Получив аттестат о среднем образовании, Никита Рощупкин не задумывался о том, какую профессию выбрать. Ещё будучи учеником Борисовской средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого, юноша решил, что станет военным.
«Я мог подать документы в пехотное, артиллерийское, танковое училище, — говорил он, прибыв в редакцию во время зимних каникул, — но, увидев однажды на празднике, как летают в небе над Борисовкой мастера высшего пилотажа из группы «Русские Витязи», решил – буду лётчиком. И выбор мой пал на Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени легендарного лётчика-истребителя, комбрига, участника боевых действий в Испании, Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова».
Поступить оказалось нелегко: строгий профессиональный отбор с тщательным обследованием состояния здоровья, серьезными экзаменами по математике, физике, русскому языку и физподготовке. Плюс к этому три кандидата на место в тот год, среди которых преимущество на зачисление имели ребята, отслужившие в армии и получившие рекомендации командиров воинских частей, суворовцы, дети-сироты. Но для него все закончилось благополучно, и парень стал курсантом факультета лётчиков истребительной авиации.
Военному училищу, в котором учится Никита Рощупкин, в этом году исполняется 80 лет. За это время оно подготовило немало выдающихся лётчиков, среди которых — Валерий Чкалов, Николай Каманин, Владимир Коккинаки, более двухсот Героев Советского Союза и Российской Федерации. В их числе, ставший человеком-легендой, героем книги «Повесть о настоящем человеке» Алексей Маресьев, дважды удостоенные этого звания генерал-лейтенант авиации Виталий Попков, маршал авиации Николай Скоморохов, лётчик-штурмовик Нельсон Степанян. В мирное время звания Героев Советского Союза удостоены выпускники училища лётчики-космонавты Владимир Комаров, Евгений Хрунов, Виктор Горбатко, Георгий Шонин, венгр Берталан Фаркаш, вьетнамец Фам Туан, афганец Абдул Ахад Моманд.
— Не трудно быть курсантом столь знаменитого военного училища? — поинтересовался я у Никиты.
— Поначалу не столько трудно было, сколько непривычно, — признался он. — Ведь нам, не служившим в армии, пришлось жить по командам старшины, основательно заниматься изучением совсем не школьных наук, выкладываться в полную силу на занятиях по физподготовке. Но сейчас такая жизнь стала уже нормой.
— Что изучаете на втором курсе?
— Метеорологию, аэродинамику, материальную часть летательных аппаратов. Много времени проводим на тренажерах.
— Спортивных?
— И на них тоже, но больше на тех, что имитируют кабину истребителя и управление самолётом в полёте. Словом, пока проходим так называемую базовую теоретическую подготовку в Краснодаре. На третьем курсе будем учиться летать на настоящих самолётах Л-29 и Як-130 в учебных центрах, расположенных в Балашове, Борисоглебске, Армавире. Пока же во втором семестре нам предстоят прыжки с парашютом. Это тоже входит в подготовку лётчика.
— Наверное, у курсанта и выходных не бывает?
— Почему же? В воскресенье, если свободен от дежурств и нарядов, получай увольнительную и иди отдыхай. А начиная с третьего курса те, кто пожелает, могут вообще жить на частных квартирах в городе и приходить только на занятия. Кстати, в училище тоже есть чем развлечь себя в выходные: библиотека, различные кружки по интересам.
— Друзей среди однокурсников уже приобрел?
— Как же без них?! Мы — люди военные, а в армейских рядах без дружбы и взаимопомощи прожить нельзя. Я в прекрасных отношениях с ребятами из Новосибирска, Санкт-Петербурга, Омска, Барнаула, Белгорода. А самый мой близкий друг родом из Владивостока.
— Никита, а борисовские ребята, те, с кем в школе учился, с кем дружишь и сейчас, когда видят красивую военную форму, не завидуют тебе?
— Не знаю, как насчет формы, но многие из них тоже учатся в высших учебных заведениях, только гражданских. Разговаривая с ними, я иногда прихожу к мысли, что учиться в военном всё‑таки лучше. Во‑первых, по окончании училища я не только стану офицером, но и наряду с основной профессией лётчика-истребителя получу и гражданскую специальность «Инженер по эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». Во‑вторых, сама обстановка в военном вузе дисциплинирует и заниматься учёбой спустя рукава нельзя. Значит, ты действительно будешь профессионалом. А в‑третьих, у нас в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков замечательные преподаватели и инструкторы, умеющие донести свои знания и опыт до самого отстающего курсанта. Это тоже важно.
— На каких самолётах придется тебе летать после того, как окончишь училище?
— Это реактивные истребители МиГ-29 и Су-30. Но технический прогресс движется вперед, и загадывать рано. Пока впереди ещё три с лишним года учёбы, и за это время могут появиться другие, более современные модификации летательных аппаратов. Так что поживем – увидим!
— Что пожелаете, товарищ курсант, тем парням, которые в нынешнем году выпускаются из школы?
— Пусть не боятся военной службы, а если у кого есть желание стать офицером Российской армии, то пусть поступает в военное училище. Жалеть об этом не будет.