Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
87.78
-0.24$
95.76
-0.28
+20 °С, ясно
Белгород

Культура: сохранить и приумножить. Педагог Борисовской детской школы искусств – о русском фольклоре

27 августа 2023, 11:08КультураФото: Архив Алеси Раздолянской

Алеся Раздолянская выступает проводником в мир культуры детей и молодёжи.

Сохранить культурный код, особенно в период смены эпох, – сложно. Но крайне необходимо для самоидентификации. Каждому из нас не просто важно знать свои корни, но и передавать элементы культуры потомкам. Огромный труд к этому и прикладывает воодушевлённая своим делом Алеся Раздолянская. Она преподаёт в Борисовской детской школе искусств имени Г.Я. Ломакина и выступает проводником в мир музыкального фольклора детей и молодёжи.

От любимого увлечения – к любимой работе

Как известно, любовь к музыке воспитывается с раннего детства. И, чтобы приблизиться к искусству, не обязательно иметь в роду несколько поколений музыкантов, певцов. Главное – личностный потенциал, здоровая атмосфера внутри семьи и поддержка родных.

Если родители поддерживают начинания ребёнка, в начале своего пути он получает самое важное – веру в себя и свои силы. Это накладывает и определённый отпечаток на дальнейшее построение жизни…

«Сколько помню себя, я всегда любила музыку, – рассказывает Алеся Раздолянская. – У нас в семье не было такого, чтобы родители занимались или увлекались музыкой. Правда, дедушка поёт, но для себя. Думаю, моя любовь к музыке зародилась именно благодаря ему. Всегда, когда гостили у дедушки и бабушки в деревне, он включал нам с сестрой альбом группы «Белый день» и мы ему дружно подпевали. Родители не оставили это без внимания и, когда старшей сестре исполнилось шесть лет, предложили ей записаться в музыкальную школу. Естественно, услышав об этом, я тоже загорелась желанием попасть туда. Родители не проигнорировали моё стремление, а наоборот, поддержали. И вот меня, четырёхлетнего ребёнка, к удивлению, приняли в музыкальную школу. Конечно, первые два года я обучалась в подготовительной группе. Почти сразу начала выступать на сцене».

Такое детское стремление заниматься музыкой переросло в нечто большее. Целеустремлённая юная ученица начинала познавать в учреждении одну специализацию за другой. И вот за плечами 16-летней Алеси уже ряд пройденных предпрофессиональных программ по классам фольклора, фортепиано, аккордеона и ударных инструментов.

«Я хотела учиться ещё и на других направлениях, но мама обеспокоилась из-за большой нагрузки и остановила меня. Думаю, ещё пару направлений можно было бы освоить, – смеётся девушка. – Родители всегда с трепетом относились к нашему с сестрой выбору. Но порой и они с большим удивлением реагировали на мой повышенный интерес к музыке. Я обожала учиться и по-другому проводить время не хотела. Утром ходила в школу на уроки, а после их окончания сразу шла в музыкальную школу, где получала дополнительные знания до восьми часов вечера. И скажу – всё успевала. Все четыре отделения музыкальной школы окончила с красными аттестатами, а девятый класс –только с двумя четвёрками».

Проигнорировать большой творческий потенциал и связать свою жизнь с другим направлением деятельности, к которому не лежит душа, – было бы точно ошибкой. Так подумали и родители Алеси, и сама выпускница.

«К тому времени мы уже многие годы жили в Старом Осколе, куда переехали из Мурманской области, – вспоминает девушка. – Потому и для поступления выбрали учреждение поближе к дому – Губкинский филиал Белгородского института искусств и культуры. Я поступила на специальность «Сольное и хоровое народное пение». Конечно, в институте всё заиграло новыми красками. Обстановка, окружение были совершенно другими. Все там заинтересованы в том же, что и ты, – творчестве».

Новый город открыл для талантливой девушки новые возможности. Там она получила среднее профессиональное образование, открыла в себе новые грани педагога и наставника для подрастающего поколения. Вначале работала в одной из сельских школ искусств, а позже стала заниматься с ребятами постарше в Губкинском Доме культуры. Вместе с тем развивалась как артист-вокалист: выступала на масштабных концертах, выигрывала и занимала призовые места в конкурсах регионального, Всероссийского и Международного уровней.

Фото: Архив Алеси Раздолянской

К истокам народной культуры

Уже почти два года Алеся Раздолянская преподаёт музыкальный фольклор в Борисовской школе искусств им. Г.Я. Ломакина. Переехала она сюда вслед за родителями, которым очень приглянулся наш район и его богатая природа.

«Они рассматривали для переезда разные места, но как-то раз папа заехал в Борисовку и был заворожён местными красотами, – поделилась она. – По случайности оказалось, что в местную школу искусств требовался преподаватель по классу фольклора. А поскольку я ранее работала в народном музыкальном направлении, решила рискнуть переехать вместе с родителями и попробовать устроиться на новое место работы. Было страшно. Всё незнакомое мне: и люди, и местность. Скажу честно, что никогда так не рисковала. Но как оказалось, страхи были напрасными: меня хорошо приняли в коллективе, и я быстро подружилась с новыми людьми».

Алеся Александровна знакомит своих учеников с самым важным и древним видом музыкального творчества – музыкальным фольклором. Это народное историческое культурное наследие любой страны. Произведения фольклора помогают воссоздать характерные черты жизни народов в разные временные промежутки, знакомят нас с нашими корнями и культурой. Педагог ведёт все направления по своей специализации: народное пение, фольклорная хореография, народное творчество, фольклорно-инструментальный ансамбль. Занятия она старается провести максимально информативно и интересно. Для подачи информации у неё выработался индивидуальный подход, который приносит свои плоды.

«Современная молодёжь считает фольклор чем-то неинтересным. Для них исполнители народных песен – бабушки в платочках и дедушки. Что сказать? У молодёжи сейчас свои кумиры, – обозначила преподаватель. – Я понимаю эту проблему и поэтому каждому своему ученику с первых занятий даю понять, что народное и фольклорное пение – здорово и ценно. Ведь сейчас и вправду этим направлением занимается узкий круг специалистов. К сожалению, реальность такова: если мы не будем сейчас развивать и сохранять нашу культуру, то спустя 50 лет наши потомки и вовсе не узнают о ней. А если не будет культуры и достойных её представителей, то всё приведёт к катастрофе – исчезнут славяне. У нас такая богатая история и культура, а мы на самом-то деле знаем лишь 10% всего этого…».

Как рассказала педагог, на уроках они с детьми изучают культуры не просто разных народов России, но и областей, и даже районов Белгородчины. Казалось бы, все живут рядом друг с другом, но традиции и особенности культуры могут отличаться. Особенно ребятам нравится изучать диалекты, которые, как известно, везде разные.

«Я всегда доношу детям, что культуру можно преобразовать во что-то современное, в то, что было бы интересно и другим детям, подросткам. Допустим, в школе искусств не так давно мы устраивали вечер «Фольклорная дискотека». Причём были на ней не только наши ученики, но и учащиеся местных школ. Все остались в восторге. И это на самом деле так: у детей горели глаза, они веселились. А это значит, что народная культура им не чужда. Просто нужно находить подход к молодёжи и активно вовлекать их в это», - уверена она.

Текущий год для педагога стал знаковым: летом она впервые выпустила своих учеников. На протяжении двух лет вела пятерых ребят, двое из которых решили поступать в институт культуры. А с сентября Алеся Александровна продолжит обучать четвероклассников и второклассников.

«Ещё в институте я узнала, каким должен быть настоящий наставник, – отметила она. – Для меня пример – мой преподаватель Анна Васильевна Горбатовская. Это тот человек, который дал мне все знания, которые я имею. То, каким преподавателем я стала и какими знаниями делюсь уже со своими учениками, – её заслуга. И сейчас, если вдруг у меня возникают вопросы, могу обратиться к ней, зная, что меня выслушают и поддержат. Я сама стремлюсь быть таким же наставником для ребят! За свой, хоть и небольшой опыт работы с детьми, молодёжью, могу сказать, что не только я обучаю детей, но и они в каком-то плане многому учат меня. В этом году мне как никогда было тяжело, ведь пришлось расставаться со своими выпускниками. Хоть я и не вела их с самого начала, но они стали для меня уже как родные. Две девочки хотят идти учиться дальше по музыкальному направлению в ссуз. И, конечно, отпустить их сразу в свободное плавание я не могу, да и не прощу себе такого. Сейчас мы с ними подготавливаемся к вступительным экзаменам, на которые поедем вместе с концертмейстером Денисом Бедриным, чтобы поддержать абитуриентов».

Вторая половина лета для преподавателя школы искусств будет и вправду насыщенной на события. Уже сейчас идёт набор учащихся на специализацию Алеси Александровны. С начала учебного года она начнёт преподавать фольклор для учащихся Стригуновской средней школы, на базе которой и будут проходить все занятия. Уверены, что и будущие ученики увидят в Алесе Раздолянской не просто замечательного педагога, но и настоящего наставника, к которому они будут смело обращаться за советом или помощью.

Сама преподаватель считает, что 90 процентов детей склонны к музыке. А дальнейший их успех в сфере искусства во многом зависит не столько от врождённого таланта, сколько от того, как они распорядятся своими способностями и какую поддержку в этом получат: если кропотливо развивать, то добиться можно многого.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Карина Лукьянова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 09:34
Белгородская область оказалась среди лидеров в рейтинге региональных центров компетенций
Материал
ОбществоВчера, 11:32
Вячеслав Гладков – о необходимости восстановительных работ в регионе
Материал
Общество17 июля , 16:30
Вячеслав Гладков сообщил об открытии центра по протезированию и комплексной реабилитации