Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08:54, 25 ноября 2021

Врач-педиатр Борисовской ЦРБ Наталья Чулкова – о детском здоровье

Врач-педиатр Борисовской ЦРБ Наталья Чулкова – о детском здоровьеФото: Карина Муратова
  • Интервью

Она работает в медицинском учреждении с июля этого года.

Наталья Чулкова уроженка Орловской области. Она окончила Воронежский государственный медицинский институт в 1993 году. Сейчас работает врачом-педиатром в поликлинике Борисовской ЦРБ. Наш корреспондент встретилась с ней, чтобы подробно узнать о её деятельности, поговорить о детском здоровье и полученной социальной поддержке в рамках программы «Земский доктор»

— Наталья Павловна, почему Вы решили связать свою жизнь с медициной?

— Выбор профессии был предопределён и произошёл ещё в детском возрасте. Мои родители – доктора: мама – врач-педиатр, а папа врач-рентгенолог. 

— Почему решили стать именно врачом-педиатром?

— Работа с детьми мне ближе всего. Когда я сама была ребёнком, то любила нянчить соседских малышей. Если их родители куда‑то отлучались, могла спокойно посидеть с ними: накормить, перепеленать, поиграть. Мне это нравилось. 

— Расскажите, пожалуйста, о начале вашей деятельности в Борисовской ЦРБ.

— Я училась в одной из борисовских школ с первого по десятый класс. Во время летних каникул работала здесь в детском отделении буфетчицей. В отделении тогда были брошенные дети – пятеро малышей, о которых я заботилась. После школы поступила в Воронежский государственный медицинский институт. Как только окончила обучение, вернулась назад в посёлок для прохождения интернатуры в местной больнице, где проработала год на декретном месте. Поэтому, когда доктор вышел на работу, мне пришлось уйти: свободных вакансий не было. После чего трудилась несколько лет в Прохоровской ЦРБ. Затем я вышла замуж и уехала жить в Мурманск к мужу. Там на протяжении 19 лет работала врачом-педиатром. В этом году мы с мужем приняли решение вернуться назад в Борисовку, и как раз в районной больнице была свободная вакансия на должность врача-педиатра. 

— Поделитесь, пожалуйста, о полученной социальной поддержке по программе «Земский доктор».

— До устройства на работу в Борисовскую ЦРБ я знала о программе «Земский доктор». Главный врач больницы Алексей Дюмин уже во время первого нашего общения подробно рассказал о мерах социальной поддержки, одной из которых я и воспользовалась. Программа «Земский доктор» направлена на осуществление выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельские населённые пункты, посёлки или города с населением до 50 000 тысяч человек. Единовременные компенсационные выплаты предоставляются для приобретения жилья или улучшения жилищных условий в связи с переездом специалиста в сельскую местность. Мы с супругом хотим построить небольшой дом, поэтому такая помощь – это замечательная возможность для нас. 

— Что сейчас входит в Ваши должностные обязанности?

— Я веду приём больных и здоровых детей. Обслуживаю вызовы на дом к заболевшим детям. В мои должностные обязанности входит осуществление патронажа детей возрастом до одного года, диспансеризация здоровых детей и детей с хроническими заболеваниями, вакцинация от тяжёлых инфекционных заболеваний. 

— При работе с детьми нужно быть очень стрессоустойчивым. Как Вы этого добились?

— Я вспоминаю ситуации, когда и ноги тряслись от волнения. Но с опытом чувствуешь себя более уверенной, понимаешь, что ты приходишь к людям в дом и вносишь в семью какое‑то спокойствие. Родители бывают очень встревоженными, если заболел ребёнок. После беседы с родителями, осмотра ребёнка, когда уже понятен диагноз и знаешь, что нужно делать, я говорю родителям: «Это не опасно». И дальше вместе спокойно обсуждаем дальнейшие действия. 

— Бывает ли у Вас эмоциональное выгорание? И как боретесь с ним?

— Да, бывает. Но случается это редко и только в те моменты, когда работы очень много. Когда я работала в Мурманске, бывало так, что приходишь на работу в девять часов утра, а уходишь в десять вечера. И так на протяжении нескольких дней… В такие моменты я закрываюсь в своей комнате и читаю произведения русского писателя Фёдора Достоевского. Это меня спасает. Теперь на выходных я езжу с супругом на наш участок и навожу там порядок: сажаю деревья, вскапываю грядки, убираюсь. От этого получаю удовольствие.

— Поделитесь, пожалуйста, опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

— Такие детки есть почти на каждом участке, закреплённом за врачом-педиатром. Они требуют особого внимания. Я стараюсь максимально сделать для них хоть что‑то, что облегчит жизнь им и родителям. Таких детей Бог даёт совершенно особенным родителям. Они имеют безграничное терпение и целеустремлённость. У них можно многому поучиться. 

— Как Вы считаете, какими качествами должен обладать врач-педиатр?

— Я считаю, что он должен обладать обычными хорошими человеческими качествами. Он должен помогать людям, быть внимательным и проявлять соучастие. Также ему необходимо иметь профессиональные знания и желание совершенствоваться в своей профессии. 

— Как часто Вы повышаете свою квалификацию?

— Мы проходим обучение раз в пять лет. Сейчас всё быстро меняется в медицине, поэтому врачу необходимо всегда черпать новую и актуальную информацию из разных достоверных источников. 

— Как часто детям необходимо посещать врача-педиатра?

— На первом году жизни ребёнка нужно посещать врача-педиатра ежемесячно. Потом кратность посещений уменьшается: от одного до двух лет приходят раз в три месяца, с двух до трёх лет – один раз в полгода, а после трёх лет – ежегодно. Таков график посещений для здоровых детей, не имеющих никаких хронических заболеваний.

— На что родителям следует обращать внимание?

— Родителям нужно внимательно относиться к жалобам ребёнка, а также следить за его походкой, набором веса и развитием в целом. Показатели физического роста – определяющие. Чаще всего родители и педиатры сталкиваются с инфекционными заболеваниями у детей. В данном случае я хотела бы сделать акцент на нескольких моментах. Если у ребёнка высокая температура и при этом нет никаких других симптомов (кашля, насморка, конъюнктивита, поноса), то это повод обязательно показать его врачу. Всегда должна настораживать родителей и сыпь у ребёнка на фоне высокой температуры. В такой ситуации необходимо вызвать врача на дом, а в неурочное время – даже и скорую помощь. Также необходимо обратиться за медицинской помощью, если у ребёнка температура тела выше 38 градусов более трёх суток. А вот опасны для жизни малышей – рвота и понос. В это время может быстро развиться обезвоживание. Поэтому в такой ситуации немедленно нужно обратиться к врачу.

— Какие есть профилактические меры для защиты детей от сезонных заболеваний: ОРВИ, гриппа?

— Родителям не следует пренебрегать вакцинацией своих детей против гриппа, пневмококковой и гемофильной инфекций. Помимо этого, нужно ребёнку мыть руки, проветривать комнату, где он находится и спит, часто проводить время на свежем воздухе, не перекармливать, одевать по погоде, заниматься физическими упражнениями и подвижными играми, включать элементы закаливания. Если соблюдать эти меры, то ребёнок будет болеть реже и легче. Но совсем избежать болезней, к сожалению, нельзя, так как это определённый этап формирования иммунной системы. Когда дети совсем не болеют – это тоже плохо. В этом случае высок риск онкологических заболеваний. Когда у ребёнка протекает болезнь без осложнений и выздоравливает он в приемлемые сроки, то это нормальный этап его развития. Поэтому родителям нужно относиться к этому спокойно. После шести лет дети болеют уже гораздо реже.

— Расскажите подробнее о мерах закаливания детей.

— Это должно быть уже не закаливание, а образ жизни. Спать ребёнок должен в комнате, где температура +16–17 градусов. Он должен быть в тёплой пижаме и укутан одеялом, но обязательно в прохладной комнате. Утром ему необходимо встать босиком на пол и пойти умыться холодной водой. А вот купать ребёнка желательно в воде +34–35 градусов, потом можно кратковременно облить его холодной водой. Воздействие холодной водой должно быть быстрым, чтобы он не замёрз, а именно взбодрился. Одежду подбирать ребёнку необходимо по погоде, при этом не перегревая его. Также приветствуются занятия физкультурой. Питьё детям не нужно подогревать. Они всё должны трогать руками: кошек, собак, землю, песок. Не нужно их от всего ограждать, ведь таким образом иммунная система детей обучается жить в этом мире. То есть чем больше у них контакта с какими‑то антигенами, вирусами, бактериями, тем крепче будет их иммунитет. Как видите, меры совершенно простые.

— Из чего должен состоять ежедневный рацион питания у детей?

— Мамы, конечно, должны кормить грудью своих детей. ВОЗ рекомендует грудное вскармливание до двух лет и более. Благодаря этому закладывается здоровье человека на всю его жизнь. Грудное молоко всегда по составу такое, какое нужно именно этому ребёнку. Его состав меняется даже в зависимости от возраста малыша. Никакая смесь в точности не воспроизведёт состав грудного молока. Он уникален, и этим нужно пользоваться. А вот что касается детей старшего возраста, то их не нужно перекармливать или кормить насильно. Пища для них должна быть разнообразной: мясо, рыба, молочные продукты, фрукты, овощи и каши. До трёх лет у детей высок риск аспирации (попадание в дыхательные пути инородного тела – Прим.ред.), поэтому не нужно давать семечки, а такую пищу, как ягоды и орехи необходимо измельчать. Следует отметить, что детям в возрасте до одного года противопоказан мёд. Он может содержать споры ботулизма (тяжёлое заболевание, характеризующееся поражением нервной системы – Прим.ред.) и вызвать тяжёлое отравление. Также детям до 12-ти лет стоит воздержаться от употребления в пищу грибов.
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×