О Виктории Пашневой в редакции узнали от заведующей Краснокутской модельной библиотекой Ирины Мирошниченко. Благодаря ей мы и встретились с художницей. Она переехала в Россию 10 лет назад.
«Моя мама родом из Смоленска, – рассказала собеседница. – Она работала машинисткой в военном училище, а отец во время срочной службы занимался ремонтом самолётов и другой авиационной техники. Там они и познакомились, а после его демобилизации вместе отправились на родину отца в Харьков. Он окончил Харьковское государственное художественное училище, потом получил специальность дизайнера в художественно-промышленном институте. Был начальником группы промышленной эстетики, разрабатывавшей эскизы упаковок для различных товаров. Там занимались оформлением праздничных мероприятий: делали всевозможные стенды, стяги, транспаранты. Он нашёл себя в графике».
Мама, Виктории Пашневой, не получив никакой профессиональной подготовки, была самоучкой и рисовала несложные натюрморты, картинки с кошечками: делала работы на продажу, чтобы помочь отцу обеспечивать семью. Потом работала в сфере рекламы, оформляла афиши в кинотеатре: изображая наиболее яркие эпизоды сюжета или известных актёров, анонсировала показ кинофильмов. Её сестра тоже стала портретистом. Позже и мой муж Валерий подключился к семейному делу.
Виктория Пашнева училась в художественном училище на педагогическом отделении и мечтала стать композитором, поэтому параллельно посещала вечернюю музыкальную школу, но это оказалось слишком трудоёмким занятием. Больше давалось изобразительное творчество, да и родители настояли. В 1979 году она преподавала рисование в своей родной школе, но из‑за мягкости характера не могла требовать дисциплины на занятиях и вскоре поняла, что учить – не её призвание. Искала дело по душе на разных производствах: работала художником-оформителем на фабрике беловых изделий, потом на канатном заводе. Но всё это было не совсем то, чего бы ей хотелось. Окончательно оставила официальную трудовую деятельность на трикотажной фабрике в должности художника-графика, где занималась разработкой эскизов оформления различных изделий. Работа была интересной, но требовала частых командировок в Киев для их утверждения.
«Муж стабильно работал на заводе «Красный химик» и воспротивился такому распорядку жизни, – продолжила жительница села Красный Куток Виктория Пашнева. – Да и я сама пришла к убеждению, что хочу заниматься свободным творчеством, делать, что просит душа. Нахлынули воспоминания об училище, снились сны о том времени, хотелось писать пейзажи, натюрморты. Стала более пристально изучать работы великих мастеров. Ближе всех оказался Иван Шишкин. Его восхитительное натуралистическое изображение русской природы меня невероятно вдохновляет и сейчас. После ухода с фабрики активно занялась пейзажной живописью. Первой пробой под впечатлением от его творчества была небольшая копия картины с изображением церквушки на холме и речки. Кто‑то из соседей предложил вынести её на рынок. Это было как раз в лихие 90-е, и моё творчество подстёгивала ещё и непростая в целом ситуация: надо было кормить троих сыновей, да и побаловать их чем‑то хотелось.
Наша героиня продавала свои работы на вещевом рынке. Бывало, что за неделю она выполняла по три и больше работ на заказ. Так прошло лет десять.
«Как‑то на меня обратила внимание директор Дворца труда, в котором собиралось всё областное начальство, и предложила размещать картины в разных офисах этого здания. Оказала мне такое покровительство. Это позволило расширить клиентскую базу, найти новых ценителей моего творчества. Стало намного легче, я перестала стоять на рынке. Но время шло, менялись руководители, да и наступило насыщение: все уже приобрели, что хотели, и я свернула там свою деятельность. Наступила тихая фаза моего творчества, когда сидела дома и время от времени получала заказы по телефону от тех, кто меня знал», — продолжала Виктория Пашнева.
Самым значительным заказом стало панно площадью 56 квадратных метров по пушкинской сказке о рыбаке и рыбке в столовую обкома тяжёлого машиностроения. Заработанная сумма позволила купить отдельный домик, до этого героиня с семьёй жила и в одной половине небольшого дома.
«Дети выросли, стали подумывать о собственных семьях, и мы решили продать свой дом и купить себе и сыновьям по небольшой, но отдельной жилой площади также в частном секторе. Я участвовала в различных выставках и фестивалях в селе Коломак, где жила наша семья, и в самом Харькове. Сейчас продолжаю писать, но пенсия немного разбаловала, да и спрос небольшой», — рассказывала она.
По признанию Виктории Пашневой, к переезду в Россию её подтолкнул старший сын Андрей и друзья, которые поселились в Октябрьской Готне.
«Андрей пришёл к выводу, что в России наводится порядок, что у неё большое будущее, – рассказала она. – Передал свою уверенность и мне, и я первой из нашей семьи ещё в 2008 году стала гражданкой Российской Федерации. Удалось мне это при поддержке друзей, тоже художников. Познакомились мы в Харькове на одной из выставок. Они первыми переехали в Октябрьскую Готню и выступили поручителями, когда я принимала российское гражданство. Мы поселились недалеко от них. После переезда картины я могла демонстрировать и продавать только на фестивале «Хотмыжская осень», а также делала небольшие выставки в местной библиотеке в Доме культуры. Что‑то покупали и приезжавшие на дом».
Не так давно Виктория Пашнева увлеклась росписью предметов быта.
«Расписываю тарелки, кувшины, – сообщила она. – Выбросить их жалко, ведь не разбились, а просто состарились, даю им вторую жизнь. Понравилось мне это занятие: расцветут какие‑нибудь цветочки, хочется их запечатлеть, вот и придумала такое оформление старой посуды. Иногда использую стилизованные элементы и формы, но больше натуралистические: домашних птиц, животных, цветы, плоды. Бывает, развернёшь краски для чего‑нибудь небольшого, и появляется вдохновение для более значительного. Мой конёк, конечно же, пейзаж, но пишу и натюрморты, и портреты. Есть несколько икон. В основном вдохновение для этого приходит после посещения святых мест, где особая аура. Недавно попробовала плести из лозы, к нам приезжали с мастер-классами из Борисовского Дома ремёсел. Если есть время и вдохновение, почему бы не освоить что‑то новое?!».
У мужчин в семье Пашневых тоже золотые руки.
«Мои муж и сыновья всё по хозяйству делают сами, – продолжила собеседница. – Муж занимается резьбой по дереву. Он замечательно украсил крыльцо нашего дома, а я помогла с рисунками. Также он делает в селе печки, камины, барбекю, научил этому и Андрея. Кроме того, сын любит изобретать различные приспособления. Например, сделал тачку необычной конструкции, из какого‑то старья собрал велосипед, мопед. Среднему Дмитрию хорошо удаются копии художественных полотен. Но сейчас забросил это занятие: выполняет альфрейные работы – разновидность интерьерной росписи. Он тоже умеет класть печи, камины, периодически выполняет заказы в Железногорске, Белгороде».
Младший Владимир в результате тяжёлого заболевания стал инвалидом, но рук не опускает. У него тоже творческая натура: пишет музыку и стихи, выступал на первом районном фестивале самодеятельного художественного творчества людей с ограниченными возможностями здоровья. А ещё он создал страничку в соцсети и продвигает детские стульчики из фанеры ручной работы, которые делает сам, а я помогаю расписывать.