Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:00, 28 декабря 2019

Директор «Борисовской керамики» Константин Хлебников: «Успеха без ошибок не бывает»

Директор «Борисовской керамики» Константин Хлебников: «Успеха без ошибок не бывает»Фото: Ирина Карнаухова
  • Интервью

Борисовскую посуду реализуют крупные торговые сети «Карусель», «О’кей», «Метро» и другие.

Сегодня исполнилось 50 лет со дня открытия «Борисовской керамики». Корреспондент «Призы31» встретился с руководителем предприятия Константином Хлебниковым.

— Как Вы оказались в Борисовке и какими были Ваши первые шаги на процветающем сегодня предприятии?

— Родом я из Ракитного. Получил образование в Белгородском филиале МЭСИ. После аспирантуры был директором филиала страховой компании «МАКС» в Белгороде. А на этом производстве оказался абсолютно случайно: скопил немного денег, хотел их вложить и стал инвестором «Борисовской керамики». Но непосредственно руководить ею должен был мой партнёр. Когда выяснилось, что он не справляется, пришлось взяться за дело мне. Хотя таких планов не было.

Первое время я был очень увлечён, приехал из города этакий романтик поднимать предприятие. Хотелось вложить средства в нечто такое, что приносило бы пользу и доход. Не могу сказать, что я мечтал о производстве, потому что по сути не знал об этом ничего, но и торговля меня не привлекала.

Сначала были мелкие проекты: автосервис, магазинчик, потом я их ликвидировал и купил долю в фабрике. Первой реакцией, когда в 2006 году я стал директором, был, конечно, шок: зачем мне всё это было нужно?! В постперестроечный период предприятие «Борисовская керамика» приобрело печальную славу в районе как одно из самых нестабильных и постоянно балансирующих на грани банкротства. Частые задержки заработной платы при тяжёлом ручном труде привели к тому, что работать на предприятии остался только костяк из преданных и любящих своё дело людей, а также женщины предпенсионного возраста, которым некуда было идти.

Всегда нравилось решать задачи, которые другим не под силу. Вот и здесь так было: задолженность по зарплате несколько месяцев, в бюджеты – за год, отсутствие запасов сырья, материалов и самое главное — апатия коллектива и неверие в сохранение и развитие предприятия! И это самое тяжелое и страшное, с чем пришлось столкнуться в самом начале. А потом сказался характер: если взялся, то надо делать, никогда не отступать. Все эти 14 лет мы постоянно учились и продолжаем учиться, осваиваем новую технику и передовые технологии. Я ничего не знал о производстве. Всё здесь было вручную. И я задумался, как увеличить объём выпуска.

Школы везде разные, и мы на предприятиях в России, Украине, Белоруссии, Китае и европейских странах узнавали для себя, как можно делать посуду качественно, красиво, быстро и по приемлемой цене. Были и ошибки, но это опыт, и сегодня не хотелось бы об этом говорить. На тот момент в России было около 50 производств, занимавшихся выпуском керамической посуды, но наше находилось в самом упадочном состоянии. Майоликовые производства в СССР относились к Министерству местной промышленности, а фаянс и фарфор – к лёгкой промышленности. На этом основании мы выпускали вещи исключительно бытового характера, сувенирной продукции практически не было. Первым предприятием, куда мы поехали для обмена опытом, был «Псковский гончар». Когда я увидел там формовочный станок-полуавтомат, то сразу понял, что это будет первый шаг к повышению производительности труда. Но требовалось подготовить несколько иную массу – это уже совершенствование технологии. И для этого необходимо другое оборудование. То есть требовались глобальные преобразования сразу по всей производственной цепочке. И тут, как говорится, нет худа без добра.

К этому времени стали останавливать свою деятельность многие фарфоровые заводы, и я с коллективом разбирал и вёз к себе станки, механизмы, печи и другое вспомогательное оборудование. Выкупал это зачастую по цене металлолома. В итоге на сегодняшний день на нашей территории работают станки и механизмы примерно с 45 разорившихся предприятий России, Украины, Белоруссии, Германии, Италии, Финляндии и Португалии. Да, многое было не первой свежести, но после капитального ремонта своими силами, а мужики у нас головастые и рукастые, всё было восстановлено. На сегодняшний день из аналогичных отечественных предприятий у нас самый обширный парк станков. С 2006 года построены и введены в эксплуатацию два новых производственных цеха: под участки глазуровки и упаковки, построен новый склад, восстановлено разрушенное здание майоликового цеха. В этом году заменили утельную электрическую трёхканальную печь для обжига на рольгандовую газовую со скоростным обжигом, сейчас ведём пуско-наладочные работы. Установили несколько станков для формования и прессования в фарфоровом цехе.

— Производственные мощности — это одна сторона, а как работали над ассортиментом?

— Тоже учились, но уже в Европе и Китае. Ездили с технологами и художниками на серьёзные выставки, отслеживали мировые тенденции в посудной индустрии. Прорабатывали у себя новые формы и расцветки, состав массы и глазури. Постепенно осваивали технологии и разные материалы. Много времени и сил ушло на совершенствование майоликового направления. С целью улучшения качества изделий изменили технологию приготовления глиняной массы, для этого переоборудовали массоприготовительный участок. Изделия из массы, которую мы готовим сейчас, сохнут в два раза быстрее. Смонтированы автоматические линии для глазурования изделий.

Так постепенно и совершенно случайно вплотную подошли к фарфору. В 2012 году получили одобрение и помощь губернатора области Евгения Савченко на запуск проекта HoReCa по производству цветной посуды из низкотемпературного фарфора для предприятий общественного питания. На средства, выделенные в качестве займа, закупили импортное оборудование, несколько автомобилей, провели ремонтные работы в фарфоровом цехе. Как только выведем этот проект на полную мощность, количество работников увеличится до 280 человек, а объём производства вырастет почти в 2 раза. Большинство производственных процессов будет автоматизировано, что значительно облегчит труд. Так что преобразования продолжаются. На сегодня майоликовая посуда по количеству составляет 60% от общего выпуска, но фарфор приносит больше прибыли. Такая продукция пользуется высоким спросом и уходит потребителям, как говорится, прямо из печи. Фарфора выпускаем 50–60 тыс. изделий в месяц, в прошлом году было 20 тыс., в следующем планируем выйти на 100 тыс. ежемесячно.

— Что даёт Вам уверенность в том, что делаете всё правильно, что производство стоит таких усилий? Есть ли планы перейти на выпуск одного фарфора?

— Я в хорошем смысле слова азартный человек. То есть если загорелся какой‑то идеей, то, пока не отработаю её до конца, не брошу. В какой‑то мере это спортивный азарт. Хочу сам себе доказать, что справлюсь. Наверное, поэтому и тяну эту лямку вот уже 14 лет. По‑хорошему, это производство при всей его развитости на сегодняшний день очень трудно удержать с нормальной рентабельностью. И на это есть причины: это высокая затратная часть, которая вызвана, прежде всего, непомерными налогами, неналоговыми поборами, всевозможными госограничениями, с одной стороны, и удушением чисто рыночными способами со стороны торговых сетей, с другой стороны. Но держимся, заняв, как говорится, круговую оборону.

Коллектив тоже увеличился. Сегодня у нас трудится около 250 человек, а когда я только пришёл, было 67. Теперь уже к нам приезжают учиться, а продукцию хорошо знают и с удовольствием приобретают рестораны и кафе, гостиницы и санатории, интерьерные дизайнеры и простые ценители глиняной посуды для домашней кухни. Борисовскую посуду реализуют крупные торговые сети «Карусель», «О’кей», «Метро», «Гиперглобус», «Максидом», «Ашан» и другие. Наряду с крупными оптовиками развиваем собственную торговую сеть, открыли два интернет-магазина, функционируют две торговые точки в Белгороде и одна в Борисовке. Принимаем много экскурсий. А для этого у нас и памятник «Гончар», и артобъект «Из уст в уста», и «Горшечное царство». Да и посмотреть на одной площадке экскурсанты могут два производства: майоликовой посуды и фарфоровой профессиональной цветной посуды. Думаю, что это показатели успеха, но почивать на лаврах наша команда не собирается. В течение двух лет у меня были мысли снять майолику с производства, но сейчас пересмотрел планы.

Предприятия продолжают закрываться, продукции становится меньше, и она в основном импортная и зачастую более дорогая. А конкуренты с Украины всё меньше оказывают влияние на наш рынок. Продукция, соответственно, дорожает, поскольку зарубежные производители диктуют свою цену. А нам это на руку: стоимость продукции растёт и, соответственно, есть смысл развивать и это направление тоже. Прямо сейчас мы работаем над усовершенствованием качества массы и видоизменяем модельный ряд. Хотим уйти от деревенской темы и подтянуть изделия по формам и дизайну до такого уровня, чтобы любой человек в нашей стране мог поставить их в свой интерьер. Это будут новые цены, соответственно, повысится и рентабельность.

— Чтобы Вы хотели пожелать сотрудникам в связи с юбилеем производства и Новым годом?

— Жизнь – непростая штука и проходит в постоянной борьбе. Желаю, чтобы усилия, которые мы прилагаем для развития наших заводов, обязательно оправдывались, чтобы усталость сменялась удовлетворением от сделанного, чтобы условия работы улучшались, а значит, повышалось бы качество жизни. Коллективу и семьям сотрудников желаю взаимопонимания, поддержки и благополучия. Пусть все будут здоровы и счастливы!

— Спасибо за беседу.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×