Спецоперация на Украине показала, что неравнодушных людей в Белгородской области очень много. С самого её начала в регионе возникли десятки сообществ, где белгородцы помогают военнослужащим. Эти волонтёры – люди новой формации: поднявшиеся в трудный час и отдающие все силы для помощи нуждающимся.
«Буквально с первых дней марта 2022 года из Интернета я узнала, что на территории нашего района есть ребята, которым нужны тёплые носки и что-то горячее из еды, пятое-десятое. Меня это обеспокоило, дома рассказала, и мой старший сын (ему тогда и 14 не было) достал из копилки тысячу рублей, подошёл ко мне и сказал: «Мам, поехали в магазин, давай чего-нибудь купим и отвезём». Так всё и началось. Мы поехали в магазин, купили сгущёнку, печенье, по соседям и знакомым собрали консервацию, и наша знакомая Татьяна с мужем, у которой была связь с военнослужащими, отвезли всё это на позиции. Сын написал письмо и вместе с ним в конверт положил зарядное устройство, подумал, что ребятам пригодится. Тем же вечером мы получили ответное письмо с благодарностью моему сыну и нам и в подарок шеврон, – так началась эта страница жизни семьи Юлии. – Если видела ребят на улице или в магазине, я не стеснялась: подходила и предлагала помощь. Первое время мы могли помочь только тем, что готовили еду, которая им бы напоминала о доме. Я сама из Казахстана, люблю готовить, особенно выпечку: беляши, чебуреки, хворост, также варила первое, второе и передавала. Уже больше двух лет веду свою группу. Назвала её «Твори добро». Не взяла военную тематику, потому что уверена: боевые действия рано или поздно закончатся, но и в мирной жизни мне не будет скучно. Добро должно быть всегда – на этом держится мир настоящих людей. Название пришло спонтанно, хотя изначально я не хотела никакой масштабной деятельности. Сейчас наша группа выросла. Есть и взаимосвязь между группами волонтёров: обмениваемся при избытке чего-то, стараемся выручать при острой необходимости».
В её группе люди не только из нашего района или области: есть и из Московской и Оренбургской областей, из Урюпинска, Мурманска, Омска, Питера и других крупных и небольших городов. Кроме неравнодушных людей, добавляются мамы и другие родственники ребят, которые несут свою нелёгкую военную службу на нашем участке границы.
«Одна из групп по прибытии в соседний район обратилась к нам за помощью в налаживании быта. Мы им помогли тогда и до сих пор поддерживаем связь. Они как более опытные во всех смыслах бойцы при необходимости помогают неопытным ребятам. Участвуем всей семьёй. На самом деле это отнимает много времени и душевных сил. У нас двое детей, дом и хозяйство. Всем и всему требуется внимание. Мы с мужем работаем, и он помогает мне заниматься добровольчеством. Поэтому, слава Богу, у меня на всё хватает сил. Бог помогает руками людей, поэтому с поставленными задачами всегда справляемся. У нас подобралась очень хорошая группа: вокруг много неравнодушных, щедрых и деятельных людей. Сейчас увеличилась нагрузка в районе, а раньше мы помогали и госпиталю: передавала предметы личной гигиены, шили, вязали и особые носки для бойцов с ранением – у нас сформировалась «носочная мафия». Очень хорошо помогают женщины из одного сельского поселения: пекут, готовят горячее – молодцы! Я никогда ничего ни от кого не требую – кто чем может, но все активные. Получаем очень много посылок из разных концов страны. Просят списки и собирают всё по сезону: объём и содержание запросов в зависимости от времени года меняются. Сама бы я не справилась, – признаёт Юлия. – Нам помогают многие жители района».
Есть в этом сообществе и настоящие меценаты. Юлия рассказала о случайном знакомстве с одним человеком. Все его называют «Божьим человеком» – он оказывает значительную материальную помощь.
«Спасибо огромное этому человеку за доверие, так как очно мы с ним не знакомы, – говорит Юлия. – Он не только помогает участникам СВО, но и детским домам, хосписам, онкобольным детям! Низкий поклон таким людям! Также есть один отец, который обеспечивает необходимым не только своего сына, но и всю позицию, где он служит».
Волонтёром быть непросто: не каждый может помочь материально или тратить время и силы, не у всех получается договориться в семьях, чтобы уделять внимание бойцам, приходится ведь и телефонные переговоры вести, чтобы что-то найти, о чём-то договориться, и ездить. Так что времени свободного просто не остаётся. А мысли, чем и как помочь, вообще не отпускают круглосуточно. И как же тяжело получать известия, что кто-то погиб: когда ты знаешь его, больнее в разы. Животные на фронте – отдельная тема. Когда ребят переводят в другие места, мы стараемся как-то пристраивать их питомцев, которые прижились здесь с ними. Но, если получается, многие забирают их с собой.
Волонтёры несут колоссальную психологическую нагрузку. Юлия рассказала, что каждая мамочка, узнавшая, что её сын здесь, хочет чем-то порадовать любимое дитя. Многие парни без телефонов. Да и связь очень плохая сейчас. Бывает, что у них подолгу нет связи с родными. Приходится успокаивать мам, потому что сама мама и понимает, как болит материнское сердце.
«Однажды приехал парень, смотрю: говорит по телефону и плачет. Оказалось, ему пришло видео-сообщение, в котором ребёнок сказал первое слово. Сейчас многие из ребят уверовали, мы возим желающих в храм для крещения и молитвы. Иконки им дарим в защиту жизни и укрепления духа. Стараемся освятить ребятам машины. Под нашей опекой несколько позиций территориально, но есть и те, которых перевели в другие районы, им тоже помогаем, пока они обустроятся на новом месте, наладят там связи с волонтёрами», – рассказала Юлия.
Есть среди подопечных группы Юлии комиссованные по состоянию здоровья после госпиталя, но связь с ними сохраняется. Пишут, что происходит в их жизни: когда кто женился, у кого ребёнок родился, и мамы их пишут, и фотографии присылают.
«Мне очень нравится эта обратная связь, – признаётся лидер добровольных помощников. – Она даёт силы и уверенность, что мы всё делаем правильно, что наша помощь важна, что мы здесь не зря стараемся и в том, что они вернулись домой живыми, есть и малая доля нашего участия».
У кого-то из военнослужащих есть возможность стирать свои вещи, у кого-то – нет. Так что группа Юлии и стиркой занимается.
«Чего у них в карманах только нет: записочки разные, талисманчики, обереги, иконки, – рассказала она. – В бушлате одного танкиста я нашла куколку из ниток, он по телефону просил её не выбрасывать: ему девочка какая-то подарила, и она стала его оберегом. Я отстирала, просушила, положила назад. Он прислал потом фотографию: она висит над его спальным местом. Я сама когда-то вязала ангелочков. Увидела такого однажды в машине военных и поняла, что они – из наших подопечных. Так что такие вещи помогают налаживать связи. Это ведь только кажется мелочью в мирной привычной жизни, а в экстремальной ситуации помогает сохранять веру и надежду. А как они любят детские письма и рисунки: кто-то носит аккуратно сложенный листок в кармане, у кого-то – в машине, у одних, как-то видела, вся кухня увешана детскими рисунками... Работаю в детском саду, и бывают случаи, когда какие-то профессиональные моменты применяю и в работе добровольца, – поделилась Юлия. – Чувствую, что иногда проявляю гиперопеку, но считаю, что это лучше, чем безразличие. Я сама из многодетной семьи, нас мама растила одна. И мне с детства жалко животных, а людей тем более. Хочется всех накормить, обогреть. Например, с приближением Дня матери сказала ребятам, что хорошо бы они сняли для своих мам видеоролик – ни с чем не сравнимый самый дорогой подарок, целительный душевный момент. И они сердечно откликнулись, выучили стихотворение, записали, мне прислали, я отправила. Получился мини-утренник, как в детском саду. Но мы ведь все родом из детства и для своих мам всегда остаёмся детьми».
Волонтёры стараются не обходить стороной праздники. На Пасху пекут домашние куличи, красят яйца и всё это обязательно освящают в храме. На Новый год готовят домашние вкусности, подарки, наряжаются в костюмы Деда Мороза и Снегурочки и отвозят ребятам.
«Мы видим их на улице и даже не представляем, как они живут там, в блиндажах, вдали от дома, в постоянной опасности… Они оборудуют себе помещения, и я очень радуюсь, когда мне присылают фотографии, как они обустроились, что сделали для быта, некоторые публикую в группе. Например, есть уголок-медпункт, есть место, где можно посушить постиранные вещи. А как иначе?! От устройства быта напрямую зависит здоровье бойцов, а значит, и их моральный дух. Ведь это всё равно, что выставить незакалённые комнатные растения под открытое небо на ветер, жару, холод и дождь… Хорошо, если родители учат детей справляться с трудностями, терпеть некоторые лишения, неудобства. Мы ведь не просто кормим солдат, стираем им, оказываем помощь во многих вопросах, мы этим дарим им частичку домашнего тепла и заботы, чтобы они чувствовали, что мы за них переживаем, думаем о них, чтобы у них сохранялись силы переносить все тяготы их жизни. в мире больше людей добрых и сердечных, готовых себе в чём-то отказать, чтобы помочь другим. Записочки вкладывают в вязанные носочки, конфетки, кофе… За душу такое берёт. И пока вокруг меня такие люди, я твёрдо верю в победу добра и справедливости! Сердечное спасибо всем моим участникам группы «Твори добро» за поддержку наших бойцов! Только вместе сможем пережить это сложное время! Благодарю всех неравнодушных! Желаю всем крепкой веры, добра и мира! И старайтесь делать добро: сегодня, завтра, всегда! Ведь сколько в человеке доброты, столько в нём и жизни».