Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
94.09
-0.23$
100.53
+0.25
+10 °С, облачно
Белгород

Слово о директоре. Алексей Колесник руководил Крюковской школой 40 лет

31 июля 2021, 10:17Общество
Фото: Ирина Карнаухова

Сейчас он продолжает работать здесь учителем физики.

За такой продолжительный период школа успела стать частью его жизни, без которой он себя не представляет. Наверное, поэтому, оставив руководящий пост, он продолжает работать – учит ребят любимому предмету – физике. Он – отличник образования, награждён медалью «Почётный работник общего образования».

Родился Алексей Тихонович в селе Безымено Грайворонского района в 1957 году. Тогда в него входила и территория нашего района. А в 1979 году, к окончанию института он уже получил распределение в Борисовский район.

«Учителем я решил стать по примеру дяди, маминого брата, Ивана Солодовник, – рассказал Алексей Тихонович. – Он был доктором филологических наук, профессором, заведовал кафедрой немецкого языка в Белгородском пединституте имени М.С. Ольминского. В принципе мне было всё равно куда поступать: все предметы знал хорошо. Решил на физмат. Тогда после этого факультета немногие шли в школу, в основном устраивались на производство. Из 24 моих одногруппников в школе работают 8 человек. В январе 1979 года у нас была практика полгода. Меня направили в Октябрьскую Готню. Это для меня была счастливая случайность: я встретил там настоящего учителя – Валентина Яковлевича Линниченко. Он преподавал биологию и химию и был учителем от Бога. Он в первый же день позвал меня к себе на урок. Я, конечно, пошёл, посмотрел. Но когда он стал спрашивать, что я увидел, то почти ничего не смог объяснить. Тогда он рассказал, как быть в разных ситуациях, какие можно использовать приёмы для объяснения особенно трудных тем и многие важные вещи, которым в институтах не учат. Я ещё на многих его уроках побывал и до сих пор признателен ему за ту науку. Возможно, если бы не он, я бы не остался в школе. Но под его влиянием и пристальным вниманием окончательно утвердился в желании быть учителем».

После вручения диплома Алексея Тихоновича пригласили для получения направления на работу. Он выбрал Борисовский район, чтобы быть ближе к родному дому.

«Директор Крюковской школы Геннадий Калмыков предлагал две вакансии, а я как раз собрался жениться, и моя будущая супруга Любовь Владимировна по специальности была учителем математики. Так что это предложение нам отлично подошло, так и решили. С 1979 года я работаю в Крюково. В 1981 году стал завучем, а через шесть лет – директором. До этого несколько лет исполнял обязанности по этой должности», – отметил Алексей Тихонович.

Сейчас он рассказывает о начале своей работы с улыбкой. А тогда перед молодым директором стояла нелёгкая задача: устроить работу так, чтобы несколько разрозненных зданий были уютными для учеников всех возрастов. Некоторые учителя, работающие с тех пор в этой школе, помнят, что воды не было, туалет был на улице, печки стояли в каждом классе дровяные, всего 18 штук. Дрова для них по 160 кубометров в год заготавливали со старшеклассниками: пилили, кололи, складывали. Уголь заносили в сараи на хранение. С раннего утра истопники приступали к работе, чтобы к началу уроков детям было уже тепло. Приходилось уговаривать людей, чтобы оставались работать, ведь в колхозе зарплата была выше.

«Коллектив в школе был замечательный, нас с женой приняли как родных, – вспоминал Алексей Тихонович. – Были отличные учителя Мария Бородина, Антонина Золотухина, Мария Ерёмина, Анна Питинова, Владимир Рябинин, Евдокия Мальцева и многие другие, которые нас здесь встретили. Это были самые золотые годы. В старых зданиях мы проработали 18 лет. Для меня главная задача руководителя заключается в том, чтобы сохранять в коллективе, как и в семье, добрые отношения. Здоровый, приятный морально-психологический климат – основа успеха совместной работы. Поэтому я всегда старался быть тактичным, предельно корректным, если приходилось делать какие‑то замечания по работе, стремился помочь преодолеть неизбежные трудности. И видел, что в ответ учителя старались соответствовать высокому уровню профессионализм».

Больших трудов стоило ему добиться строительства нового здания для школы. Много он тогда обошёл кабинетов, пока не получил согласия от вышестоящих руководителей. Началось всё в 1991 году, и тут пришлось ему пережить непростой период – перестройку, развал Советского Союза. Тогда главной заботой директора стало обеспечение школы всем: от продуктов питания в школьную столовую до мебели. В кабинете Алексей Тихонович тогда практически не бывал: всё время что‑то искал, заказывал, договаривался. Директор прежде всего должен быть хорошим хозяйственником, и он отлично справлялся с этой задачей. Хотя было совсем непросто, и в один момент стройка всё‑таки приостановилась. Но с приходом Владимира Забара на пост главы администрации района она завершилась за девять месяцев. С тех пор школа простояла без ремонта 25 лет.

Все, кто работал рядом с Алексеем Тихоновичем, говорят, что он сам неутомимый труженик и всеми силами поддерживал творческих, неравнодушных и неугомонных учителей. А ещё о нём отзываются как о человеке скромном, внимательном, вежливом, тактичном, справедливом и чутком. Но на посту руководителя школы он требовал порядка и дисциплины.

Естественность, живость, простота – отличительные качества Алексея Тихоновича. Его коммуникабельность, умение ладить с людьми и располагать их к себе, дружелюбие вызывают искреннее уважение у тех, с кем он работал, решал проблемы, общался. Много говорили об этом на торжестве, посвящённом его проводам на заслуженный отдых в качестве руководителя школы. А он в свою очередь гордится достижениями своих коллег, радуется каждому успеху учеников и родной школы. Моральное право быть руководителем, лицом коллектива не даётся вместе с должностью автоматически. Его надо заслужить, и Алексею Тихоновичу это удалось!

«Поладить с коллективом — самое главное, чтобы не было ссор, склок, подводных течений, – говорит Алексей Тихонович. – Всегда надо предвидеть ситуацию на один шаг. Громких скандалов не было. С детьми проще. Вторая проблема – нехватка кадров. Нужен, например, психолог, но отдельной ставки не дают. Учитель-предметник проходит курсы и работает по совместительству. Но больше всего расстраивает, что интерес к учёбе упал. Раньше только оставь после демонстрационного эксперимента что‑то на столе, уже не найдёшь – стащат. Сейчас никому ничего не нужно. Это порождение времени – везде соблазны, развлечения. Серьёзно учатся лишь единицы. Тем более приятно, что в этом году две наши выпускницы – молодцы. Трудились все годы в школе и вот результат – медали «За особые успехи в учении» и аттестаты с отличием. Очень приятно. А ещё меня радует, что в школе работает коллектив единомышленников – стабильный, работоспособный, высококвалифицированный. После ремонта укрепилась и пополнилась материальная база, повышается качество образования. Мы учим детей и сами постоянно учимся новому, чтобы шагать в ногу со временем».

По мнению Алексея Тихоновича, учитель должен быть мастером своего дела, интеллигентным и развитым человеком, но самое главное – это настоящая любовь к детям, умение убедить каждого из них смотреть на мир глазами участника всего происходящего вокруг, разбудить в каждом ребёнке настоящую личность. Чтобы они росли добрыми, чуткими, порядочными и честными.

Фото: Ирина Карнаухова
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 10:30
Военнослужащие с передовой прошли первое тестирование по образовательной программе «Время героев»
Материал
ОбществоВчера, 21:13
Вячеслав Гладков сообщил о ходе реализации программы предоставления жилья многодетным семьям
Материал
ОбществоВчера, 10:11
Минтранс Белгородской области напомнил о льготном проезде для дачников