваться, как живёт творческий коллектив.
О его принципиальности, порядочности и неординарности неоднократно рассказывали его бывшие классный руководитель Владимир Викторович Хуторной и директор школы №58 Николай Гаврилович Алифанов. Несколько лет назад в свет вышла книга Виктора Кондратьева, где автор во вполне доступной форме повествует о себе не как писатель, а как человек, переживший несколько этапов жизни, которые были предопределены судьбой. Не случайно эпиграфом к книге послужили рубаи Омара Хайяма о том, что каждый наш шаг предрешён. Отзывы на книгу самые положительные. И даже несколько рассуждений в комментариях по поводу улучшения качества оформления и о том, что «слог тяжеловат», не омрачают общую картину. Вердикт простой – книга читается на одном дыхании, а глубина смысла не оставляет равнодушным к прочитанному.
В тот победный год, когда родился юбиляр, самым популярным именем для мальчика было Виктор, что с латыни переводится как «победитель». Его жизненный путь начался в семье железнодорожников, в которой ему с младых ногтей закладывали вековые ценности, в том числе определяющие генетический код нашего народа, так до сих пор и не разгаданный нашими бывшими партнёрами и откровенными недругами. Отец и мама Виктора Георгиевича – фронтовики-железнодорожники. Воевали на Первом Белорусском фронте. Их боевой путь завершился в Чехословакии. Что такое служба на железной дороге в годы войны – тема особого разговора. Это жесточайшая дисциплина, ответственность и обязательность. Эти качества передались Виктору и сыграли огромную роль в его становлении как личности, впоследствии сформировавшие его индивидуальные качества, в основе которых –порядочность. Но если брать по большому счёту, родители в его воспитании были не настолько строги. Пример и убеждение, указание правильных ориентиров – мудрый и верный подход. Сам юбиляр подчёркивал в разговорах, что в его судьбе большую роль сыграли обстоятельства и люди, которые помогли не свернуть в сторону. Так, однажды отец заявил, что после окончания восьмого класса планирует отдать Виктора в железнодорожный техникум в Кременчуге, ссылаясь на то, что пора приобретать гражданскую специальность. Когда отец и сын шли в техникум, на перроне Южного вокзала в Харькове к ним подошёл старый знакомый. Узнал, что к чему, и сказал отцу, что незачем ломать ребёнку мечту: пусть сам выбирает профессию. А мечтал Виктор стать лётчиком. Так и получилось, но до этого ещё были годы учёбы в школе, в Харьковском высшем военном авиационным училище лётчиков, упорство и стремление отшлифовать мастерство после училища.
В школьные годы у Виктора было много товарищей. Особо дружил с Михаилом Болдыревым. И зимой, и летом ребятня не скучала: лыжи, санки, коньки – зимой, речка – летом. Были и детские шалости, которые могли вполне стоить жизни, – в округе в послевоенные годы было много всего, что особенно интересовало мальчишек, несмотря на запреты взрослых. Немцы после Курской битвы в спешке бежали из наших мест. Их артиллерийский склад не был полностью эвакуирован. Всё, что было брошено, очень интересовало детвору. И только строгие запреты родителей уберегли Виктора и его сверстников от настоящей беды. Виктор учился старательно – на одни пятёрки. В школе давали не только знания, но и производственные навыки. Совершенствовался физически, что иной раз помогало ему постоять за себя и своих друзей в уличных конфликтах.
Школу окончил с серебряной медалью. При конкурсе 11 человек на место успешно поступил в военное училище. Во время учёбы особенно увлекался физикой, математикой, всем, что связано с сопротивлением материалов. Многие дисциплины в лётном училище преподавали на уровне вуза, что не мешало ему проявлять усердие и старание. Виктор попал в тот набор, который сразу начинал учебно-тренировочные полёты на реактивных самолётах. Специальные дисциплины, такие как аэродинамика, теория реактивных двигателей, вооружение самолёта и многие другие преподавали офицеры, прошедшие Великую Отечественную. Они же и открыли курсантам дорогу в небо. И самое главное – им, курсантам, было на кого равняться. Первый прыжок с парашютом, первый полёт, полёт в зимних условиях, отработка сложного пилотажа и потеря товарищей, после которой пришло понимание, что лётная работа – не только романтика, но и жестокая действительность.
Училище специализировалось на двух профилях – истребители и бомбардировщики. Разница существенная. Истребитель, в первую очередь, это – манёвренные воздушные бои с противником, когда перегрузки в кабине лётчика доходят до 7-8 единиц, а вес лётчика в кабине возрастает до восьми раз. Этого достаточно, чтобы потерять сознание. В реальном бою перегрузки могут быть ещё выше. Виктор усиленно тренировался, чтобы быть в высочайшей физической форме. При отборе руководство училища внимательно присматривалось к нему, оценивая личностные и лётные качества. К концу обучения он уже знал, что будет истребителем на самолётах МиГ-21. Это была его заветная мечта. А родилась она после прочтения произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и просмотра одноимённого фильма о герое войны – лётчике-истребителе А.П. Маресьеве, роль которого сыграл знаменитый артист Кадочников. С героем войны и артистом Виктор встретится ровно через тридцать лет в тёплой и непринуждённой обстановке. А первый полёт Виктора на самолёте случился после очередной поездки в Харьков, из которой они с отцом возвращались на АН-2, летавшем тогда два раза в неделю по маршруту Харьков-Борисовка.
Во время учёбы Виктор с товарищами покорял «пятый океан» на аэродромах в Луганске, отрабатывал мастерство и нарабатывал опыт полётов над заснеженной и малоориентирной местностью. Третьекурсником в Чугуеве осваивал новую технику и прошёл хорошую школу её боевого применения. На выпускном курсе – вновь тренировочные полёты в 812 учебно-тренировочном полку на аэродроме в Купянске. И вот оно – запомнившееся на всю жизнь мгновение – торжественное построение всего курса в парадной форме на плацу 17 октября 1968 года. Приказ о присвоении воинского звания лейтенанта, вручение дипломов о высшем образовании и объявление о направлении в воинские части для дальнейшего прохождения воинской службы. Волнующее прощание со Знаменем училища в памяти Виктора Кондратьева осталось до сегодняшнего дня.
Начались будни службы лётчика-истребителя. Истребительный авиационный полк в Польше, где он в упражнении «Полёт на практический потолок самолёта» покорял на МиГ-21 ПФ недосягаемые высоты стратосферы, отрабатывал лётное мастерство в воздушном пространстве Польши и ГДР. А потом тщательное обследование в Центральном военном научном исследовательском авиационном госпитале и зачисление в спецотряд космонавтов. В связи со свёртыванием Программы создания военно-космических сил все, кто прошёл медицинскую комиссию без замечаний, успели понять, в каких экстремальных условиях приходится работать покорителям космоса, но были направлены обратно в свои авиационные полки для дальнейшего прохождения службы. Потом были полёты над горно-пустынной местностью в Туркестанском военном округе, куда был экстренно переброшен авиаполк из Польши, подготовка к отправке в одно из африканских государств, в ходе которых Виктор встретился с легендарным лётчиком Иваном Никифоровичем Кожедубом. В апреле 1974 года поступление в ВПА имени Владимира Ильича Ленина с хорошим проходным баллом, а это ещё три года учёбы. Здесь стоит отметить, что в то время подготовка классного лётчика приравнивалась к подготовке трёх докторов наук технического профиля. После учёбы в академии была служба в Прикарпатском военном округе, в ходе которой в Центре боевого применения и переучивания лётного состава в Липецке осваивал самолёт МиГ-23, и служба в Группе советских войск в Германии. Несколько лет упорного труда над собой, большое желание стать настоящим лётчиком позволили Виктору Кондратьеву заработать высокий авторитет в тех частях, где он служил. В 1978 году он уже заместитель командира полка по политической части, а через несколько лет его перевели на должность заместителя начальника политотдела 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии. И ежесуточные полёты, полёты и ещё раз полёты. В городе Мерзебурге, где располагался аэродром части, Виктор Кондратьев встретился и пообщался с артистами – знаменитостями, которые прибыли к лётчикам с незабываемым концертом, организованном в Доме офицеров. Фамилии артистов в то и настоящее время говорят сами за себя: Кадочников, Демьяненко, Чурсина, Драпеко. 3 декабря 1982 года лётчик-истребитель Виктор Кондратьев уже выполнял ознакомительный полёт в Приморье. Такая служба у лётного состава. Сегодня ты здесь, а завтра – как Родина прикажет. А приказ, как и у всех военных, не обсуждается. До сих пор юбиляр считает, что Приморье как раз и является жемчужиной России, которую многие почему-то ищут не там.
Начиная с олимпийского 1980 года, в Советском Союзе происходит череда событий, которые тем или иным образом коснулись каждого жителя необъятной страны. Начиная от сбитого нарушителя воздушного пространства дальневосточных границ – южнокорейского «Боинга», приземления на Васильевском спуске в Москве немецкого пилота-любителя из ФРГ – Матиаса Руста и заканчивая тем, что огромную страну, от мощи которой Запад впадал в шок и трепет, развалили в результате Беловежского сговора. Каждому событию Виктор Георгиевич даёт свою оценку с трезвым подходом и глубоким анализом. О его умозаключениях можно узнать и из его книги. Книга опубликована не вчера. А то, что сегодня происходит в мировой политике и не только, лишь подтверждает правильность его рассуждений.
О присвоении очередного воинского звания полковник Виктор Кондратьев узнал лично от командира дивизии – известного лётчика Анатолия Михайловича Коркунова.
Когда начались структурные преобразования в авиации и противовоздушной обороне, полковника Кондратьева вызвали в Главный штаб ВВС в Москву и направили на должность инспектора Политуправления ВВС – с лётной работой лётчику-истребителю пришлось расстаться.
До сих пор развал Советского Союза остаётся болью в душе и сердце этого добропорядочного человека. Но, как он отметил в самом начале своей книги, история не знает сослагательного наклонения. Нынешние события он напрямую связывает с тем поворотным моментом, когда огромная страна оказалась не в «вираже», а свалилась в «штопор». А в терминах большой политики чёткое определение этому трагическому событию дал Президент России Владимир Путин, назвав его геополитической катастрофой. Хватало тогда в высшем руководстве страны тех, кто продался за «тридцать заокеанских сребреников».
После Главного штаба Виктор Кондратьев продолжил службу в 7-м Государственном научно-исследовательском испытательном институте авиационной и космической медицины, где занимался изучением условий и особенностей работы человека в космическом пространстве. В 1993 году он подал рапорт и уволился с действительной военной службы досрочно.
«В 2009 году я, нисколько не сожалея, покинул Москву и вернулся на свою малую Родину, – размышляет юбиляр. – Это – Родина моего детства, школьных друзей и знакомых, где впервые зародилась мечта оторваться от земли, и начался полёт моей судьбы. Здесь, пока позволяло здоровье, я провёл немало встреч с представителями молодого поколения и убедился, что мой полёт ещё не окончен и будет продолжен теми ребятами, кто собирается связать свою судьбу с защитой Отечества. И это вопреки расхожему мнению, что «нынешнее поколение мы потеряли».












