Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
94.09
-0.23$
100.53
+0.25
+10 °С, облачно
Белгород

Тонкое чувство глины. Ирина Семихина из Борисовки получила звание Народного мастера РФ

28 марта 2021, 12:14Общество
Фото: Ирина Карнаухова

В её высокохудожественных произведениях сочетаются современные тенденции и глубинные народные традиции нашего края.

Истоки мастерства

Ирина Семихина – теперь уже наша землячка – родилась в далёком Архангельске и уже в детстве проявляла склонность к изобразительному творчеству. В школьные годы её любимым предметом было рисование, а в дополнение занималась в художественной школе. Профессию «Художник-мастер» по специальности «Художественная керамика» получила в старейшем в России Абрамцевском художественно-промышленном училище. Судьба привела её в наши края в 1986 году, когда молодым специалистом она по распределению приехала работать на Борисовскую фабрику художественной керамики.

«Новые изделия, которые тогда создавались, разрабатывались и запускались в производство, отражали народную традицию, – рассказала Ирина Викторовна. – Они были с декоративными налепами, рельефами, ангобной росписью, элементами лозоплетения. Кстати, керамика в сочетании с лозой – одно из направлений народных художественных промыслов Борисовского района. Мне нравились и работа, и люди, которые меня окружали. Но жизнь менялась, да и в плане творчества мне всегда хотелось чего‑то большего. Среди моих знакомых и друзей много интересных людей – мастеров-прикладников и художников. С 2009 года я работаю в Борисовском Доме творчества»

Так начался новый этап в жизни мастера Ирины Семихиной, а её интерес, точнее, душевная привязанность к народной традиции выразились в самобытном творчестве. При этом богатейшие традиции абрамцевских художников легли в основу создания произведений декоративно-прикладного искусства, продолжающих не менее богатую местную народную традицию.

Фото: Фото из личного архива Ирины Семихиной

Из глубины веков

Информацию о гончарной традиции Борисовского края Ирина Семихина собирала в прямом смысле по крупицам. В особенности мало известно об игрушках.

Мастер поделилась интересными фактами из того немногого, что ей удалось узнать из периодических изданий и книг. Так, по свидетельству археологов, глиняные горшки из обожжённой глины были распространены на территории региона повсеместно ещё в новокаменном веке. Обломки этой первой посуды представлены в музеях Белгородской области.

«Кустарные промыслы, в том числе и гончарство, были сосредоточены в слободе Борисовка как чисто товарное производство. С начала XVIII века гончарный промысел развивался благодаря наличию достаточно крупных месторождений глины, пригодной для изготовления посуды, залегающей по берегам реки Ворсклы. Гончарами изготовлялись простейшие предметы кухонной утвари: молочные крынки, круглые горшки для щей и каши, банки для куличей, макитры для мака и хранения муки, кружки, миски и прочее. Изначально в Борисовке делались вещи, обслуживающие быт и досуг крестьянина и горожанина. Лепили мастера и игрушки – глазурованные и без глазури свистульки для своих детей и на продажу», – сообщила она.

После революции гончарное ремесло, как и многие другие, стало постепенно отмирать. В 50-х годах в стране началось возрождение ремёсел и народных промыслов. По решению специалистов научно-исследовательского института художественных промыслов было принято решение о возрождении гончарного промысла в нашем районе и в Борисовке создана артель гончаров «Свобода». В 1968 году она заработала как фабрика художественной керамики. Главными её мастерами стали потомственные гончары Михаил Моргун (1910 г. р.) и Пётр Ткаченко (родился в 1912 г. р.).

«Гончарство между делом всегда сопровождалось игрушками и свистульками, – продолжила Ирина Викторовна. – Хотя, например, в Старом Осколе наоборот – игрушка была традиционным промыслом, гончарство тоже развивалось. Там, кстати, вопросом изучения наследия мастеров-игрушечников и возрождением этой традиции занялись многим раньше: как раз где‑то в 50-х годах прошлого века. Поэтому сейчас об игрушечном промысле предков им известно гораздо больше, чем нам об аналогичном занятии борисовских мастеров прежних времён»

Фото: Фото из личного архива Ирины Семихиной

Художник народной души

«Я человек, который лепит и пытается сохранить борисовскую игрушку, – так говорит о себе Ирина Семихина. – Глядя на сохранившиеся работы двух местных мастеров Моргуна и Ткаченко, хочу сказать, что внешне они достаточно похожи. Свистульки Михаила Ивановича между собой отличаются лишь головками, а форма тела одна. Он уроженец Борисовки и, скорее всего, перенял эти приёмы у стариков, которые делали их здесь веками до него. У зверушек-свистулек Пётра Ефимовича туловище и ножки тоже одинаковые, отличаются только головы. Может, это тоже наследие поколений? Особенно чувствуется его авторская манера в лепке баб и мужичков. А значит, тоже была преемственность и традиция. Да, местная игрушка архаична, не отличается какой‑то яркой особенностью, не такая красивая и броская, ведь декорируется лишь рельефами и налепами, затем глазуруется либо остаётся терракотовой. О ней мало известно и, соответственно, почти нигде не написано. Из‑за своей редкости и недостатка информации она оказалась обделена вниманием широкого круга ценителей. Но наши игрушки узнаваемы. Они были! Они показались нам… и хотелось бы сохранить и продолжать борисовский стиль исполнения. Важно передать будущему поколению родные традиции местного края»

И ей это прекрасно удаётся. О мастерстве Ирины Викторовны свидетельствует множество наград. За высокий художественный уровень и сохранение в своём творчестве народных традиций она отмечена дипломами, грамотами, премиями. В 2008 году удостоена звания Народного мастера Белгородской области, а в 2020-м стала Народным мастером России.

Её творческая жизнь насыщена множеством разнообразных событий в сфере культуры и народного творчества не только в нашей области, но и далеко за её пределами. Она и её ученики – постоянные участники районных, областных и зональных выставок, фестивалей и конкурсов. Её воспитанница Яна Кичигина в 2016 году заняла второе место во Всероссийском конкурсе «Адрес детства – Россия». В том же году в рамках Дней Белгородской области Ирине Викторовне выпала честь представить гончарное ремесло Борисовки от лица мастеров Белогорья в Совете Федерации. Она провела там мастер-класс работы на гончарном круге, который вызвал самый живой интерес у собравшихся. Её авторские работы можно увидеть на выставках Ассоциации народных художественных промыслов в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде. Они представлены в Белгородском государственном художественном музее, Белгородском государственном музее народной культуры, Белгородском филиале Российского Фонда культуры, Музее традиционного искусства народов мира ТрадАрт.

Сегодня Ирина Викторовна Семихина – художник, использующий в своём творчестве мелкую пластику и гончарство. В этом и других жанрах её творчество отличает многообразие форм и образов: от предметных до изобразительных, от плоских фактурно-рельефных композиций до пространственных, от миниатюрных до масштабных. Она тонко чувствует природу удивительного живого материала – глины – и постоянно расширяет арсенал технических средств и приёмов.

У мастера Семихиной сформировался авторский метод, позволяющий создавать произведения с яркими запоминающимися образами. Её работы, устойчивые и надёжные по форме, часто несут оттенок тонкого юмора, наделены чертами национального характера. Они во многом помогают понять и характер самого автора – вдумчивого, внимательного к деталям. Ирина Викторовна очень серьёзно, даже трепетно относится к своему ремеслу: в её творениях видна любовь к национальному колориту и истинная сопричастность к истории борисовской земли, ставшей для неё родной.

Она как истинный мастер, влюблённый в своё дело, неустанно совершенствует и оттачивает своё мастерство, ведь меняется время, меняются и вкусы. Мастерица тонко чувствует эти изменения, но нисколько не изменяет своей приверженности к народному творчеству. Её работы современны и одновременно остаются по‑настоящему народными. Знатоки декоративно-прикладного искусства с первого взгляда отмечают эту особенность и неизменно дают её изделиям высокую оценку в первую очередь именно за аутентичность и, безусловно, за высокохудожественное исполнение.

Фото: Фото из личного архива Ирины Семихиной

Не работа, а жизнь

Без вдохновения невозможно создавать ничего, чтобы могло удивить и принести радость другим людям. Рассматривая работы Ирины Викторовны, всегда чувствую, как поднимается настроение, её милые и как будто родные поделки вызывают счастливую улыбку, непроизвольно и мимолётно оживляя детские впечатления. Как ей это удаётся?

«Всё просто. Дело, наверное, в том, что для меня игрушки и другие изделия – не работа, а сама жизнь, – ответила мастерица. – Все мы, мастера, видим работы друг друга и за основу берём порой одни и те же вещи. Например, ту же крынку придумали давно. Но каждый из нас волен оформить её так, чтобы на первый взгляд неброские, ничем не выделяющиеся детали, присущие конкретной территории, сделали именно эту крынку родной и узнаваемой среди множества других. В этом и заключается задача художника: соединить то, что было когда‑то, с тем, что появилось сейчас, не нарушив гармонии ни того, ни другого»

Игрушки набирают популярность и у мастеров, и у ценителей. Из каких материалов их только не делают! Пусть не всегда яркая и привлекательная, решённая с предельной чёткостью в плане формы и цвета, простая до наивности игрушка наделена поистине волшебной способностью украшать нашу жизнь, озарять особенными нотками тепла и радости повседневность. Ирина Семихина – скромный человек и не любит рассказывать о себе, но за неё это делают её работы.

Фото: Ирина Карнаухова
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 21:13
Вячеслав Гладков сообщил о ходе реализации программы предоставления жилья многодетным семьям
Материал
ОбществоВчера, 10:11
Минтранс Белгородской области напомнил о льготном проезде для дачников
Материал
ОбществоВчера, 09:29
Вячеслав Гладков проинформировал о старте игры «Зарница» во всех муниципалитетах