Призыв31

Протоиерей из Борисовского района Иоанн Макаренко: «Храм – Небо на земле»

29 ноября 2020, 12:26Общество
Фото: Ника Веденёва

Он рассказал о вере, противостоянии вызовам современности и многом другом.

В наш стремительный век богатых возможностей и многих соблазнов человеку бывает нелегко устоять в истине. Не удаляясь от мира, напротив, оставаясь активным членом общества, соблюдать при этом все каноны и уставы Церкви оказывается непросто. О вере, противостоянии вызовам современности и многом другом наш разговор с настоятелем храма Знамения Божией Матери в селе Красный Куток Борисовского района протоиереем Иоанном Макаренко.

— Отец Иоанн, почему православному человеку необходимо ходить в храм?

— Храм отверзает Небо на земле. Человек, не посещающий храм, не живущий церковной жизнью, духовно «замирает». Храм оживляет в нас веру, здесь человек получает духовную радость, духовное просвещение. Без храма душа черствеет и увядает. Церковные правила предписывают отлучать христианина от Церкви, если три подряд воскресных дня он не посещал храм.

Мало кому удаётся, будучи крещёным в младенчестве, сохранить благодать крещения во взрослом возрасте. В этом случае для очищения души от грехов требуется покаяние. А покаяние приносится в храме в таинстве исповеди, где – по вере христиан – незримо присутствует сам Христос и через священника отпускает грехи.

И самое важное: в храме совершается главное церковное таинство — Евхаристия, когда по молитвам служащего священника в алтаре хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы.

— От многих приходится слышать: «Я верую в душе, а в храм ходить не обязательно…».

— Есть такая поговорка: кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Писание говорит: «Вера без дел мертва». И бесы веруют и трепещут, однако это не мешает им вечно творить зло и быть врагами Бога и ненавистниками людей. Вера без дел – мёртвая вера.

— Многие не знают того, что в Церкви совершаются Таинства. В чём их сила?

— Действительно, в Церкви существует семь Таинств: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), Евхаристия (причастие), елеосвящение (соборование), венчание, священство (рукоположение). Во время их совершения сходит Дух Святой, и человек приобщается этой благодати. Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены самим Иисусом Христом.

— В ранние века христианства существовала традиция не крестить детей в младенчестве, но предоставить человеку возможность сделать этот выбор в сознательном возрасте. Тогда крещение становится следствием веры и сердечного желания. Человек ощущает благодать и видит перемены в своей душе. Как Вы полагаете, такая практика применима в наши дни?

— Это возможно во все времена, ибо, как сказано в Писании, «Бог вчера и ныне – тот же». Крещение ценно в любом возрасте. Но всегда остаётся опасность отойти в вечность некрещёным. Мы начинаем обучать ребёнка с семи лет в школе, а сейчас и раньше, и первоклассник едва ли в полной мере осознаёт необходимость этого. Так и с крещением: по вере родителей и восприемников – крёстных родителей – мы крестим ребёнка в младенчестве. И по мере взросления и приобщения Таинств он укрепляется в вере и благодати.

— В наше время нередки случаи, когда взрослые люди крестятся «за компанию». Просят, к примеру, человека стать крёстным. И в это время обнаруживается, что будущий восприемник сам не крещён. Тогда крестится он сам и его крестник или крестница. На Ваш взгляд, такое «формальное» принятие Таинства приемлемо?

— По молитвам священника Таинство совершается вне зависимости от того, осознанно подходит к нему человек или нет. Другой вопрос — достойно ли он отнесётся к полученной благодати или угасит в себе этот «огонёк». А ведь кому больше дано, больше и спросится.

— Здесь, наверное, стоит поговорить о катехизации, или оглашении, то есть изучении основ христианского вероучения готовящимися принять крещение и стать членами Церкви. Допустимо ли, на Ваш взгляд, крестить без предварительного оглашения?

— В наше время крестят и без оглашения, но это неправильно. Необходимо, по крайней мере, провести беседу с крещаемым, наставить его в вопросах веры и исповедания, осуществить своеобразный духовный «ликбез». А в случае крещения младенцев огласительные беседы должны проводиться с восприемниками.

— Часто приходилось слышать, что не обязательно креститься и ходить в храм, чтобы быть порядочным человеком. Достаточно жить в соответствии с нравственным законом, который, по слову Иммануила Канта, есть «внутри нас», то есть по совести…

— Жизнь по совести и жизнь по заповедям Божиим очень разнятся. По совести могут жить и язычники, и атеисты. Только совесть и правда — у каждого своя. Наверняка встречались совестливые люди и в древние времена. Но в целом природа человеческая, к сожалению, «удобопреклонна» ко злу. Христос, не имеющий греха, искупил на Кресте все грехи человеческие, омыл их Своей Кровью и сделал нас свободными. С одной стороны, Он дал нам Заповеди, а с другой — благодать и силу к исполнению их и противостоянию греху. Поэтому Крест Христов – это не только символ победы добра над злом, это – оружие на дьявола. В этом суть христианства.

— Батюшка, хотелось бы вспомнить о таинстве венчания. Многие люди полагают, что иметь штамп в паспорте, жить честно, быть верными друг другу – этого достаточно.

— Венчание – это Таинство, в котором Бог благословляет супружеский союз. Без венца нет Божьего благословения, а значит, нет благодати, нет Божьей защиты и помощи.

— Иные бросают камень в сторону Церкви: венчанные тоже расходятся…

— Это оттого, что венчаются без подготовки, не понимая смысла и силы венчания. Не имеют веры в силу Таинства, поэтому не получают и помощи. Всё даётся по вере и совершается верой.

— Какова, на Ваш взгляд, роль воскресных школ в деле православного воспитания и образования?

— Воскресные школы хороши, они дают детям определённые знания. Но они никогда не заменят семейного воспитания. Ведь именно в православной семье дети получают добрый залог веры и благочестия, научаясь от родителей. Прежде всего — семья, а потом уже школа. Как сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский, «Можно быть учёным, но, увы, негодным человеком»…

— Отец Иоанн, хочется коснуться темы суеверий в среде христиан. Откуда суеверия произрастают и как к ним относиться?

— Суеверия идут от языческих времён. К сожалению, они достаточно сильны и среди христиан. По церковному учению суеверие – это грех. В этом надо каяться. Само слово «суеверие» – то есть суетная вера – раскрывает суть явления. Если есть у человека крепкая вера, никаких суеверий быть не должно. Но должно быть упование на милость Божию.

— Как отвечать на вызовы современного мира, полного всевозможных соблазнов?

— Искушения и соблазны были во все времена, но сейчас они стали более изощрёнными. В наше время часто под видом веры и благочестия творятся всякие беззакония. Господь заповедовал: «Бдите и молитесь, да не войдёте в напасть» , то есть «да не постигнет вас бедствие». Молитвой, как можно более частым призыванием имени Божьего, причащением Святых Христовых Тайн надлежит спастись от бед и напастей.

Сюжеты: Интервью