Одной из причин этого стал тот факт, что в какой-то период развития постсоветской России вопросы профтехобразования были если и не отодвинуты на задний план, то точно не пользовались должным вниманием. Помнится эпопея, когда бытовало мнение, что чуть ли не «все смогут стать банкирами». Потом история с «юристами-экономистами», которых в вузах «напрудили выше крыши». Даже учёные мужи, коих сложно заподозрить в приверженности идеям плановой экономики, предупреждали, что рано или поздно в России возникнет проблема с кадрами массовых профессий. И жизнь расставила всё на свои места: всем стать банкирами было не суждено, потребность рынка труда в экономистах и юристах осталась минимальной, а вот известные по многим юморескам сантехник Петя, сварщик Николай, КИПовец Саша и маляр-штукатур Валентина сегодня нарасхват. И в сложившейся ситуации уже не до смеха. Дело дошло до того, что в дефиците оказались даже водители. И если не говорить обо всей Российской Федерации, то, во всяком случае, в Белгородской области с такой проблемой столкнулись: не хватает водителей автобусов, есть проблема и с водителями такси. Даже обновление системы жилищно-коммунального хозяйства области подвисает из-за нехватки водителей. В частности, это касается автотранспорта, задействованного в перевозке твёрдых бытовых отходов. Произошла смена оператора, и намечается существенное увеличение единиц технологического транспорта. А вот с водительским составом возникает вопрос. Казалась бы, в чём проблема? Выросло количество автотранспорта на дорогах. По логике, и водителей стало больше. Логику подкрепляют и большое количество учебных машин различных автошкол или курсов, за рулём которых будущие водители получают опыт вождения или уже состоявшиеся оттачивают своё мастерство, чтобы получить другую категорию. И если всё так гладко, в чём же причина дефицита водительских кадров? В рубрике объявлений районных газет пестрят приглашения на работу водителей, разве что только не с категорией А. Работодатели обещают и неплохие заработки, во всяком случае, вполне достойные для сельской местности.
Как же устранить дефицит водительских кадров? Конечно же, заинтересовать людей в овладении этой профессией и обеспечить достойную оплату труда. В настоящее время теоретические и практические знания по автоделу можно получить в различных автошколах. Ходят разные байки, что типа там «лафа и халява», а там – меньше нужно платить. Пока разговор не об оплате за обучение, тем более что кое где оно и вовсе бесплатное, но об этом ниже. Что касается качества обучения, то, во всяком случае, программа обучения одинакова во всех автошколах и на автокурсах. И вся их деятельность лицензирована.
«Вопрос нехватки а, возможно, и острого дефицита водителей, в том числе в коммунальной сфере, действительно стоит на повестке дня. Если внимательно посмотреть, то многие опытные водители из Борисовки и сельской местности трудятся не только в столице, но и далеко в Сибири и даже на Крайнем Севере. Ездят туда, где есть хороший заработок. Понятно, что за низкий заработок трудиться на том же большегрузе никто не желает. Бывают исключительные случаи, когда водитель не может работать вахтовым методом, к примеру, по семейным обстоятельствам. Да и проблема не только с водителями. Есть вопросы по сварщикам, трактористам, слесарям, теплотехникам. Но всё же больше всего дефицитных профессий в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Связано это с тем, что заработная плата в ней, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В настоящее время меняется оператор по вывозу твёрдых бытовых отходов. Есть решение создать в области структуру, которая будет этим заниматься. Есть информация, что регион планирует приобретать первые 140 единиц специальной коммунальной техники на базе шасси минского автомобильного завода. Понятно, что часть водителей прежнего оператора пересядет на новые автомобили. А что будет с остальной техникой? По этому проблемному вопросу губернатор региона Вячеслав Гладков уже проводил три рабочих совещания с руководителями региональных профессиональных образовательных учреждений, где ведётся подготовка водителей по программам категорий В, С, и главами муниципальных образований, где эти образовательные учреждения расположены. На них также приглашали руководителей областных структур ЖКХ. По итогам этих встреч губернатором был дан ряд поручений главам муниципалитетов и руководителям образовательных учреждений, где чётко расписаны показатели по обеспечению ЖКХ водителями с категориями В и С. До июля 2025 года нашему техникуму предстоит подготовить 77 водителей. В основном эта цифра относится к водителям с категорией С, – рассказал директор Борисовского агромеханического техникума Вадим Гордиенко. – Что мы можем и что мы делаем в этом направлении? В настоящий момент у нас уже подготовлено 24 водителя по категории С. Эти ребята продолжают обучение на третьем курсе техникума по специальности, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Учебным планом при получении такой специальности предусмотрено обучение с целью получения специальности «Водитель автомобиля» за бюджетные средства. Получается, для студента обучение автоделу бесплатное. Свидетельства об обучении они получили в прошлом году. Не так-то просто сегодня сдать экзамены в МРЭО ГИБДД на право управления транспортным средством. Автомобиль, на котором ребята учатся здесь, один, где предстоит экзамен – другой. У нас ГАЗ-3307, а там – китайского производства. В настоящее время открытие какой-либо категории без соответствующей подготовки не предусмотрено. Никаких «а вот раньше» сегодня нет. Нужно переучиваться».
В Борисовском агромеханическом техникуме на бюджетной основе подготовят 48 обучающихся автоделу и 29 человек – на платных курсах. Программа обучения рассчитана на четыре месяца.
«К дате, которую обозначил губернатор в своих поручениях, мы планируем подготовить 77 человек. Хочу подчеркнуть, что наши двери открыты для всех желающих обучаться автоделу и стать водителями. И это не зависит от того, проживает человек в нашем районе или в соседнем. База и специалисты у нас есть, а что касается качества обучения, то оно, судя по отзывам, не хуже, чем в других автошколах. Так что, если у кого есть желание, милости просим – приходите, научим», – подытожил руководитель этого образовательного учреждения.
Как и прежде, водителей в нашем районе готовят и в местном отделении ДОСААФ.
«Все автошколы, которые занимаются подготовкой водителей, проходят лицензирование. Все они осуществляют свою деятельность исключительно на законных основаниях. Не думаю, что качество подготовки в настоящее время и в свете нынешних требований слишком отличается. Не отличаются и программы обучения. Это 172 часа теоретических занятий и 77 часов – практического вождения, – рассказал председатель местного отделения ДОСААФ Игорь Дегтярёв. – Нет большого различия и по стоимости обучения. У нас сумма за обучение на категорию С составляет 30 тысяч рублей. Если раньше эта категория была основой, к примеру, для открытия категории В, то теперь нужно учиться на каждую категорию с последующей сдачей экзаменов по Правилам дорожного движения и вождению транспортного средства. Всё это оговорено на законодательном уровне. Переподготовка с одной категории на другую предполагает меньшую по часам программу и, соответственно, меньшую стоимость. Что касается нас, то наше общество по-прежнему занимается подготовкой водителей как для армейской службы, так и для гражданских целей. То, что есть проблема с водителями, – ещё не факт, что их нет или люди перестали обучаться автоделу. Там, где хороший заработок, водители есть. Взять того же дальнобойщика. Как только оплата труда перестаёт его устраивать, он сразу ищет место, где оплата выше. Вот у нас бывают такие случаи, когда человек работает водителем на Крайнем Севере. Увидел, что на каком-то виде автотранспорта оплата повыше, а у него нет необходимой категории, приезжает с вахты домой, обращается к нам, проходит переподготовку, получает требуемую категорию и опять уезжает на прежнее место работы. Люди сейчас все грамотные, неплохо в жизни ориентируются. Как только начинают сравнивать заработные платы водителей в крупных городах и сельской местности, предпочтение отдают первому. Самое негативное то, что сегодня, когда предлагаешь молодому человеку учёбу по линии Министерства обороны за бюджетные средства: «Вот, пожалуйста, учись, в армии пригодится», в ответ слышишь что-то типа: «А пригодится ли мне это в дальнейшей жизни?» Многие ведь ориентируются на «вайлдберризы», «озоны» и тому подобное, где есть возможность заработать без особых нагрузок и ответственности. Вот она примета нашего времени. А водитель – это профессия, связанная с постоянной ответственностью, с риском, если хотите. Хотя, если разобраться, сегодня водитель не ремонтирует двигатель, не настраивает карбюратор или не регулирует топливный насос дизеля. Поломка на дороге – позвонил, «притянули» на станцию технического обслуживания, а дальше берётся за дело автомастер. Но подчеркну: ответственности в процессе эксплуатации стало больше. Чего стоит управление автомобилем в потоке на скоростной магистрали?!»
В Борисовском местном отделении хорошая материальная база, позволяющая обучающемуся получить соответствующие теоретические и практические знания. Стараются постоянно обновлять парк учебных машин. Непростой это вопрос, но используют любые возможности для этого. Причём при покупке нового автомобиля для учебных целей расходуют собственные средства.
«В декабре прошлого года мы выпустили 32 человека. В эти дни группа учащихся – 38 человек – уже приступила к обучению вождению. Это что касается категории В. С категорией С, действительно, есть проблема. Мало желающих учиться или переучиваться. Всего мы планируем подготовить не менее 100 человек. Но здесь нужно учитывать, что в этом числе мужчины, женщины, подростки и те, кто просто пришёл учиться для себя, а не с целью дальнейшего трудоустройства», – продолжил Игорь Дегтярёв.
Сегодняшнее положение с нехваткой кадров массовых профессий – это результат того, что у нас мода всё рушить до основания. Сами к этому приходим или нам в уши надувают «заокеанские шепталы» – это другой вопрос. Сейчас на первом месте стоит задача решить проблему как можно скорее. Сроки поджимают. Хочется верить, что автодело вновь вернётся в общеобразовательные школы. Надежду подкрепляет обстоятельство, связанное с подвижками в Государственной Думе по поводу отказа от ЕГЭ. Если на этом фоне в школьную программу вновь включат автодело, тогда и водителей будет тоже «пруд пруди».