Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
102.41
+0.00$
104.86
+0.00
-1 °С, облачно
Белгород

Педагог Борисовского Дома творчества Мария Трущенко разработала авторскую программу

1 декабря 2024, 10:16ОбществоФото: Ирина Карнаухова

Четыре года назад открылась студия дизайна «Буду Кутюрье».

Важной частью повседневной жизни женщины на протяжении многих веков было рукоделие. Одно из самых древних и любимых занятий хозяек – шитьё. Сейчас существует множество направлений декоративно-прикладного творчества, связанных с шитьём, и каждый может выбрать что-то самое близкое и интересное для себя.

С небес на землю

Одно время в школьном обучении наблюдался провал в плане приобщения ребят к практической бытовой деятельности, но сейчас проблему осознали и постепенно стали спускаться, так сказать, с небес на землю, и уже вернули школьному предмету понятное и достойное название – «Труд». В учебных заведениях оборудуют мастерские для мальчиков и девочек, открывают «Точки роста» технологической направленности. Но, каким бы ни было их наполнение, главной составляющей успеха был и остаётся учитель, наставник.

Кроме того, в освоении детьми разных художественных направлений выручает дополнительное образование. Борисовским ребятишкам в этом, без сомнения, повезло: четыре года назад в Доме творчества открылась студия дизайна «Буду Кутюрье». Ею руководит Мария Трущенко – не только талантливый педагог, а человек с особым взглядом на задачи обучения и воспитания. Занятия проходят в Борисовских школах №2 и №4. Ребята, занимающиеся в студии дизайна «Буду Кутюрье», рассказали, чему успели научиться под руководством своего наставника.

От первого лица

Лучше всего и самое главное о педагоге, воспитателе, наставнике можно узнать от его учеников. Мы так и сделали, побывав на одном из занятий студии в Борисовской школе №2. Здесь занимаются ребята с 3-го по 5-й классы два-три раза в неделю. В одном из обычных учебных кабинетов, где проходило это занятие, моё внимание привлекли мальчики с первой парты. Пока слегка смущённые моим визитом девочки решали, что рассказать, я подошла к парням, мы познакомились. Михаил Филоненко и Евгений Комоса сообщили, что они четвероклассники, а в студии занимаются с начала этого учебного года.

Фото: Ирина Карнаухова
«У меня уже четыре изделия, несколько я подарил подружке и вот сейчас готовлю подарок маме на день рождения, а учителю подарю голубя, – бойко начал Миша. – Меня бабушка учила шить, вязать и на машинке будет учить. Мама тоже рукодельничает. А с другой бабушкой – папиной мамой – мы и в саду работаем, и на огороде, мне это тоже нравится. Она говорит, что у меня лёгкая рука. Мы с ней и комнатные растения разводим. У меня есть кактусы, живые «камни». А ещё я четвёртый год хожу на дзюдо в спортивную школу».
«У меня бабушка вяжет носки, свитеры, шьёт на машинке. Когда Мария Владимировна рассказала нам о студии, мне стало интересно, и я пришёл заниматься. В неделю по два-три раза мы шьём с Марией Владимировной. Она рассказала нам, какие инструменты и материалы нужны. Мы всё это носим в шкатулочках, папках или органайзерах, – сообщил Женя. – Я тоже хожу на дзюдо, фортепиано, в хор и воскресную школу».

Замечаю, что у всех ребят разные поделки. И действительно, занятия студии строятся так, что всегда есть возможность выбрать, что делать. Мария Владимировна объяснила, что предлагает общую тему: какое-то определённое изделие, но каждый обучающийся может работать над своим изделием, которое ему больше приглянулось или в котором есть потребность. Например, София Кальницкая соединяет швом через край зелёные детали. Предлагаю ей рассказать о себе.

Фото: Ирина Карнаухова
«Мне 10 лет. Я ходила на лепку и увидела, что подруга шьёт, мне понравилось и захотелось тоже научиться. И я пришла в студию «Буду Кутюрье». Занимаюсь второй год, у меня уже много поделок, – ответила девочка. – Мне очень понравились подставки под чашки. Их можно было сделать и как прихватки с петельками, чтобы вешать на крючок. Сейчас шью лягушку. Эту поделку мне посоветовала Мария Владимировна. Но они у всех нас разные будут, потому что шаблоны для выкраивания деталей мы делаем сами».
«Я учу ребят делать всё самостоятельно от шаблона до отделки или декорирования, – комментирует педагог. – Вместе думаем, как лучше сделать, как расположить шаблон на материале: ткани или фетре. Поэтому даже на дистанте у нас не было проблем с раскроем: каждый ребёнок мог сам сделать шаблончик и выкроить, а затем соединить детали тем или иным швом, которые мы научились делать. У всех целые коллекции выкроек. Работаем с форматом А4: его и на экране показать удобно, и по размеру листов фетра хорошо рассчитывать размер изделия. Поскольку поделки у нас симметричные, листок бумаги складываем вдвое и рисуем одну сторону, вырезаем, разворачиваем – и готово. Мелкие детали дети тоже рисуют сами, это развивает умение соотносить пропорции, определять размер и форму. Изделия мы не выворачиваем, поэтому кроим без припусков на швы и шаблоны обводим вплотную к контуру, это тоже во многом облегчает работу».

Подруга Софии Александра Водяницкая рассказала, что делала игольницу и чехол для телефона. А на этот раз решила вязать крючком.

«Вязать я тоже научилась здесь, – рассказала Саша. – У нас было занятие, на котором мы делали фенечки. У меня мама вяжет крючком, крёстная с сестрой – тоже крючком, а бабушка и папа – спицами. И я захотела. Сначала сестра научила меня набирать косичку, а Мария Владимировна показала, как делать столбики по кругу. Мне больше нравится вязать. Сейчас я вяжу мышку».
Фото: Ирина Карнаухова

Катя и Маша занимаются первый год. О студии узнали от Марии Владимировны, когда она приглашала ребят к занятиям.

«Мария Владимировна показала нам альбомчик с фотографиями поделок ребят, которые занимались в прошлом году. Нам стало интересно. Я так хотела шить! – призналась Маша Ильченко. – Доделываю игольницу. А до этого делала сувенир «Лапка». Следующая поделка – мандаринка».
«Сестра мне делала одеяльце и подушку для куклы. А теперь я сама могу сделать подушку так, как мы сделали игольницу», – рассказала Катя Широких.

Чтобы девочки или мальчики ни захотели, наставница ни в чём им не отказывает.

«Хотите? Давайте сделаем! – говорю я. – Только подумаем, как будет лучше». И ребята в большей мере сами придумывают, как и что будут делать. Чтобы сохранить интерес и поддерживать мотивацию, я опираюсь на желания юных мастеров и мастериц, ведь если хочется, всегда найдутся способы, и наоборот – если нет желания, возникает множество причин, чтобы отказаться от работы. Я же немного направляю, что-то подсказываю, но стараюсь минимизировать своё участие, чтобы ребёнок видел, что он сам может многое и чем дальше, тем больше!» – продолжила педагог.
Фото: Ирина Карнаухова

Карина Рожко занимается первый год. За первую четверть успела сшить игольницу.

«Сестричка моя занимается с прошлого года, я смотрела-смотрела на неё и сама тоже решила попробовать. Мне нравится. Сейчас шью попугая. Пока он однотонный, но потом, может, сделаю разноцветное оперение. У нас бабушка, мама и мы с сестрой любим шить и вязать. Когда я была в детском саду, мама связала мне шапку», – рассказала Карина.
Фото: Ирина Карнаухова

Сидящая рядом Ксения Кожевникова шила маленького Гуся-обнимуся: очень уж полюбился девочкам этот милый сувенир, и они выполняют его и в разных материалах, и в разных размерах.

Фото: Ирина Карнаухова

Девочки придумали и нарисовали комплекты одежды для школы и прогулок или занятий спортом. По итогам конкурса будут отобраны эскизы, по которым более опытные ребята со всей страны изготовят коллекцию одежды.

«Я нарисовала школьную форму с яркой юбкой в складку и белой блузкой в комплекте с удобными и красивыми кедами в той же цветовой гамме, – поделилась идеей Валерия. Марианне ближе спортивный стиль. Она изобразила комплект из куртки и брюк для активного отдыха или прогулок с друзьями».

Дарья Науман занимается второй год. Она рассказала, что сшила яркое сердечко для мамы на День матери и немного в другой палитре – для сестры.

Фото: Ирина Карнаухова
«Первое время мне было трудно вырезать детали, – призналась она. – Но сейчас и вырезать, и сшивать получается гораздо легче. Я увидела, как моя подруга Вика шьёт, и тоже захотела, мне понравилось. Вообще, у меня бабушка шьёт и вяжет, она меня тоже учила, и сама я захотела. Делала подарки маме и папе, сейчас шью сердечко для сестры. Ещё хочу сшить Гуся-обнимуся среднего размера, только розового».

Мелания Авдеева тоже относится к более опытным участницам студии. У неё много изделий, которые она принесла на это занятие.

«Первой была игольница, но я подарила её тёте на день рождения, а это поделки, которые я успела сделать. У меня есть и вазочки, и подставки под горячее, и грелки на чашку, и сувениры зайка и лягушка. В сравнении с тем, какие поделки были вначале, заметно, что сейчас у меня всё получается аккуратнее и быстрее. И изделия я могу более сложные и большие делать», – рассказала она.
Фото: Ирина Карнаухова

Видеть и делать

Кто знаком с образованием, может задаться вопросом «А как же техника безопасности, инструктаж?» И в этом у Марии Владимировны нестандартный подход. В студии без лишних слов и наставлений замечательно работают правила: кто роняет иголку на пол, приносит печенье, кто теряет иголку, тот приносит тортик, и за хождение по классу с иголкой в руках тоже есть «штрафы». Появились у меня и вопросы насчёт учебного планирования, целей и задач. Мария Владимировна рассказала, что в программу обучения в студии дизайна «Буду Кутюрье» входят элементы различных видов рукоделия: шитьё, вышивка, ткачество, макраме.

«В этом году я работаю по ней четвёртый год и в мае защитила её как авторскую на уровне образовательного учреждения. Постоянно что-то меняется, совершенствуется, но при этом всё направлено на освоение навыка самостоятельного создания шаблонов, подбора материалов и наиболее эффективных способов соединения и оформления. В практике работы я нашла такую форму, в частности с шаблонами, которая выручает особенно в режиме дистанционного обучения. Мне хочется, чтобы дети научились видеть и даже без интернета могли бы реализовать увиденное в конкретных изделиях. Понятно, что какая-то насмотренность должна быть, но, прежде всего, они должны сохранять своё видение: как это сделать, из скольких деталей и какой формы… Я не даю готовых решений. Работаем часто без циркуля. И как начертить окружность, и разделить её на три равные части, например, я им показывала без чертёжных инструментов. При изготовлении шаблонов включаем знания из математики, элементы черчения, геометрии, пространственное и логическое мышление. Может быть, они не всё запоминают и спустя время не вспомнят, но хотя бы будут знать, что так можно. Мне хочется показать то, что я бы хотела увидеть в своём детстве, но мне никто не показал. Что-то всё равно отложится. Курс рассчитан на три года обучения, по два-три занятия в неделю, но и в этом нет особой строгости: дети ходят в зависимости от личной нагрузки и желания. Одним словом, стремлюсь научить делать что-то своими руками и необязательно из ткани, это может быть любой текстильный или нетканый материал».

Мечты обязательно сбудутся

Мечту о создании с детьми разных коллекций одежды и участии в региональных и Всероссийских конкурсах юных дизайнеров, с которой Мария Владимировна пришла в Дом творчества, она не оставляет, но сейчас для этого нет ни помещения, ни оборудования. И пока она работает, как позволяют обстоятельства, а дети и их родители неизменно рады такой прекрасной возможности творить. Это видно по их горящим глазам, искренним улыбкам и желанию, с которым они приходят на её занятия.

«И ещё я не стараюсь, чтобы каждый сделал сразу идеально что-то, ведь у каждого свой ритм, свой уровень подготовки и степень усидчивости. Главное, чтобы ребёнок видел свой прогресс и вдохновлялся этим дальше и дальше. Хочу, чтобы дети видели вокруг себя красоту и хотели создавать её своими руками. Поэтому всегда стараюсь поддерживать их положительные эмоции, вдохновение и желание работать. Для этого нахожу что-то положительное и акцентирую на этом внимание, это помогает детям верить в себя и браться за дело с импульсом, который поможет довести начатое до конца, – продолжила делиться профессиональными секретами педагог. – Показываю простые, но эффективные приёмы. Например, как можно выполнить вышивку прямыми стежками, не зная никаких других стежков и техник. Что говорить, большая победа для меня как педагога, когда дети начинают смело делать узелки на кончике нити и закреплять строчку в конце. Для кого-то это практически само собой разумеющееся умение, а кому-то надо тренироваться и тренироваться, но при этом каждый выполняет поделки и может гордиться своими успехами. Повторю: моя цель не отработать какие-то техники, а научить визуализировать свои идеи. Работаю с каждым индивидуально: давай так сделаем, давай так попробуем… Так что и я, и дети постоянно находимся в творческом поиске. Если ребёнок не повторяет точно, как показала я, никогда не настаиваю, а спрашиваю: «Почему ты так сделал?» Мне хочется, чтобы дети на моих занятиях отдыхали от строгих требований и самовыражались, учились отстаивать свою позицию, свой выбор и находили поддержку своих умений».

Увидев всё своими глазами и пообщавшись с ребятами и их наставницей, я уходила с полной уверенностью, что путь к высокой моде вполне может начаться в такой студии, где происходит свободный полёт фантазии с поддержкой мудрого учителя! Ведь, как заметила Мария Владимировна, главное – желание: будет желание, найдутся и возможности.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Ирина Карнаухова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 09:41
Вячеслав Гладков: стартовала первая в 2025 году смена в патриотическом центре «Воин»
Материал
Общество17 января , 10:30
Вячеслав Гладков – о возможности белгородских детей отдохнуть в МДЦ «Артек»
Материал
Общество14 января , 09:44
Вячеслав Гладков сообщил о лечении в мобильном стоматологическом комплексе бойцов «БАРСа»