Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер ─ Подписка
11:36, 05 октября 2019

Педагог из Борисовки Татьяна Семёнова: «Хорошие баллы на ЕГЭ помогают поступить на бюджет»

Педагог из Борисовки Татьяна Семёнова: «Хорошие баллы на ЕГЭ помогают поступить на бюджет»Фото: Ирина Карнаухова
  • Новость

Учитель математики рассказала о роли наставника в выборе профессии.

30 лет – значимая дата для человека, целая эпоха. А для школы, где всё меняется буквально на глазах, – это жизнь нескольких поколений, которые взрослеют и формируются при чутком внимании наставника-учителя.

Был пример

После окончания Новоборисовской средней школы Татьяна поступила в Харьковский педагогический институт имени Г.С. Сковороды на физико-математический факультет.

«У меня был замечательный пример – мой учитель математики Мария Стронина, – рассказала она. – Эта неподражаемая женщина до сих пор жива и для меня является человеком, на которого хочется быть похожей абсолютно во всём. А ещё я объясняла одноклассникам трудные темы, если они просили. И многие говорили, что им становилось понятно. К 10 классу вопрос о профессии решился сам собой. Из 19 моих одноклассников пятеро стали учителями. Наверное, потому что с нами работали такие наставники, которым хотелось подражать».

Получив диплом, теперь уже Татьяна Даниловна вернулась в родную школу.

«Проблем с моими первыми 10 и 11 классами в 1989 году не было. Какие могут быть проблемы, когда ты почти так же молод, как твои ученики?! – с улыбкой вспомнила она. – К тому же коллектив был родной: я практически вернулась домой. В своей школе, наверное, легче работать».

Публичная профессия

С 2002 года учитель математики Семёнова работает в Борисовской средней школе №1 имени А.М. Рудого.

«Скажу честно, переходить было страшно, – призналась она. – Здесь всё несколько иначе, наполняемость классов заметно больше. Но всё быстро устроилось: мне во всём помог профессиональный коллектив. Как ни крути, у нас публичная профессия – ты всегда на людях, поэтому привыкаешь ко всем и всему быстро».

К вопросу о публичности. Чувствует ли она на себе постоянное внимание детей?

«Я никогда не замечала этого, – ответила учитель. – У меня такое впечатление, что к сегодняшним детям я могу прийти, не задумываясь о том, как выгляжу. Они не обратят внимания, потому что сосредоточены на учёбе. Может быть, не все, конечно, но мне в этом смысле повезло. В младших классах детям больше нравятся молодые, может быть, более подвижные учителя. Со временем всё меняется».

О школе – с любовью

Не обошлось и без вопроса о ЕГЭ. Тема постоянно обсуждается, но позиция Татьяны Даниловны сформировалась.

«Я полностью за ЕГЭ, – утверждает она. – Убедилась на своём примере. За последние 10 лет четыре моих выпуска сдали его, и мнение моё не меняется. Насчёт объективности ЕГЭ у меня нет сомнений. Один-два балла ребёнок может потерять из‑за волнения, но не больше. Принципиальной разницы между успеваемостью в течение всего курса обучения и результатом на экзамене не бывает. Хорошие баллы на ЕГЭ действительно дают возможность поступить на бюджет».

Например, три года назад в её классе было 24 выпускника, 16 из них поступили на бюджетные отделения в разные вузы, четверо – в военные училища, один – в МГТУ им. Н.Э. Баумана, двое – будущие инженеры по сварке – учатся в Курске. Сейчас эти ребята на четвёртом курсе.

«Некоторые спрашивают: «Идти или не идти на учителя?» А что в этом плохого и где легко?! Почему нет?! Вот только ни один мой ученик не стал учителем математики. Кто хорошо знает предмет, выбирает профессию, не связанную со школой. А в ЕГЭ вижу один минус – бесконечное число вариантов заданий. Невозможно отработать все темы и все задания. Будь моя воля, я бы предложила больше заданий, чтобы у детей была возможность показать свои знания в разных разделах. А ещё нехорошо, что приходится выбирать либо базовый уровень, либо профильный. В отдельных случаях это приводит к тому, что выпускник выходит из школы со справкой».

Решать, решать и решать…

От учителя зависит содержание работы на дополнительных занятиях при подготовке к сдаче ЕГЭ.

«Раньше экзамены сдавали по сборникам, – напомнила Татьяна Даниловна. – Например, было 90 вариантов. Если все их решить, то экзамен сдашь: обязательно попадётся один из вариантов. Сейчас экзамен охватывает всё, и угадать, что именно будет в этот раз, невозможно, как невозможно объять необъятное. Одних только текстовых задач штук 40 видов. Поэтому считаю, что нужно решать, решать и решать: всё нарабатывается практикой. А ещё стараться быть предельно собранным, чтобы не допускать досадных технических ошибок или недочётов по невнимательности. Дети, которые готовились к экзамену, не боятся. Тот же, кто не готов, ищет отговорки, оправдания и нагоняет страх. Волнение присутствует, но так растеряться, чтоб не сдать, невозможно, при условии, что в течение курса ребёнок успевал и к экзамену систематически готовился. Практика показала, что ребята подтверждают свои результаты: как они учатся в течение года, даже в течение всех лет, так же они и ЕГЭ сдают. Выше баллы у тех, кто проявляет усидчивость, настойчивость, усердие».

Современный человек испытывает трудности из‑за множества вариантов не только на экзамене. Это касается всех сфер жизни, в том числе и профессиональной. Заниматься с одарёнными детьми или работать для всего класса? Что считать лучшим результатом: максимальный балл на ЕГЭ одного единственного ученика или средний балл по параллели?

«Стараюсь заинтересовать своим предметом абсолютно всех, – подчеркнула Татьяна Даниловна, – работаю для всего класса. И чем ближе экзамен, тем ребята чаще просят позаниматься, приходят сами. Устаю, конечно, всё‑таки в этом году три выпускных класса, но в старших классах результат нагляднее. Лучший же отдых для меня – смена деятельности. Очень нравятся путешествия, поездки с детьми – одно удовольствие. Были в Москве и два раза в Санкт-Петербурге».

Об учебниках и программах

Есть ещё одна тема, которую много обсуждают, – часто меняющиеся программы обучения.

«Программа по математике достаточно статична: не открывают сейчас новых законов и не доказывают теорем, — заметила Татьяна Даниловна. – Может меняться объём материала в разделах или последовательность изучения тем. Поэтому насчёт учебников скажу так: выбираем автора, который даёт более полный объём и максимум заданий для тренировки. Например, в учебниках математики авторского коллектива под руководством А.Г. Мерзляка есть всё: и для деток, которые не очень любят математику, и для углублённого изучения, кому это нужно. Хочешь – оставайся на базовом уровне, а хочешь – иди дальше, осваивай продвинутый. Где брать задания для дополнительных занятий – зависит от учителя. Программа и экзамены – разные вещи, а олимпиады – вообще отдельная история».

Татьяна Семёнова участвует в работе экспертной комиссии по проверке ЕГЭ.

«Если не ездить на проверки, – отметила она, – можно не узнать каких‑то нюансов, а тенденции надо отслеживать. В школе удивительная атмосфера, позволяющая наблюдать и чувствовать свою причастность к тому, как дети взрослеют, социализируются, растут физически и умственно».

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×