Выполнение целей национального развития в образовании невозможно без ликвидации запредельного уровня бюрократической нагрузки на школы и вузы, поэтому её необходимо форсировано сокращать. С такой инициативой выступила руководитель Образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева.
Педагогическое сообщество отметило, что есть ряд проблем, которые объективно блокируют развитие отрасли — усиливающееся бюрократизация управления. Одним из ярких примеров стало требования обновленных правил размещения информации на сайтах образовательных организаций.
«Мы говорили о снижении бюрократической нагрузки. Сложно представить, что они едины и для школ, и для университетов. Если говорить о качестве образования, то для этого нужно консолидировать все педагогические ресурсы. Это нужно для создания образовательных программ, а не для заполнения форм на сайтах. Многая информация просто избыточна: все места практики должны быть опубликованы, а это несколько сотен договоров с предприятиями, где проходит часть образовательных программ. Или раздел с указанием педагогов и полным перечнем модулей, которые они реализуют. Все это нужно собрать и опубликовать на сайте», — заявила Шмелева.
По её словам, такие требования всегда запускаются и воспроизводятся как самодостаточные процедуры, которые ни к чему не ведут, но при этом оправдывают собственное существование. И загружают этим почему‑то педагогов, которые должны заниматься программами, студентами и школьниками.
«Мы будем выступать за то, что формировать отчетность и делать выводы о качестве образования можно и нужно не на основании этих формальных требований», — добавила Шмелева.
Предложения по уменьшению бюрократической нагрузки на образовательные организации собираются на платформах ОНФ и Народной программы «Единой России». Белгородские педагоги поддерживают инициативу руководителя образовательного центра.
«Снижение бумажно-бюрократической нагрузки учителей — это актуальная необходимость. Задача учителя — воспитывать и развивать ребёнка. Формирование отчётности напрямую является функциональной обязанностью заместителя директора и профильных специалистов. Поддерживая инициативу Елены Шмелевой, в образовательном комплексе «Алгортм Успеха» стараемся максимально автоматизировать все процессы отчётности. Имея статус «цифровой школы» разрабатываем авторские системы по формированию отчётности, применяем стандартные шаблоны для оптимизации «бумажной» отчётности», — сказала директор Образовательного комплекса «Алгоритм Успеха» Инна Тяпугина.
Она добавила, что, если учитель максимально свободен от бюрократических процессов, он имеет больше времени и возможностей заниматься самообразованием. А это, соответственно, ведёт к повышению уровня профмастерства и росту компетенций ученика.