Жительница Борисовского района посвятила часть своей жизни воспитанию будущего поколения. Рита Ратушняк с юных лет хотела быть полезной обществу и вносить свой вклад в воспитание будущего поколения. На это её вдохновил пример воспитателя Валентины Фёдоровны Пономаренко, которая всегда относилась с теплом к своим воспитанникам, в том числе и к нашей героине. Большой вклад внесли и преподаватели Новоборисовской школы, где училась Рита. Все эти замечательные люди были причастны к выбору её будущей профессии.
Рита Ратушняк работает в сфере образования уже почти 30 лет. Она окончила Яковлевское педагогическое училище в 1992 году. После чего сразу приступила к работе в Новоборисовской школе. Там Рита Карловна была учителем начальных классов на протяжении трёх лет. Тогда в их семье ожидалось пополнение, и ей пришлось уйти в декретный отпуск. Выйдя из него, педагог продолжила свою профессиональную деятельность в Краснокутской школе, где 15 лет проработала учителем начальных классов и труда. И вот уже с 2012 года её жизнь связана с воспитанием дошколят в Крюковском детском саду.
«Когда пришла работать в детский сад, было непривычно. Ведь я долго общалась с более взрослыми ребятами. Они, конечно же, во многом отличаются от малышей. Например, есть какие‑то элементарные вещи, которые понимают как взрослые, так и школьники. Но с детьми всё обстоит немного иначе. Им нужно всё показать и детально объяснить. Поэтому перестроиться мне было нелегко. На это ушло несколько месяцев», – поделилась воспитатель.
В Крюковском детском саду есть две группы. В одной малыши с двух до четырёх лет, во второй – с четырёх и старше. В каждой примерно по 18–20 ребят. С ними работают по два воспитателя с помощниками.
«Мне нравится то, чем я занимаюсь. Я люблю детей. Мне нравится смотреть на то, как они растут и развиваются у нас на глазах. В такие моменты понимаю, что в этом есть и моя заслуга. Для меня моя работа – вся моя жизнь. Даже не представляю себя в другой деятельности. Самое приятное – это когда дети радуются тебе и бегут навстречу. Это заряжает позитивом», – отметила Рита Ратушняк.
Она считает, что в работе воспитателя самое главное – любить детей. Каждого ребёнка нужно уметь выслушать, понять и принять. Особое внимание требуется детям, только пришедшим в детский сад.
«Такой ребёнок ещё не понимает, в какое место его привели и какие люди его окружают. Поэтому нужно сделать так, чтобы ему было комфортно и адаптация проходила бы для него менее болезненно. К каждому воспитаннику мы ищем свой подход. Есть дети, которые любят находиться в детском саду. Когда за такими ребятами приходят родители, они не спешат домой. Им хочется ещё поиграть и пообщаться с ровесниками. Но есть и дети, которые, наоборот, долго привыкают к новому месту. Таких малышей я старюсь поддержать и быть к ним как можно ближе. Старшие ребята хорошо взаимодействуют с ними. Они помогают и опекают их», – рассказала она.
Утром воспитательница встречает всех своих воспитанников. Им сразу измеряют температуру тела и смотрят на общее состояние. Дальше детей ждут утренняя зарядка и завтрак. После этого сытые и энергичные малыши приступают к занятиям.
«Мы ведём с детьми образовательную деятельность в виде игры. Программа подбирается в зависимости от возраста ребят. Воспитанников из старшей группы подготавливаем к школе и занимаемся с ними танцами, пением, физкультурой и другой деятельностью. Бывает, что приготовишь для них одну тему для занятий, а они начинают интересоваться другими вопросами. Например, насекомыми, космосом, животными. И я сразу перестраиваюсь под них. Мы также продолжаем изучать что‑то новое и во время прогулки. Я беседую с ними о погодных условиях, разных насекомых и растениях. Мы выходим на улицу не только ради того, чтобы ребёнок побегал, – он должен проводить время с пользой», – отметила она.
Рита Ратушняк неоднократно получала Почётные грамоты за свои заслуги от отдела образования, профсоюза и администрации сельского поселения. Она ежедневно вносит неоценимый вклад в воспитание детей.
«Бывает, прихожу домой и начинаю своим детям рассказывать о детском саде и воспитанниках. Работа у нас и вправду интересная. Помню, один раз вижу, что один из детей сидит и усердно запутывает все скакалки. Я у него сразу спрашиваю, что он делает и зачем? А он отвечает: «Вы же говорили, что нам нужен интернет. Вот я делаю нам всемирную паутину сети. Теперь у нас есть интернет». Поэтому иногда может показаться, что ребёнок балуется, а он на самом деле хотел помочь, – вспомнила воспитатель. – Вообще все дети разные и приходят в детский сад с разным настроением. У кого‑то утро не задалось, кто‑то не выспался. Таких ребят нужно сразу вовлечь в игру или общение. Иногда ребёнок может обидеться на то, что ты не заметил, какая у него новая одежда или аксессуар. У меня был такой случай. Приходит малыш и сразу надувает губы. Я начинаю интересоваться и задаю вопросы. На что мне он отвечает: «Вы не заметили, что на мне сегодня новая футболка». В таких случаях я сразу начинаю хвалить и уделять внимание. А есть дети, которые, наоборот, любят уединение и им нужно побыть наедине с самим собой. Для таких случаев у нас есть специально отведённое место. Оно так и называется – уголок уединения. Там стоят стул и стол, и всё это закрывается шторкой. Я понимаю таких малышей и делаю всегда так, чтобы им было эмоционально комфортно».
Рита Ратушняк выпустила уже более пяти групп воспитанников. Самые первые из них ходят уже в восьмой класс. Некоторые при встрече с удовольствием делятся с ней новостями, впечатлениями о школе и рассказами о жизни. Также к воспитателю своих детей водят и бывшие её ученики, которых она обучала, будучи учителем.