Призыв31

Жительница Борисовского района Ангелина Кодрян: «Творчество – моя жизнь»

20 ноября , 09:15КультураФото: Виктория Ковальчук

Руководителю студии декоративно-прикладного творчества по вышивке присвоено звание «Народный мастер Белгородской области».

Фёдор Михайлович Достоевский расценивал творчество как органическое свойство человеческой природы и необходимую принадлежность человеческого духа. Занимаясь творчеством, человек уподобляется Творцу. Оттого и чувство глубокого удовлетворения и восторг испытывает он в процессе созидания чего-то нового, явственно ощущая водительство Божие.

Изменить жизнь не страшно

Ангелина Кодрян родилась в Молдавии, а на Белгородчине живёт уже тридцать лет – с 1992 года, считая её своей второй родиной. Окончив в 1990 году Каларашское педагогическое училище имени Н.К. Крупской, она девятнадцатилетней девушкой устроилась по специальности в школу учителем начальных классов. К тому времени Советский Союз распался, Молдавия встала на путь самостоятельного развития. Проработав два года, Ангелина была вынуждена покинуть родные края. Мама с отчимом переехали в Хотмыжск, через два года последовала за ними и Ангелина. По её словам, страха перемен она не испытывала. В Борисовке оказалось вакантным место учителя русского языка и литературы в школе имени Калинина – нынешней основной общеобразовательной школе №4, куда молодой специалист и устроилась на работу. Потом вела начальные классы. Из-за отсутствия собственного жилья была вынуждена в 1996 году оставить школу и переехать с мужем в Богун-Городок, в старенький дом, купленный отчимом.

В Богун-Городке Ангелина прожила около пяти лет, работая в местной школе. За время преподавательской деятельности получила заочно высшее образование на факультете дошкольного, начального и специального образования педагогического института им. Ольминского, нынешнего БелГУ.

В 2001 году директор Борисовской школы имени А.М. Рудого Людмила Харитченко предложила ей занять должность учителя начальных классов. На новом месте занимаясь с младшими школьниками, Ангелина Геннадьевна преподавала рукоделие на уроках труда, где дети изготавливали всё своими руками – от мелких поделок до книжных переплётов. Проработав в школе полтора года, она уволилась по состоянию здоровья.

Судьба привела Ангелину в Белгород, где ей предложили место представителя военно-страховой компании. Восемь лет трудилась в центральном пункте пропуска в Нехотеевке.

«Работа была посменная, связанная с оформлением документов, – отметила Ангелина Геннадьевна, – но я впервые оценила трудовую деятельность, при которой рабочее время строго регламентировано. У меня были выходные дни, в которые можно было отдохнуть, восстановить силы. Появились свободные часы и желание заняться творчеством. В долгие рабочие смены, особенно зимой, тоже была возможность рукодельничать. Тогда я вышивала крестиком панно и картины – одну за другой. В то время моя сестра открыла в Белгороде творческую мастерскую, в которой шила сценические костюмы. Я помогала ей расшивать платья бисером и пайетками. Это был период творческого прорыва, в который я и вязала, и вышивала. Шила одежду для себя».

Талант – по наследству

Ангелина Кодрян познала радость творческого процесса ещё в детстве. Рукоделие в молдавских школах преподавалось с младших классов. По линии отца все женщины в семье занимались им. Память на всю жизнь запечатлела картины уютных семейных вечеров, где не было места праздности. Даже во время отдыха бабушка Раиса Ивановна, её сестра Валерия Ивановна, прабабушка Александра Антоновна что-нибудь вязали, шили, занимались вышивкой. Бабушка Ангелины была мастером по румынскому игольному шнурковому кружеву, создавала красивые, неповторимые изделия. Другая бабушка вышивала по филейной сетке гипюрные кружева, изготавливала тонкой работы декоративные салфетки.

«Бабушки занимались украшением дома собственноручно, все их художественные изделия были утилитарны, – вспоминала Ангелина Геннадьевна. – В то время девочки приучались к рукоделию с ранних лет. Они были бережливы: всем небольшим лоскуткам ткани, обрезкам от шитья со временем находилось применение. Их обвязывали кружевом, после чего они превращались в красивые салфетки для стола. Недавно в Центральной районной библиотеке имени П.Я. Барвинского прошла выставка работ женщин моей семьи, которые я бережно храню много лет. Дома в «волшебном чемодане» собраны изделия, которые я часто представляю на различных выставках. В 2020 году на областной выставке «Я – коллекционер» в Белгороде они были настоящей «изюминкой», примером того, как вещи могут стать олицетворением истории».

Ангелина рассказала, что во время Великой Отечественной войны во дворе дома в Унгенах, где жила её бабушка, был госпиталь. В саду на берегу озера стояли палатки, в которых лежали раненые бойцы. Их перевязывали полосками ткани, имеющими многократное использование после дезинфекции. Через какое-то время эти тряпки выбрасывали за невозможностью дальнейшего применения. Однажды прабабушка – Александра Антоновна – подобрала кучу таких тряпок, тщательно их отстирала, выварив в кипятке, и из трёх полосок грубой льняной ткани сшила полотно. Затем обвязала его с помощью крючка простыми швейными нитками, вышив в центре розовые цветы. Так получилась занавеска из медицинских бинтов, которая долгое время украшала окно в доме. Ангелина бережно хранит эту семейную реликвию, дорожа ею как памятью детства. Есть в домашней «сокровищнице» и дверные портьеры бабушкиной работы, вышитые ею ещё в годы учёбы в румынской гимназии, - прекрасные ирисы на сером льняном полотне. В 1940 году на конкурсе женских рукоделий в Яссах, входивших в то время в состав Румынии, это изделие заняло первое место.

Не был лишён талантов и отец семейства – Геннадий Васильевич. Помимо своей основной работы – заместителем начальника механизированной части железной дороги - он занимался столярным делом, своими руками облицевал деревом свой рабочий кабинет и сделал всю мебель. Увлекался чеканкой.

Склонность к творчеству передалась и двум родным сёстрам Ангелины – средней Наталье и младшей Анне. Наталья живёт в Белгороде, имеет собственную мастерскую «Забава» по пошиву и прокату сценических и карнавальных нарядов, изготавливает стилизованные реплики исторического костюма. За годы существования мастерской её руками создано более 1 тыс. экземпляров. Анна работает учителем английского языка в Борисовской школе имени А.М. Рудого. А в редкие, свободные от школы, часы занимается поделками, мастерит с дочерью кукольный домик со всей необходимой утварью.

Преображение

Из областного центра Ангелине пришлось уехать, оставив прежнюю работу, и переехать в 2014 году в Борисовку к бабушке, которой потребовался уход. Вскоре нашлось место методиста в районном управлении образования, где педагог проработала три года.

«В декабре 2016 года мне довелось побывать в Израиле, – рассказала Ангелина Геннадьевна. – Я отправилась на «серебряную» свадьбу к подруге детства, с которой не виделась более двадцати лет. После торжеств съездила в Иерусалим, на Святую землю, где поклонилась Гробу Господню. В этот момент в моей душе произошёл настоящий переворот. Я задумалась о жизни и о своём предназначении. Вспомнилась притча о талантах, которые не следует зарывать, но Богом заповедано приумножать их. Домой я вернулась другим человеком».

Уже через два месяца по возвращении Ангелина устроилась в Борисовский Дом ремёсел, где работает и теперь. К тому времени у неё накопился немалый опыт творческой деятельности, многие её художественные работы уже успешно продавались на интернет-площадке «Ярмарка мастеров». Поначалу она шила для дополнительного заработка банты из атласных лент, специализировалась на украшениях для волос. Со временем работы стали востребованными не только в нашей стране, но и за рубежом – в США, Израиле, Швейцарии. Позже начали поступать заказы на изготовление брошей из фоамирана.

«География моих заказчиков обширна – от Калининграда до Сахалина, - отметила мастер. – Украшения для волос по-прежнему пользуются спросом, заказывают топиарии – «деревья счастья». Многие работы я делаю в любимом мной винтажном стиле. Декоративные картины и панно, топиарии, настенные часы, вязанные из пряжи сумки, выполненные в этом стиле, востребованы у потребителя. Мне нравится изготавливать небольшие по размеру работы – почти миниатюры, изящные вещицы для домашнего убранства, создающие уют. Каждая из них неповторима, выполняется в единственном экземпляре. Даже две картины с похожим сюжетом имеют свои нюансы. Разнообразие композиций достигается применением разно-фактурных материалов – кружев, мини-скульптурок, а также использованием всевозможных колористических оттенков».

Вдохновение

У каждого творческого человека случаются озарения свыше. К одним Муза является внезапно, и тогда надо постараться удержать, продлить её присутствие, наполняясь духовными откровениями и испрашивая милость к новым посещениям. Другие черпают силы в процессе самого творческого действия, когда словно невидимая рука движет рукой автора, совершая синергию.

«Для меня важно положить начало воплощению замысла, – призналась Ангелина, – и в процессе работы появляются новые идеи и видение способов их реализации. Бывает, что задуманное довольно долго зреет, постепенно рождается мысленный образ, обрастая новыми деталями, а затем быстро материализуется, получая форму. Случается, без сна и отдыха «вынашиваю» какую-нибудь идею, не зная усталости, не замечая времени. Любимое дело невероятно увлекает и придаёт силы! Я сознательно выхожу из дома пораньше, неспешно обдумывая по пути на работу новые проекты».

Многие изделия мастера не просто неповторимы, но и по-настоящему драгоценны.

«Слепила из того, что было», – это не мой способ работы, – смеётся Ангелина. – Хотя иногда случается и такое».

Ей более по душе, когда из накопленных годами материалов появляются возможность выбора и простор для полёта творческой фантазии. Например, брошь, украшенная полудрагоценными камнями, была создана именно так.

В ближайших творческих планах мастера – составить коллекцию расшитых собственноручно рушников. Некоторые из них станут репликами исторических образцов, другие создаются по их мотивам. Одна подобная работа – точная копия народного олонецкого рушника конца XIX века – в настоящее время экспонируется на белгородской выставке «Народный мастер». Изделие интересно своим северным орнаментом, состоящим из антропоморфных элементов, в отличие от южного орнаментального ряда, представленного геометрическими и растительными узорами. Чтобы точно воссоздавать предметы народного быта, необходимо предварительно проводить настоящую исследовательскую работу, чем Ангелина Кодрян с удовольствием занимается. В октябре нынешнего года приказом Министерства культуры Белгородской области ей заслуженно присвоено звание народного мастера.

Передать секреты мастерства

В Борисовском Доме ремёсел Ангелина Кодрян работает с февраля 2017 года. В созданной ею студии по вышивке «Узорочье» занимаются не только школьницы, но и взрослые дамы. Поначалу занятия проводились в формате кружка, где девочки осваивали вышивку лентами. Со временем арсенал навыков расширялся, проводились занятия по вышивке гладью. Появился запрос на вышивку крестиком. Так постепенно кружок превратился в творческую студию, интерес к которой начали проявлять и мальчики.

«Моя цель – научить детей работать не по шаблону, –  отметила Ангелина Геннадьевна. – Программа обучения в студии рассчитана на три года, и за это время ученицы должны освоить все виды вышивки и научиться создавать авторские произведения. В этом году я выпущу очередную группу, а со следующего года планирую сформировать клубные группы для оттачивания мастерства. Вначале дети и их бабушки занимались раздельно, но затем было решено объединить их. Это дало хороший результат. Оказывается, нередко два поколения – бабушки и их внучки – чувствуют недостаток общения в обыденной жизни. У нас же они восполняют этот пробел, причём делают это с удовольствием. И это общение бывает плодотворным. Среди моих учениц сформировался «костяк» – группа школьниц, которые посещают студию постоянно: Кристина Дятлова, София Волкова, Полина Корецкая, Анжелика Андриенко занимаются под моим руководством уже шестой год. Каждая из них не только владеет техниками вышивки, но имеет свой почерк в работе».

Студийцы периодически участвуют в конкурсах различного ранга – областных, межрегиональных, всероссийских, нередко становясь лауреатами I-II степеней. На прошлогоднем районном конкурсе «Юный мастер» девочки представили работы с вышивкой, а Полина Корецкая, проявив инициативу, сшила народную куклу-столбушку из льна в традиционном борисовском костюме.

Не все ученицы студии станут в будущем профессиональными мастерицами. Важно, что дети приобретают новые для себя навыки и познают радость творчества. Возможно, для кого-то из них рукоделие станет способом самовыражения и делом всей жизни. Несомненно, что эти занятия позволяют раскрыть таланты, формируют художественный вкус и научают осознанному, нетривиальному подходу к работе, который приводит к удивительному результату. В этом Ангелина Кодрян видит свою главную задачу. Ведь, как известно, не существует людей бесталанных. Раскрыть талант, словно нераспустившийся бутон,  который со временем превратится в прекрасный благоухающий цветок, – предназначение умелого и любящего детей педагога.

Авторы:Виктория Ковальчук