Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
90.65
-0.33$
98.58
-0.19
+19 °С, дождь
Белгород

Татьяна Туркеева: «Моя работа – это любимое дело, это хобби, это отдых – это моя жизнь»

29 апреля , 13:00КультураФото: из личного альбома Татьяны Туркеевой

Преподаватель по классу скрипки детской школы искусств им. Г.Я. Ломакина рассказала о профессии и учениках.

Татьяна Туркеева по итогам работы в 2023 году отмечена благодарностью главы администрации Борисовского района и получила звание «Лучший по профессии». Недавно состоялась наша беседа с ней.

 Татьяна Васильевна, расскажите, пожалуйста, о детстве, о родителях.

 Я родилась в городе Унгены Молдавской ССР, можно сказать, в творческой семье: мама преподавала в начальных классах, папа был художником по образованию, но служил инспектором таможни. Я третий ребёнок в семье. Папа и брат немного играли на гитаре, а папины братья и сестра очень хорошо пели.

 Как Вы стали заниматься музыкой? Почему выбрали скрипку?

Решение о моём поступлении в музыкальную школу принимали родители без моего участия, они же выбирали и инструмент по принципу стоимости: скрипка была самой дешёвой и стоила 4 рубля 50 копеек. В музыкальной школе мне было вполне комфортно, там учились все мои друзья, и через семь лет я легко окончила её с отличием. Скрипка мне очень нравилась, и ничего другого не надо было ни тогда, ни сейчас.

 А что вообще для вас музыка?

 Сейчас музыка – это моё всё, после семьи, конечно. Моя работа – это любимое дело, это хобби, это отдых – это моя жизнь. А в школе это было просто приятное интересное занятие. Связать профессию с музыкой я не собиралась. Так что ни в какое училище не собиралась, потому что при всей любви к музыке основным моим увлечением была математика. Но, как говорится, ничто не предвещало... Сначала попадает в аварию папа, затем заболевает мама, и в страхе, что родители могут не успеть дать мне образование, приняли решение отправить меня в музыкальное училище (об этом меня тоже особо не спрашивали). Так, с лёгкой руки моих родителей я оказалась в Кишинёвском музыкальном училище им. Ш. Няги в классе известного скрипача Алексея Иннокентьевича Амвросова (ужасного зануды, прости, Господи!). От него я через год благополучно сбежала на теоретическое отделение (сказалась-таки неумирающая любовь к математике!) к моему до сих пор горячо любимому Степану Фёдоровичу Стоянову.

 Как Вы стали преподавателем и чем Вам нравится Ваша профессия?

 В 1977 году я вернулась в родную школу преподавателем музыкально-теоретических дисциплин и общего фортепиано. И надо отдать должное моим прозорливым родителям: ни разу за всю свою жизнь я не пожалела о выбранной ими для меня профессии. Я не устаю благодарить маму и папу за выбор профессии для меня (как бы абсурдно это ни звучало!), они попали в яблочко! Так что могу дать совет: слушайтесь, дети, родителей! Они мудрые, и зачастую лучше вас знают, что именно вам надо!

 А на скрипке Вы в то время тоже играли?

 Ещё учась в старших классах музыкальной школы и далее во время учёбы в училище, а затем и работы мне посчастливилось играть в ансамбле молдавских народных инструментов «Стругураш» (что в переводе означает «гроздь винограда») в качестве скрипача. Так что я была играющим теоретиком. Это были если не лучшие годы моей молодости, то, пожалуй, самые насыщенные и наполненные настоящими приключениями! В то время за участие в коллективах такого рода никто не платил, но зато нам устраивались концертные поездки не только по району и республике, но и по огромному Советскому Союзу и даже за границу, что в те времена было настоящей диковиной! Наверное, это и повлияло на мой выбор специализации в высшем образовании. В 1985 году я окончила Кишинёвский институт искусств как руководитель оркестра народных инструментов.

 Как Вы оказались в нашем районе?

 В конце 2001 года после развала Союза мы с семьёй переехали в Россию (за это тоже спасибо моим родителям-«декабристам», которые сначала переехали сами, а потом и нас потянули за собой). Так я оказалась в Борисовке. И поскольку меня тут рады были видеть в качестве скрипача, пришлось переквалифицироваться и, несмотря на почти 25-летний стаж работы, начать всё заново как молодому специалисту (опыта-то практически не было).

До Вас игра на скрипке у нас была мало представлена. С чего Вы здесь начинали?

 В Борисовке время от времени работали скрипачи, с одним из них – Николаем Карамышевым – я даже знакома, но, увы, надолго никто не задерживался. В 2002 мною в Борисовской ДШИ был открыт класс скрипки. Опыта не хватало, посоветоваться было не с кем. Но, на моё счастье, для преподавателей здесь регулярно проводились и проводятся различные семинары и курсы. Появились новые знакомства с кураторами Николаем Габриэлян, Светланой Долгачевой, Мариной Кесельман, с преподавателями музыкальных школ области.

Многие вещи я понимала интуитивно, а общение с коллегами подтверждало правильность моих действий и придавало уверенности. Понемногу стал приходить опыт. Профессиональное общение – это хорошо в принципе. Зачастую взгляд со стороны открывает очевидные, казалось бы, вещи, на которые у тебя в классе, как у нас говорят, замылился глаз. Поэтому и я часто приглашаю коллег послушать ученика, когда, вроде, всё сделано, но что-то не устраивает, и меня приглашают.

 Как принимают деток в музыкальную школу? Какими качествами должен обладать ученик?

Конечно, мы всегда тестируем детей по основным показателям: слух, ритм, память. Но они все разные: кто-то более смелый покажет всё, что умеет и даже больше. Такой ребёнок производит хорошее впечатление и имеет внешнее преимущество перед более робким. Но не всегда в учебном процессе будет тот же результат. Стеснительных и пугливых тестировать сложнее, их хочется успокоить, отвлечь неожиданными вопросами на сообразительность. Как правило, это удаётся.

Для меня ребёнок, который хоть и показал средние данные, но живо реагирует на нестандартные вопросы, имеет преимущество перед остальными. Но и это не главное. Главное – его работоспособность и отношение родителей к учебному процессу, особенно на начальном этапе, а эти моменты проявляются только в учёбе.

 Бывает ли так, что отказываете в приёме?

 Очень редко, но бывает. Во-первых, многое зависит от учебной нагрузки, она не безразмерна, во-вторых, когда бесперспективность ребёнка очевидна.

 Можно ли сразу определить талантливого ребёнка? Было ли в Вашей практике так, что взяли кого-то, а потом ничего не получалось?

Тяжело на этот вопрос ответить однозначно. С талантливыми всегда непросто. Тут должны совпасть сразу несколько исходных: талант, трудолюбие, бесстрашие (потому что трудности на пути неизбежны), бесконечное доверие к педагогу (как ученика, так и родителей), а главное, любовь к инструменту и к музыке – тогда всё должно получиться. На одном таланте далеко не уедешь.

К сожалению, да, бывает, что талантливый ученик по каким-то причинам расстаётся с музыкой, но всё это очень индивидуально.

 Можно ли развить у ребёнка способности или это врождённые неизменные качества? То есть можно ли усердием и настойчивостью компенсировать недостаток таланта?

 Трудолюбие – вообще хорошая вещь. Недостаток таланта им не компенсируешь, но раскрыть тот глубинный потенциал, который не всегда лежит на поверхности, оно помогает.

 Игра на скрипке – достаточно сложное занятие и требует немало времени и сил, чтобы добиться хорошего результата. Как Вы относитесь к ученикам, как выстраиваете занятия, чтобы поддерживать и развивать интерес?

 Прежде всего, я люблю своих учеников. За годы работы мой класс окончили более двух десятков выпускников. Среди них есть такие, которые выбрали скрипку делом своей жизни (Алина Яковина, Валерия Давыдова). Но основная часть детей занимается «для себя». Но для меня это отнюдь не потраченные впустую годы. Я стараюсь сделать учёбу для них настолько интересной и разнообразной, чтобы им хотелось заниматься скрипкой, как любимой игрушкой.

 В каких конкурсах Ваши ученики участвуют чаще всего?

 Кстати, поддержанию интереса к освоению инструмента в большой степени способствует игра в ансамбле и участие в различных конкурсах от школьных до международных. Самые яркие впечатления у детей оставляют поездки. Это Международный конкурс «Юность» (Алушта, Крым), Международный конкурс памяти П.И. Чайковского (Каменка, Украина), Международный конкурс «Балтийское созвездие» (Санкт-Петербург), региональные конкурсы «Поющие смычки» (Губкин), «Весенние скрипки» (Старый Оскол), Международные конкурсы «Гармония», «Белая Лира» (Белгород) и другие, в которых мои дети успешно участвовали и становились призёрами различного уровня.

 Любой конкурс или экзамен – большой стресс. Какие приёмы помогают Вам снять напряжение или даже страх у детей перед выступлением? Как поддерживаете, если случилась неудача?

Стараюсь создать рабочую атмосферу: повторяем в медленном темпе более трудные и ответственные фрагменты, предлагаю сконцентрироваться на качестве звука и других профессиональных моментах. Всегда говорю, что они лучшие и я ими горжусь!

Естественно, неудачи бывают. Мы вместе их разбираем, стараемся понять причину, из-за которой случился срыв и что нужно сделать, чтобы этого избежать в дальнейшем. И обязательно говорю, что ваша неудача сегодня – это руководство к действию, а родители и я так же, как и раньше, очень их любим.

 А сами очень переживаете, если что-то не получилось?

 Конечно, переживаю! Любое их выступление – это показатель моей работы. Значит что-то не доделала, что-то не учла, недосмотрела, недодумала… Для меня это тоже руководство к действию.

 Вы строгий педагог? Какие требования предъявляете к исполнению своих учеников?

 Разный. Иногда очень строгий, иногда мягкий, но всегда требовательный и любящий. Они это знают и отвечают тем же, я это очень ценю.

Исполнение не может быть скучным, в их музыке должна быть душа и собственное отношение.

 Какими главными качествами, по-вашему, должен обладать музыкант?

Он должен любить людей, любить дело, которым занимается, быть ответственным за то, что он несёт в мир. Собственно, это те качества, которым необходимо соответствовать представителю любой сферы жизни, если ему не безразличен мир вокруг.

 Кроме духовных ценностей, что ещё развивает скрипка в ребёнке?

 О, у скрипки, на мой взгляд, масса преимуществ перед другими инструментами! Давайте рассмотрим конкретный пример. Для того чтобы извлечь правильный звук на фортепиано, достаточно просто не промахнуться мимо клавиши (при условии, что инструмент настроен). Чтобы извлечь чистый звук на скрипке, надо сначала представить, как звучит этот звук, максимально точно поставить нужный палец и при необходимости быстро и незаметно для слушателя скорректировать интонацию. А поскольку в процесс включается ещё и метроритмическая организация музыкального материала, а это уже аналитика, то мышление происходит сразу в нескольких плоскостях. То есть в случае со скрипкой все мыслительные процессы усложняются, а, значит, обучение игре на скрипке помогает в освоении более сложных школьных предметов. Умение ставить перед собой сразу несколько задач поможет в будущем стать внимательным водителем. Дополнительная нагрузка по нескольким предметам в музыкальной школе и необходимость к ним готовиться научит ребёнка рационально организовать своё время. Это, кстати, касается не только скрипки, но обучения в музыкальной школе в принципе.

То есть я искренне считаю, что всех детей полезно отдавать в музыкальную школу на любые инструменты – это поможет вашему ребёнку быть на ступеньку выше сверстников. Каким бы ни был инструмент, в любом случае вы выберете творчество и развитие.

 Мне приходилось видеть, как Ваша энергетика заряжает детей, а любовь к ансамблевому исполнению делает чудеса с самыми маленькими скрипачами. Я не раз наблюдала это на сцене. Это потрясающе! Особенно поражают крохи-скрипачи, которые выходят на сцену с горящими глазами и замечательно играют. Как Вам удаётся их заинтересовать?

 Детям, как правило, нравится работать в команде. На первых уроках ансамбля мы учимся вместе дышать, вместе выступать, прислушиваться и выстраивать чистый звук (принцип «один за всех и все за одного»), учимся слушать многоголосие, а главное – учимся дружить! Дети, которые в определённый период играли в ансамбле, продолжают общаться и после окончания школы, сказывается ансамблевое «братство». А если ещё нравится репертуар, работа над ним доставляет радость, и уроки проходят на одном дыхании.

Я люблю работать с детьми, а они, надеюсь, со мной. Думаю, у меня тот самый случай, когда работа, любимое дело и хобби – это одно целое, это то, чем я занимаюсь уже много лет, это то, что приносит радость и удовлетворение от ощущения, что твои знания, твой опыт, которым ты можешь и хочешь делиться, востребованы.

А ещё мне очень повезло с людьми, с которыми работаю. Всегда рядом мой замечательный концертмейстер Галина Бойцова и наш дружный, сплоченный, высокопрофессиональный, а главное, душевный коллектив, работать в котором – просто подарок судьбы!

 И, конечно же, Татьяна Васильевна, традиционный вопрос, Ваши планы и мечты?

 Прежде всего, хочется мира, чтобы уроки проходили в родном классе, чтобы конкурсы проводились живьём, чтобы концерты давали с полными залами, чтобы опять испытать радость от общения со зрителями.

А ещё я искренне верю, что наша замечательная школа в недалёком будущем всё же получит новое здание, в котором будут и просторные студии для художников, и танцевальные залы для хореографов, и оркестровые и ансамблевые классы, а центром притяжения будет большой уютный концертный зал с роялем.

 Спасибо Вам за интересный разговор, и пусть все мечты сбудутся!

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Ирина Карнаухова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество17 мая , 14:36
Белгородская школьница заняла первое место на конкурсе научно-популярного видео «Знаешь? Научи!»
Материал
Общество15 мая , 15:35
Белгородцы смогут выиграть 250 тысяч рублей на продвижение своего просветительского контента
Материал
Общество13 мая , 14:18
Вячеслав Гладков сообщил об обнаружении взрывоопасного предмета в Белгородской области