Планы по оснащению градообразующего предприятия новым, современным оборудованием были составлены несколько лет назад. Их реализация стала проводиться не от случая к случаю, а на регулярной основе. Финансирование идёт из средств, полученных за изготовление металлоконструкций для Керченского моста.
В принципе можно было заводчанам работать и на тех станках и оборудовании, которые давно имеются в наличии. Однако руководство предприятия мостостроения с уверенностью смотрит в будущее. А оно требует наращивания объёмов производства металлоконструкций и, соответственно, выхода на новый уровень качества. Важен и человеческий фактор. Современное оборудование заметно облегчает труд людей, которые на нём работают.
Такое оборудование требует совершенствования знаний. Для этой цели на заводе переучивают работников, и они получают новую квалификацию. Заметно сложнее обучить того, кто только пришёл на завод. Те же, кто работает давно и хорошо знает производство, усваивают программу очень быстро. Важно отметить, что на этом предприятии организована учёба всех новичков, начиная от простых рабочих и заканчивая выпускниками высших учебных заведений. Сохранено и даёт результаты наставничество. Опытный специалист знакомит молодого с производством, делится наработками и знаниями по тому или иному направлению.
«Когда приходит новое оборудование, мне важно самому тщательно изучить как его устройство, так и работу. Нужно хорошо знать, как работают органы управления. Для этих целей использую необходимую литературу и предписания поставщика. В дальнейшем обучаем тех, кому предстоит работать на современном оборудовании», – рассказал главный технолог БЗММК имени В.А. Скляренко Михаил Мигунов.
Уже два года на заводе используется новый портально-сверлильный станок. Он применяется при проделывании отверстий во всевозможных накладках и узлах конструкций. Его технические возможности позволяют готовить более крупногабаритные изделия. Кроме того, его задействуют при нарезке резьбы и выполнении некоторых других работ. Исходя из полученного опыта, заводчане заказали ещё один станок. Поставка будет осуществлена в середине февраля, а пока для него готовят фундамент.
Кстати, ожидаемый станок по техническим возможностям превышает показатели имеющегося на заводе. Это позволит делать более габаритные заготовки для металлоконструкций. Также его использование снизит затраты и время на изготовление кондукторов. В настоящее время крупные заготовки делаются на радиально-сверлильных станках. Эти обычные аналоговые агрегаты требуют непосредственного участия станочника. Нужно вручную всё разметить, накернить отверстия, зачастую требуется изготовление сверлильного кондуктора.
При изготовлении металлоконструкций на заводе применялся продольно-фрезерный станок 6620У ульяновского производства. В настоящее время он демонтирован. Специалисты считают, что данный станок устарел не только технически, но и морально. Здесь невозможно добиться той точности, которая требуется при изготовлении конструкций мостов. Проектировщики закладывают её на всё более высоком уровне, требуя качества и лёгкости конструкций. А при работе на старом станке этого добиться нельзя.
«На заводе применяется 3D-сканирование, – продолжил разговор Михаил Мигунов. — Получается, что готовые блоки конструкций моста заносятся в компьютер, который виртуально собирает объект и проводит анализ путём сравнения 3D-модели элементов моста с изготовленными. Это даёт возможность специалистам определить расхождение допусков между чертежами и готовым объектом, оценить качество. Для точности изготовления деталей и внедряется в производство такое оборудование. Новый станок уже в пути. В связи с тем что в нашей стране сегодня таких станков не делают, заказали тайваньского производства. Он с числовым программным управлением, дорогостоящий. Но сама жизнь заставляет думать о завтрашнем дне, а не о деньгах. Его мы планируем загружать полностью, что позволит быстрее окупить затраты. На ближайшие два года у нас есть заказы. Просчитываются и последующие несколько лет. А если рассматривать вопрос гарантий производителя и работу сервисной службы, то станок мы намерены сразу запустить в производство. Так, новый портально-сверлильный станок мы загружали в две-три смены шесть дней в неделю».
Намечается и развитие сварки и сборки конструкций. Однако в этом вопросе не всё так просто. В стандартах жёстко прописано, какую применять сварку в том или ином случае, какую проволоку. Это как армейский устав, где всё отражено до мелочей. Поэтому революционного развития в этом направлении на заводе не предвидится. А вот оптимизацию всех процессов специалисты усматривают. Этим занимаются отделы главного технолога и главного сварщика. К примеру, если технические возможности позволяют, а на прочность конструкции нет влияния, рассматривается вопрос длины и толщины сварочного шва. Причём всё это согласовывается с проектировщиком моста.
Проектируют мосты институты. А вот в отделе главного конструктора готовится техническая документация. Получается, что происходит адаптация чертежа к производству завода. Оговариваются допуски, как технически выполнить работы, исходя из возможностей предприятия.
В связи с тем что завод имеет большой объём заказов на ближайшую перспективу, ему нужны квалифицированные кадры. Причём как представители рабочих профессий, так и специалисты.
«Мы не говорим, что полная загрузка производства будет только два года. Мы с уверенностью говорим о том, что с заказами не будет проблем и в дальнейшем. В стране строятся новые автодороги и всевозможные развязки, требующие поставок. Кроме того, наш завод делает не только мосты, но и металлоконструкции, применяемые в строительстве. Они тоже пользуются большим спросом. Нам нужны квалифицированные сварщики и не только. Требуются люди в инженерно-технический состав. Так, в моём отделе не хватает конструктора. Речь не о том, что человек просто может начертить чертёж. Здесь нужен опытный специалист, который может производить расчёты на статические и динамические нагрузки, владеющий знаниями в области 3D-моделирования. Просто человек, у которого за плечами один технический вуз, должен иметь соответствующие нашему производству знания. Больше хочется молодых кадров, которые могут работать с программным продуктом. Есть потребность в кадрах и по другим отделам. И там нужны специалисты, не только умеющие читать и чертить чертёж, но и делать расчёты. Без них у нашего производства просто не будет работы», — подчеркнул главный технолог завода.
В заводской коллектив может влиться любой молодой человек. Здесь, в проходящем процедуру регистрации учебном комбинате, его всему научат. Главное – чтобы образование не ниже среднего. За новичком будет закреплён наставник на определённый срок. За короткий промежуток времени обучающийся познакомится с производством, своим рабочим местом и станком или оборудованием. Потом наступит черёд теоретических занятий. Они будут посвящены техническим терминам, работе с инструментом.
В середине февраля и начале марта на БЗММК вступит в строй новое оборудование. Оно позволит заводчанам работать с более крупными деталями будущих мостов и конструкций — работать более производительно и высококачественно.