Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
91.26
-0.10$
98.83
+0.16
+11 °С, ясно
Белгород

Старожилы Берёзовки Валентина Степановна и Николай Кириллович Бедрицкие поделились воспоминаниями

16 декабря 2023, 10:00ОбществоФото: Ирина Карнаухова

Оба они – интересные собеседники, простые люди и одновременно великие труженики земли русской, скромно живущие среди нас.

Берёзовка – старинное село с богатой и интересной историей. Это село не увидишь на карте мира, но оно многое значит для его жителей. Берёзовцы гордятся своей малой родиной, помнят её богатое прошлое и надеются на интересное будущее... Но самая главная ценность села – это люди, труженики. Валентина Степановна и Николай Кириллович Бедрицкие из этой плеяды: доброжелательные, трудолюбивые, неравнодушные.

Дело, вдаль не отлагая

Все предки Николая Кирилловича Бедрицкого жили на берёзовской земле. Обрабатывали землю, растили домашний скот, тем и зарабатывали на жизнь.

«Мои родители, деды и прадеды – все крестьяне, – рассказал Николай Кириллович. – Я родился в 1943 году. Нас у родителей было пятеро детей – четыре сестры и я. Мы жили на Вершине, ближе к хутору Климовое. Я и в школу-семилетку ходил в Климовое. Потом стал работать в колхозе по наряду, то есть на какой участок пошлют. Отец меня не пустил учиться на тракториста, говорил: «Надо на шофёра учиться». С 16 до 18 лет, то есть с 1959 до 1961 года работал прицепщиком в колхозе. В 1961 году в Борисовке открылась школа шофёров, в ней готовили ребят для армейской службы. Мне как раз подошёл призывной возраст, и нас от военкомата направили туда. За учёбу на тракториста платил колхоз, на шофёра, если сам от себя, надо было платить свои деньги, а мы платили только за общежитие и питание. С сентября 1961-го мы начали учиться, а в августе 1962-го я был направлен служить по призыву в Германию на два с половиной года. Вернулся 15 октября 1965 года с первой партией. Командир нашей автороты был из Харьковской области и меня как почти земляка демобилизовал одним из первых. Приехал домой, мать осталась одна. Сёстры разъехались. В селе Чапаево Грайворонского района был совхоз «Октябрьский». Там я и познакомился со своей супругой и женился почти сразу».
«А я из Белоруссии, – продолжила разговор Валентина Степановна. – В наше село приезжали, вербовали свёклу полоть. А мы ж молодые были, это ж ехать надо, а мы и поезда там не видели, далеко от станции жили. Ну, приехали сюда. Нас полна хата. Грязи кругом полно, ноги ж не во что было переобуть: в чём на улице, в том и в хате. Плакала, думала домой назад вернуться, а дороги не знаю. Так и осталась. А тут Николай пришёл в военном, волосы кучерявые. Ну и всё, видно, судьба свела».

Они рассказали, что, когда объявили о своём решении жениться, приезжали родители Валентины Степановны, привезли её приданое: подушки, перину, одеяла. Потом молодые ездили к ним. После свадьбы жили в доме родителей Николая Кирилловича. Отца уже не было, а мама помогала им присматривать за дочкой Людой и сыном Сергеем. В 1984 году им дали дом от колхоза. С тех пор и до недавнего времени они здесь что-то строили, что-то переделывали, ремонтировали.

Душевный она человек

Николай Кириллович в колхозе трудился 43 года, из них 39 лет – шофёром. Он долго работал под руководством Виктории Ефимовны Дралкиной – председателя колхоза «Свободный труд», Героя Социалистического Труда, депутата Верховного Совета СССР.

«Виктория Ефимовна Дралкина сначала была агрономом, – напомнил он. – Я начинал при ней прицепщиком. Потом я пошёл в армию, а её в 1962 году поставили председателем. Пришёл, она говорит: «Машин нет, иди в тракторный отряд». Когда я шёл в армию, были трактора ДТ-54, «Универсал», ХТЗ, комбайны «Сталинец», РСМ-8 прицепные. У меня не было прав на трактор. Она пообещала, если будут машины, то даст машину. А пока сказала, что осенью будет набор, буду учиться. Ну ладно. Поработал я с механизаторами в тракторном отряде, потом один из водителей начал пить. Виктория Ефимовна – хорошая женщина, душевная. Никогда не повышала голоса, никого не оскорбляла, не обижала. Да и люди были проще, чем сейчас, не то, что ты ему – слово, а он – десять. Например, в наказание за пьянство не выдавали зарплату. А потом в конце года всё равно председатель всё возвращала. Говорила: «Мы его наказываем, а дети и жена причём?» Потом как-то приехал мехинженер и сказал мне писать заявление, потому что Виктория Ефимовна сказала, что есть машина. Но пока она стояла без хозяина, её практически разобрали на запчасти. Я её кое-как собрал и стал на ней работать. С 1966 года ездил на самосвале, у него кабина была ещё деревянная. Печки не было, стеклоочистителей и поворотов – тоже. Ездил на нём в Белгород за известью и мелом. До 1971 года поработал, а в 1971 году Дралкина мне сказала: «Николай, хватит тебе на этой машине уже мучиться. Давай я тебе новую дам. Поезжай в Арзамас и пригони водовоз». Я в декабре поехал, пригнал. Зимой возил то агронома в Борисовку, то председателя. Работы не было, Виктория Ефимовна направила меня в ПМК. Я там бочку снял, а другой кузов сам сделал и работал на грузовике до 1981 года, а потом уже председатель Виктор Николаевич Алейник направил меня в Оренбург солому заготавливать. Я согласился, за это он дал мне новую машину. После Виктора Николаевича был Иван Иванович Винник. А я всё время шоферовал. И в 1990 году получил новый ЗИЛ. Пригнал его из Мытищ и работал на нём до самой пенсии. Если бы колхоз не развалили, работал бы и дольше. С 2003 года пошёл на пенсию и ещё десять лет был истопником в клубе».

Всё бы хорошо, но одно Николая Кирилловича всё же расстраивает. За столько лет звания «Ветеран труда» ему так и не присвоили. Было у него несколько знаков «Ударник коммунистического труда», но, по мнению чиновников, они не дали ему права на это почётное звание.

Круглый год без выходных

Жизнь в колхозе, конечно, не из лёгких. Но, если хозяйство было крепким, людям жилось хорошо. В 1960-70-е годы колхоз «Свободный путь» в селе Берёзовка гремел на всю страну. Это было единственное в Белгородской области сельхозпредприятие, награждённое орденом Ленина. С 1961 года здесь стали выдавать зарплату деньгами. Выращивали и свиней, и коров, и телят, и баранов. Только дойного стада в Красной Берёзовке было больше тысячи голов. Вот что рассказал о тех годах Николай Кириллович:

«Мы жом возили, потом, когда создали колхоз «Коминтерн» в Головчино, нам перестали давать жом. А комбикорм привозили вагонами и удобрения. Я работал круглый год без выходных. Дорог не было тогда, такая слякоть. А потом уже, как колхоз немного поднялся стали пшеницу выращивать на продажу, тогда наша Дралкина поехала в Ростов, договорилась, чтобы камень привозили, а мы с Новоборисовки его перевозили и укладывали кое-где небольшие участки дороги. А асфальт у нас появился в 80-х годах. Бывало, техосмотр только пройдём, на дорогах грязь непролазная, так буксировали машины тракторами. Загрузим удобрения, за трактор прицепим – и вперёд. Так и работали. За каждые 14 рейсов платили по три рубля. Премии были по 12-15 рублей. Я как-то спросил у Виктории Ефимовны, почему она машины новые не покупает. Она ответила: «Николай Кириллович, я тебе так скажу: зачем они мне нужны? Каждый день звоним в АТП, химию, берём там машины. Они в колхозе отработают, я деньги перечислю, ни зарплату, ни запчастей, ни горючего оплачивать не надо. Я на эти деньги лучше куплю трактор или комбайн, который будет работать на наших полях». Вот такой хозяйский подход у неё был. Так что тракторы у нас были лучшие. И «Белорусы», и дизельные 74-е, такие, как памятник стоит на повороте к Зозулям, и самоходные комбайны на смену прицепным пришли».

Валентина Степановна сначала была сезонной работницей в колхозе. Полола свёклу, а зимой в основном вела домашнее хозяйство. С супругом они прожили в любви  и согласии почти 55 лет. Достойно воспитали и подняли на ноги своих детей. Многие, может быть, удивятся, но после рождения дочери на работу молодая мама вышла через месяц.

«Сидеть дома не было смысла, – говорит она. – Рядки свёклы были как раз напротив нашего дома. Детей свекровь глядела, а я – в поле. Когда дочь и сын подросли и в колхозе поднялся уровень механизации, мы с другими женщинами посменно два-три дня ходили работать по наряду, где была необходимость. А потом мне по состоянию здоровья врачи порекомендовали лёгкий труд, перешла на ферму, мыла ёмкости для молока, позже работала в школьной столовой».

Каждому поколению – свои испытания

Дети Бедрицких окончили по 8 классов. Люда поехала в Харьков, выучилась там на швею. Сергей тоже учился в Харькове на слесаря по газовому оборудованию. Сейчас супруги живут с дочерью. Она работает в школьной столовой, а до этого 10 лет трудилась на птицефабрике. Когда же у родителей ослабло здоровье, перешла в школу.

«Хватит нам всего, – говорит Валентина Степановна. – Главное, чтобы тихо было, чтобы мир наступил».

Она своё детство, несмотря на бедность, вспоминает с большей радостью, чем говорит о детстве своих внуков. Особенно переживает за дистанционное обучение и постоянное «зависание» в компьютере. Раньше они ходили на секции, чаще встречались с друзьями.

Что же касается быта, то тяжёлый ежедневный труд остался в прошлом. Раньше огорода было почти гектар плюс участок для посева люцерны на корм корове. Держали корову, свиней, кур, гусей, уток, кроликов – и всё это на хозяйке. Главы семьи дома практически не бывало. Дети, когда подросли, маме во всём помогали.

«Они сами пололи и копали, – говорит Николай Кириллович. – Я только что картошку мешками в погреб сносил. Сейчас мы обрабатываем половину прежнего земельного участка. Раньше и капусту квасили, и помидоры с огурцами. Конфеты сами делали. А сейчас круглый год всё в магазинах есть. Конечно, всё не совсем натуральное. Но теперь такая жизнь, зато всё есть. А для нас главное – здоровье».

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что крестьянский труд – это не просто вид деятельности. Скорее, это образ жизни и судьба. Проходят века, но значимость работы аграриев только растёт. Не зная выходных и праздников, они и в наше время работают с раннего утра и до позднего вечера, потому что, как говорят в народе, лишь у того хлеб родится, кто пахать не ленится. Об этом не понаслышке знают герои нашего сегодняшнего повествования. Наша встреча с ними прошла легко и просто, время в гостях пролетело незаметно. Оба они – интересные собеседники, простые люди и одновременно великие труженики земли русской, скромно живущие среди нас.

Россия всегда была крепка селом. На селе умеют усердно работать от зари до зари. И чем больше испытаний и трудов выпадает на долю человека, тем ценнее для него становилась его малая Родина. Семья Бедрицких – лишь один из множества других примеров верности своей земле и судьбе крестьянской. От всей души желаем им долгих лет и здравия.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Ирина Карнаухова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество15 мая , 15:35
Белгородцы смогут выиграть 250 тысяч рублей на продвижение своего просветительского контента
Материал
Общество13 мая , 14:18
Вячеслав Гладков сообщил об обнаружении взрывоопасного предмета в Белгородской области
Материал
Общество10 мая , 09:51
Вячеслав Гладков — о проведении 35 тренировок по гражданской обороне с начала мая 2024 года