В детстве, отрочестве и юности Леонид Павлов даже не думал, что будет работать в правоохранительных органах. И если рассказы о справедливом дяде Стёпе его здорово не прельщали, то один вид большегрузного автомобиля вызывал трепетные чувства. Да и его окружение, кто был постарше, поражали его рассказами об особенностях профессии водителя. В то время на дорогах уже появился большегрузный КамАЗ, который молодёжь, интересующаяся автотранспортом, считала чуть ли не чудом техники. И хотя с самого детства его мечтой было стать водителем, то повзрослев, понял, что в жизни может достичь чего-то большего.
Начальная школа в Чапаевском отделении, с четвёртого и по десятый класс школа в Головчино. А ещё будет двухгодичная школа армейская, где, как говорит сам Леонид, прошёл закалку, возмужал, стал по-другому относиться ко многим вещам, понял цену таким человеческим чертам, как честь и достоинство, стал ещё более дисциплинированным. Служил в Пскове в ВДВ стрелком-радистом.
В старших классах Леонид параллельно учился на учебно-производственном комбинате в Головчино – осваивал сельскохозяйственную технику. После школы год работал механизатором в Чапаевском отделении совхоза «Большевик». В это же отделение вернулся работать и после службы по призыву. Одних знаний школьной программы в то время было недостаточно: для гарантированного поступления в высшее учебное заведение требовались стаж и направление от предприятия или хозяйства. Работал не покладая рук, старался не отставать от опытных и заслуживших уважение механизаторов. Но мечтал поступить в Харьковский автотранспортный институт.
Однажды, когда уборочная практически подходила к завершению, Леонид приехал в центральную контору хозяйства, чтобы оформить направление. В это время директор совхоза Владимир Забара проводил толи очередную планёрку, толи какое-то совещание. Увидев Леонида, приехавшего в рабочее время с дальнего отделения, пригласил его в кабинет. Грозно спросил: «Зачем приехал?» Леонид, зная крутой нрав руководителя совхоза, решил не миндальничать, а прямо заявил, что ему нужно направление для поступления в высшее учебное заведение. Директор немного подумал и сказал: «Глянь, сколько у меня здесь сидит после институтов. И все учёные. А вот землю пахать или коров доить у меня желающих нет. Иди работай, никакого направления я тебе не дам. Получишь новый комбайн и трактор. Всё у тебя по работе получается, ты мне как механизатор нужен».
Поняв, что поддержки с учёбой от руководителя совхоза не будет, Леонид вернулся к работе, но печаль мгновенно сменилась радостью: пока он попутками добирался до отделения, по указанию директора ему пригнали новый трактор. И опять поле, и опять от зари до зари. Руководитель хозяйства отказал ему в направлении и во второй раз через год. Не дал направление и на учёбу в Грайворонскую автошколу, ссылаясь на то, что в хозяйстве больше нужны трактористы, а не водители.
Но мысль об автомобилях не давала покоя молодому и передовому механизатору. В итоге Леонид ушёл из совхоза и стал работать в Грайворонской автоколонне 1675. Там были и его друзья, с кем он общался с детских лет. Ребята за Леонида поручились. Направление на учёбу руководство автоколонны выдало на руки сразу, но с условием, что после школы он вернётся в автоколонну. В группу набралось десять человек. Руководитель автоколонны пообещал первому, кто придёт после учёбы на работу, дать новый автомобиль, а остальным – пусть и не новые, но на ходу. Отучившись, Леонид вернулся в автоколонну. И, помня об обещании руководителя, вернулся первым, в начале второго ночи. Друг готовился в дальнюю командировку, привёз Леонида в автоколонну и наказал ожидать руководителя: утром Леонид получил ключи от нового ЗИЛа.
Когда в стране наступили непростые времена, автоколонна начала постепенно сдавать свои былые позиции. Леонид перешёл в райобъединение «Сельхозхимия». Поручиться за него было некому, никто его не знал – в общем, всё с нуля. Предложили любой автомобиль из стоящих за гаражом. Леонид выбрал тот, у которого внешний вид был более-менее. Когда поднял капот, чуть не упал: там была пустота. Механик дал указание отбуксировать автомобиль в мастерскую и пообещал: «Завтра получишь всё». Мотор, коробку и всё, что было нужно, Леонид действительно получил на второй день. Это предприятие тогда прочно стояло на ногах, с финансированием закупок запасных частей проблем не было. Всё собрал и довёл до ума буквально за неделю. И вот первый выезд на линию. Механик и заведующий гаражом пообещали, что если Леонид зарекомендует себя в течение года, то новый автомобиль будет ему гарантирован. Через год вручили ключи от новенького ГАЗ-53.
Шли дни и недели. Всё у него получалось, никаких нареканий. Получил он и ключи от автобуса для перевозки работников предприятия. И вот он – судьбоносный день и час, о которых говорят, как о повороте судьбы. После очередного технического осмотра Леонид получил предложение на службу в правоохранительные органы. Побеседовали, поуговаривали, ясное дело, оформили как по комсомольской путёвке.
«Ну, коль уговорили, дал согласие, значит, нужно работать, – вспоминал Леонид Дмитриевич. – Я не привык по-другому, да и армейская закалка дала о себе знать. Вот так, с 1989 года 22 года я отдал службе в правоохранительной системе. Как говорится, не думал и не гадал, что таким путём пойду по жизни. Любил и люблю всё, что связано с автомобильным транспортом, но вот чтобы так, в те, сегодня уже далёкие годы, даже не представлял. Хотя и здесь, в годы службы, я ведь тоже был связан с автотранспортом. Вот только уже стоял, так сказать, на страже его безопасной эксплуатации. Начал сержантом, завершил службу майором. Первая должность – инспектор дорожно-патрульной службы. Она самая в инспекции маленькая. Наставником у меня был небезызвестный Михаил Иванович Петимко. Он меня капитально готовил к работе именно на автомобильных дорогах. Когда его перевели на другую должность, в контрольно-пропускной пункт, мне предложили его место. Должность офицерская – мне пришлось три года учиться в Московской средней школе милиции. Что касается всевозможной бумажной работы, связанной с оформлением, мне было чему поучиться у Святослава Ильича Кравцова. Вот уж кто был виртуозом – всё по закону, всё объективно. Следующая моя должность – государственный инспектор, был начальником отделения ГАИ, служил в регистрационно-экзаменационном пункте, когда комплектовалось это подразделение, одно время его возглавлял, потом снова был начальником Госавтоинспекции. Долго рассказывать, почему и как, но одно время я служил и судебным приставом. Но здесь уже потребовались более глубокие знания в области права. И вновь я за партой – в Саратовской академии права. Два с половиной года учился заочно. В конечном счёте – диплом о высшем образовании. Готовили меня на начальника этой службы, но новый начальник РОВД убедил вернуться на прежнюю должность начальника ГАИ. Много чего повидал я в жизни, в разных ситуациях мне приходилось побывать. Что могу сказать о своей службе? Можно говорить часами, есть что вспомнить. Стараюсь вспоминать только хорошее, хотя иногда нет-нет да и всплывёт что-то неприятное. Добром вспоминаю ребят, с которыми начинал служить в органах и которые уже ушли в мир иной. Поддерживаю связь со многими бывшими и нынешними работниками райотдела. Приятно, что многие водители меня узнают, здороваются. Очень рад тому, что даже те, кто, провинившись на дорогах, был наказан, сегодня приветствуют и не таят зла. Всё-таки человек, если он «согрешил» и был наказан справедливо, не способен помнить что-то нехорошее. Иду и открыто смотрю людям в глаза, не опасаясь, что кто-то кинет в мою сторону косой взгляд или скажет нехорошее слово в спину. Это дорогого стоит. Просто я старался быть справедливым и объективным. Трудно это, но ты поставлен, чтобы блюсти закон. Может, что-то не получалось, может, где-то что-то упустил, но скажу честно: старался, так как всегда помнил, какая ответственность на мне лежит. В годы моей службы была строгая отчётность, показатели. Никуда не денешься. Но мы с коллегами не сбрасывали со счетов и профилактику дорожно-транспортных происшествий. Не мною замечено, но для большинства людей хорошая разъяснительная беседа или просто разговор, что называется, по душам дают больше пользы, чем угрозы, наказания и тем более грубость и несправедливость. Вот и проводили мы встречи и беседы в водительских коллективах, да и на дорогах иной раз с нарушителем приходилось начинать не с крайних мер воздействия. Честно скажу, в непростое время мне довелось служить в правоохранительных органах. Начинал в то время, когда было больше дисциплины у водителей, уважения к участникам движения, транспорта было меньше. Потом стал замечать, как падает культура вождения, появилась агрессивность, а у некоторых – и бесшабашность. Почему-то многие стали забывать, что дорога любит дисциплину. Один известный учёный говорил, что движение – это жизнь. А если рассматривать движение на дорогах, то нарушение его правил может эту жизнь либо искалечить, либо и вовсе прервать. Вот Вы задали вопрос, жалею ли о том, что пошёл именно таким путём по жизни? Нет! Ничего уже изменить нельзя. Именно так всё сложилось. Жалей не жалей, главное, что мне не стыдно за то, как я прожил все эти годы, и за годы службы».
Был во время службы Леонида Дмитриевича в отделении ГАИ случай, когда он проявил высший пилотаж при розыске участника ДТП со смертельным исходом. Внимательность, наблюдательность, склонность к точному анализу и оперативному принятию решений сыграли тогда решающую роль. Дело было под вечер. На одной из автомобильных дорог лихачом был насмерть сбит пешеход. Сегодня не столь важно, в каком этот пешеход был состоянии, с какой скоростью двигался легковой автомобиль. Важно другое. Протащив пешехода больше шестидесяти метров под днищем автомобиля, водитель легковушки вытащил пострадавшего на обочину, бросил и скрылся с места происшествия, не убедившись в состоянии пострадавшего в ДТП, не оказав медицинскую помощь, не вызвав потерпевшему скорую помощь. Взял и уехал. Стресс, шок, аффект? В этом потом будет разбираться суд. А в тот момент на место происшествия прибыли сотрудники ГАИ Леонид Павлов и Юрий Погребняк. До темноты буквально полчаса от силы. Нет зацепки, нет свидетелей. Инспектор Павлов обратил внимание на несколько масляных капель на трассе, где был обнаружен потерпевший. Капли свежие, и их несколько. Значит, автомобиль останавливался. Инспектор заметил, что и от места предполагаемого ДТП масляные капли есть, и по направлению к населённому пункту. Вывод был сделан правильный – здесь он остановился, и упало несколько капель, а отдельные свежие масляные капли – по ходу движения. Подсвечивая фарами служебного автомобиля, инспекторы «взяли след». Эти капли привели сотрудников ГАИ к гаражу владельца автомобиля на одну из улиц населённого пункта. Постучали в калитку – тишина. Двери гаража не были плотно закрыты, что позволило инспектору Павлову провести внешний осмотр автомобиля. Ни царапины, ни вмятины, которые показательны при таких дорожно-транспортных происшествиях. Казалось бы, вот и осечка. Вот и потеря времени, особо ценного при раскрытии таких случаев. Но ведь уже было сказано о внимательности и наблюдательности инспектора Павлова. Заглянул он под автомобиль. Обнаружил, откуда протечка моторного масла. И вот они – небольшие обрывки одежды на узлах и деталях под днищем автомобиля и даже волосы пострадавшего в ДТП…
Это лишь единичный случай. А сколько их было?! А ведь именно раскрываемость таких происшествий или преступлений и есть показатель работы сотрудника ГАИ, его оперативности и неординарности.
Леонид Дмитриевич до сих пор, уже будучи на заслуженном отдыхе, трудится. Не привык сидеть сложа руки, привык, когда кругом люди, кипит жизнь. Пожелаем же ему долгих лет жизни, здоровья и мира. Пусть будет благополучие там, где его кров и дом!