О человеке, которому посчастливилось найти себя в жизни, говорят: «Он на своём месте». Это значит, что выбор профессии был сделан правильно. Обычно такому человеку всё по плечу, все начинания в выбранном деле бывают успешными. С полной уверенностью это можно сказать о преподавателе русского языка и литературы Мартине Веприк.
Выбор профессии
Мартина и сама окончила Борисовскую школу имени А. М. Рудого. Училась три последних года в гуманитарном классе с профилем «история, русский язык и литература». После школы поступила в Белгородский государственный университет на факультет филологии. Получила специальность учителя русского языка и литературы. Однако выбор этой профессии был сделан не сразу. С детства Мартина хотела стать врачом. Биология, анатомия были любимыми предметами в школе и занимали свободное – внеклассное – время.
«В старших классах я неоднократно участвовала в районных и областных олимпиадах по биологии и экологии, – рассказала она. – Позже, в летние каникулы, работала внештатным корреспондентом на радио Борисовки. При переходе в 10 класс я оказалась перед выбором – идти в класс с усиленным изучением точных наук или в гуманитарный. Выбор был сделан в пользу последнего. По окончании школы хотела заняться журналистикой. Но в итоге поступила на филологический факультет БГУ, выбрав более широкий спектр знаний, о чём совершенно не жалею. Школа – это моё призвание: я люблю общаться с детьми и думаю, что мне удаётся находить с ними общий язык».
Мартина – значит «воинственная». Но занимается она самой мирной профессией.
«Характер у меня непростой, – продолжила рассказ педагог, – наверное, имя дало свой отпечаток. Я целеустремлённая и напористая, если ставлю перед собой цели, то стараюсь их достигать. А учитель я строгий».
В свободное время Мартина увлекается декоративно-прикладным творчеством – кандзаси, вышивкой и вязанием. Когда в семье растёт дочь – это всегда пригодится. Есть у неё и старший сын — пятиклассник Михаил, для которого она ещё и школьный учитель, ведёт русский язык и литературу. Поэтому с сына двойной спрос. Для детей Мартина — мама строгая и требовательная.
«Михаил меня не подводит, он отличник, пока интерес к учёбе не потерял. Хотя у него математический склад ума. У дочери Маши, наоборот, гуманитарные наклонности. С раннего детства читаем с ней ежедневно сказки на ночь», – рассказала Мартина Веприк
Работа учителя требует большой отдачи, энергетических и эмоциональных затрат. Поэтому занятие творчеством позволяет отвлечься и восстановить силы.
«Нынешние ученики очень отличаются от школьников моего поколения, – отметила учитель. – Сейчас ребята более независимы в суждениях. Учитель для них далеко не всегда является непререкаемым авторитетом. Дети часто преступают границу дозволенного в общении со взрослыми».
У Мартины Веприк – новаторский подход к работе. Не все методики, пройденные в вузе, приложимы к современной школе, поэтому приходится осваивать и применять новые.
«Введение новых образовательных стандартов не позволяет работать по старинке. Сейчас от учеников требуется большая самостоятельность. Преподаватель не учит, а направляет ученика или «учит учиться». И это неплохо. Но не все дети способны и желают осваивать материал самостоятельно. В этом случае надо давать индивидуальные задания и стимулировать ученика оценками. Особенно это касается старшеклассников. В работе учителя всегда присутствует элемент творчества. Чтобы подвести детей к диалогу, необходимо найти интересную для них тему. Проблема состоит в том, что у классного руководителя большая занятость в школе и дополнительная внеклассная нагрузка: коммуникация с родителями, опрос через соцсети. Поэтому зачастую почти не остаётся времени для «живого» общения с учениками. Кроме того, сейчас школа считается основным воспитывающим органом. Хотя, на мой взгляд, всё же наибольшая ответственность в воспитании ребёнка лежит на семье», – рассказала педагог.
В последнее время в образовательный процесс активно внедряются цифровые технологии. Но заменить преподавателя, считает Мартина Веприк, они никогда не смогут. Ведь все дети разные, и при обучении требуется дифференцированный подход. С помощью цифровых устройств можно предложить дополнительный наглядный материал. Но определить степень «обучаемости» – способность к усвоению материала ни одна машина не сможет. Это под силу только человеку.
На вопрос о том, есть ли у преподавателя собственный, оригинальный подход к процессу обучения, Мартина Валерьевна заметила, что главное – видеть в ученике личность, уметь слушать ответы детей и давать им возможность высказать собственную точку зрения, пусть и не всегда правильную. Учебный процесс предполагает диалог ученика и учителя. Говоря об особенностях современной школы, мы коснулись и темы Единого государственного экзамена.
«ЕГЭ уровняло шансы учащихся при поступлении в вузы, – отметила учитель. – И это его положительная сторона. Сдать экзамен не сложно тому, кто хорошо учился на протяжении всех школьных лет. Тот же, кто учился плохо, перед экзаменом занимается «натаскиванием» на правильный ответ. В последнее время изменилось и содержание единого экзамена: тестовая форма, при которой надо выбрать один правильный ответ из трёх, уходит в прошлое. Сейчас, не зная предмета, сдать экзамен сложно. Ещё один «плюс» такой формы экзамена состоит в том, что работы учеников обезличены, что исключает предвзятость в их оценке. Подытоживая, можно сказать, что знания имеют те ученики, кто хочет их иметь. И так было всегда, и в советской школе в том числе».
На муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021» в номинации «Лучший учитель» Мартина Веприк заняла первое место. В ходе открытого урока в 5 классе на отборочную комиссию конкурса произвели впечатление инновационные средства и методики обучения, использование учителем интерактивной доски, электронной рабочей тетради, образовательной платформы Учи.ру. Сам урок был построен по технологии «перевёрнутого класса» – современной методики, по которой дети изучают новый материал самостоятельно по учебнику и с помощью видео-уроков. А затем, во время занятий в школе, происходит выявление и закрепление самостоятельно полученных знаний. В этом суть методики, которая стимулирует детей к самостоятельной работе.
«Следующее конкурсное задание было посвящено внеурочной деятельности. Мы с детьми занимались созданием лонгрида, что в буквальном переводе значит «долгое чтение», – современной интернет-статьи, главные требования при создании которой – занимательность и наполненность полезной информацией. С учениками мы создали статью о фразеологизмах. Были использованы игровые элементы: одна группа детей занималась анимацией, иллюстрируя фразеологизмы, другая группа снимала короткие видеоролики. В процессе работы была осуществлена групповая и проектная деятельность, что является обязательным условием преподавания», – рассказала женщина.
В результате комиссия дала высокую оценку владению учителем современных образовательных методик и технологий. И именно ей было присуждено первое место по результатам конкурса.
Как преподавателя-словесника Мартину Валерьевну не устраивает качество современного языка: обилие иностранных слов, сленгов и жаргонизмов засоряют «великий и могучий», лишают его самобытности и духовности. Ведь язык – это душа народа. Ещё один повод к беспокойству вызван отсутствием любви к чтению среди подростков. Педагог пожелала детям больше читать, желательно в бумажном формате, потому что чтение литературы является основой грамотности и становления человека как личности. Ибо читающий человек – мыслящий человек.