Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
107.18
-0.57$
112.80
-1.51
-3 °С, туман
Белгород

Воспитатель Елена Дмитренко: «Дети не позволяют стареть, грустить, сидеть без дела»

2 января 2020, 14:46Общество
Фото: Ирина Юрьева

Недавно она отметила юбилей.

Двадцать семь лет Елена Дмитренко работает в Байцуровском детском саду «Чебурашка». Ещё с начальной школы она хотела, чтобы её будущая профессия была связана с детьми. Поступала в педагогический институт на учителя начальных классов, но не прошла. После того как год отработала в школе вожатой, от мечты не отказалась, но пойти в институт больше не рискнула – окончила педагогическое училище. Первокурсницей вышла замуж, а вскоре последовал декретный отпуск и перевод на заочное отделение ради того, чтобы быть вместе с любимым, который учился в Харькове.

Выбор навсегда

«Мой муж родом из Байцуров, – рассказала Елена Владимировна. – Когда он защитил диплом, мы вернулись сюда, он работал в колхозе. Получили недостроенный дом и сами его отделывали. А когда дочке исполнился годик, я вышла на работу в местный детский сад в должности заведующей, с 1 марта 1992 года работаю на одном месте. Поскольку деток в саду немного, то у меня были воспитатель, повар и истопник. Я тоже посменно работала воспитателем на полставки».

Елена Владимировна призналась, что к 1999 году настолько устала от проблем, которые приходилось решать в роли руководителя, что отказалась от должности, получив возможность полностью посвятить себя детям. Сад вначале был колхозным, потом перешёл в районную структуру образования. В разные годы сюда ходили 10–18 ребятишек в возрасте от 1,7 до 7 лет.

«Конечно, работа в разновозрастной группе имеет свою специфику, – отметила воспитатель. – Есть в ней и плюсы и минусы. Например, воспитателю надо быть, если можно так выразиться, многостаночником: разделив ребят на две группы, одновременно проводить разные занятия. При этом младшие порой мешают старшим, как это бывает и дома. Однако плюсом такой формы считаю, что младшие дети, глядя на старших, быстрее всему обучаются, а старшие учатся быть терпеливыми, относиться к малышам с пониманием, в чём‑то им уступать. Вот такой воспитательный момент».

Возвращаясь к началу своей трудовой деятельности, опытный педагог рассказала, что никакие коробки, упаковки и бумагу она никогда не выбрасывала: всему этому находилось применение в работе с детьми. Поначалу ведь было не просто тяжело с игрушками и пособиями, их в принципе не было. Приходилось делать всё своими руками. Постепенно материальное обеспечение улучшалось, и сейчас в учреждение поступают всевозможные дидактические и методические материалы, развивающие и обучающие игры, различные конструкторы и спортивный инвентарь. А значительным подспорьем в музыкальном воспитании ребятишек стал интернет, где можно найти абсолютно любые произведения для занятий, развлечений, утренников и конкурсов.

«С 2002 года в штат добавили второго воспитателя, – продолжила Елена Владимировна, – и мы работаем с ней посменно в обычном для всех садов режиме. Был период, когда руководителей предприятий обязывали шефствовать над садом, оказывать материальную помощь, сейчас этого нет. Но у нас есть новая мебель, регулярно получаем игровой материал и инвентарь для занятий спортом. Конечно, хочется больше всего, но понятно, что это невозможно. Поэтому мы многое придумываем и делаем сами. Например, по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта во дворе оборудовали «дорожку здоровья» и «дорожку закаливания»».

В своей стихии

Несмотря на трудности и особенности работы в детском саду, Елена Владимировна ни разу даже не задумалась о том, чтобы сменить род деятельности.

«В школе, – вспомнила она, – когда давали сочинения на свободную тему или о будущей профессии, я всегда писала, что буду учителем. Ничто не изменило моего отношения к этой профессии. Работая с детьми, я нахожусь в своей стихии. Дети не позволяют стареть, грустить, сидеть без дела. Они излучают радость и добро, поэтому рядом с ними отступают все тяжёлые мысли и даже болезни. С каким бы настроением я ни встретила день, переступая порог садика, чувствую прилив сил и сразу замечаю, как поднимается настроение. Особенно радует, когда ребята выдают интересные, смешные фразы или подмечают то, на что взрослые из‑за постоянной занятости не обращают внимания. Дети бывают мудрее нас, и у них многому стоит поучиться. Поэтому в отпуске я всегда чувствую, что мне не хватает и этого шума, и постоянного движения, и миллиона вопросов в день… Не представляю жизни без детворы. Устаю, конечно, дома хочется помолчать, посидеть в тишине. Но это приятная усталость. Видеть, как несмышлёныш приобретает навыки, становится самостоятельным, а потом и добивается своих первых успехов, дорогого стоит».

«Будьте ребёнку другом»

Я попросила собеседницу поделиться своими наблюдениями о том, насколько отличаются современные дети от тех, что были в начале 90-х.

«Очень отличаются, – ответила она. – Сейчас дети получают несравнимо больше информации из окружающего мира — из книг, интернета, друг от друга. Они с самого раннего возраста овладевают телефонами, планшетами, компьютерами. Сейчас огромное многообразие и мультфильмов, и фильмов, и передач. С одной стороны, это замечательно. Но с другой – всё хорошо в меру».

Современные дети страдают от избытка информации, в том числе и негативной. Ребёнок в силу отсутствия жизненного опыта не может сам отличать хорошее от плохого. И задача взрослых – учить его этому.

«Бывает досадно, даже больно видеть такую картину. Ведёт мама своего сына или дочь в садик. Ребёнок ей что‑то рассказывает, о чём‑то спрашивает, а она в это время «копается» в телефоне и отвечает односложно, а иногда и попросту отмахивается – мол, отстань. Каких бы технических высот ни достигло человечество, люди, а особенно дети, нуждаются в живом контакте: в заинтересованном взгляде, улыбке, живом разговоре. Поэтому так хочется сказать родителям: «Будьте своему ребёнку настоящим другом». Одеть, обуть, накормить и завалить игрушками – мало. Детство пролетает незаметно, а душевность отношений закладывается именно в этот прекрасный, но краткий период. Отвлекитесь от своих дел и проблем, побудьте со своим ребёнком не рядом, а вместе. И тогда, может быть, не придётся задаваться вопросом: «Почему я всё для него сделал, а он меня совсем не понимает?» Не допускайте, чтобы телефоны и планшеты заменили ребёнку вас. Дети сейчас и нас, воспитателей, не так слушают, как было буквально 10 лет назад, потому что их не приучают дома слушать и слышать живое слово. А ведь это важнейшая составляющая развития речи».

В детском саду происходит разностороннее развитие личности ребят. Здесь формируют их физическую культуру, развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, учат дружить и любить свою родину и многому другому. Но, по глубокому убеждению опытного педагога Елены Дмитренко, в основе успешного формирования личности ребёнка лежит именно развитие его речи.

«Если ребёнок будет владеть речью, он овладеет всем, – продолжила она. – Поэтому мы с ребятами часто играем в пальчиковый театр, а когда они становятся старше, делаем сказочные мини-постановки. Театр даёт огромное поле деятельности для формирования речевых навыков, развивает интеллектуально и раскрепощает детей».

Елена Владимировна влюблена в свою работу, но всё же в её жизни большее значение имеет семья.

«У нас с мужем две дочери, две внучки и внук, – с гордостью сообщила она. – Моя бабушка как‑то указала на мою строгость к своим детям и большую лояльность к воспитанникам. Согласна, мы воспитывали дочерей строго. Но это нисколько не испортило наших с ними отношений. Они выросли серьёзными, ответственными и самостоятельными. Испытываю огромную радость, когда жду их в гости, накрываю стол, выбираю внучатам подарки. Люблю готовить, делать всевозможные заготовки на зиму, выращивать цветы, работать в огороде. Много чего мне нравится, но больше всего – быть вместе с родными и любимыми людьми».

Вот такая она – воспитатель со стажем и просто милая женщина, обладающая искренней, по‑детски открытой улыбкой.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 10:20
Вячеслав Гладков рассказал о передаче шести автомобилей скорой помощи «БАРСу-Белгороду» и «Орлану»
Материал
ОбществоВчера, 11:13
Вячеслав Гладков: до конца недели 495 семей региона получат выплаты за утраченное жильё
Материал
ОбществоВчера, 11:05
Вячеслав Гладков: выплаты по 15, 75 и 150 тыс. рублей получат 1192 человека