Родители Валентины Косяненко с Алтая. Хозяйство их не отличалось богатством, даже крепким оно вряд ли было. Однако наличие лошади или коровы оказалось веским аргументом для раскулачивания.
— Лишившись всего, что годами наживалось тяжелым трудом, отец и мать оказались в казахском городе Семипалатинске. Долгое время жилищем нам служила бывшая баня: в топке было подобие кухоньки, а в небольшой комнатушке с крошечным окошком кое‑как размещались все мы – и взрослые, и дети, – вспоминает Валентина.
Какими бы тяжкими не были испытания, человек, привыкший трудиться и надеяться только на себя, способен их преодолеть, даже если приходится начинать всё сначала. Вот и отец Валентины – потомственный крестьянин – в «новой» жизни стал кочегаром на пароходе, а мама растила детей, вела домашнее хозяйство и старалась что‑то вырастить на огороде себе и на продажу, чтобы хоть немного заработать. Глава семьи практически дома не бывал. Во время коротких стоянок он давал весточку домой, и первое время жена, а потом и подросшие дети бегали на пристань, чтобы повидаться с отцом, рассказать ему последние новости, а он, если получалось, передавал им денег. Со временем появилась возможность построить дом. Все хлопоты – оформление документов, покупка и доставка стройматериалов, поиски мастеров и прочее – лежали на матери.
«Мне всегда нравились красивые наряды. Наверное, потому, что девчонки любят наряжаться. Жили мы бедно, поэтому у меня это желание стало мечтой. После школы хотела стать инженером-кон-структором женской одежды, но ни в самом Семипалатинске, ни вблизи такого вуза не было. А отправить меня на учёбу в Ташкент семья не могла, поэтому я поступила в медицинский институт», – рассказала о неожиданном повороте своей судьбы Валентина Косяненко».
Годичную практику после шестого курса она проходила в Лениногорске. Там и с будущим мужем познакомилась. Владимир приехал в этот город работать. Сам он с Украины из Полтавской области. После школы окончил Миргородское училище по специальности «Машинист-тракторист широкого профиля», год проработал в колхозе на тракторе и ушел в армию. Служил в химвойсках. В 1960 году, на третьем году службы, с согласия армейского руководства получил комсомольскую путёвку в Лениногорск. Встретили его там очень хорошо: питание, обмундирование – за счёт предприятия, зарплата – высокая. Учились комсомольцы всего два месяца по вечерам и одновременно работали в руднике – добывали свинцово-цинковую руду.
«Силикоз себе «добывали», – шутит Владимир Косяненко. – К счастью, бригадир был человек душевный и, как только представилась возможность, он прямо‑таки настоял, чтобы я ушел с рудника».
В Лениногорске Валентина и Владимир Косяненко жили в общежитиях, которые были рядом. Вся молодёжь ходила на танцы: их в конце рабочей недели организовывали в красном уголке мужского общежития.
«Как мы встретились? Раз и навсегда! – смеётся собеседница. – Ему, оказывается, сказали, что есть, мол, девушка, похожая на тебя. Мы действительно были очень похожи внешне, прямо как родные брат и сестра».
— Увидел и сразу почувствовал, что это – мой человек, – подхватил мужчина . – На первое свидание пришел её брат, Павлик, гостивший у неё. Она увидела из окна общежития, что я стою на углу, где договорились, а тут дождик начал накрапывать. Девчонкам всегда не хватает минутки, чтобы собраться, и, чтобы я не ушел, Валя послала Пашу. Мы с ним практически сразу же стали друзьями. Я тогда устроил, чтобы он мог переночевать в нашем общежитии: у сестры его не оставили бы. Потом с тёщей и тестем впервые говорил по телефону на переговорном пункте. Так перенервничал, что рубашку было хоть выжимай. Хорошо снова дождь выручил, так что всё выглядело естественно.
Супруги рассказали ещё много смешных и интересных случаев, которые лишний раз подтверждают, что они схожи не только внешне, но и характерами. Знают и понимают друг друга, как самого себя. Известно, что крепкие отношения держатся не только на схожести, но в какой‑то степени на различиях. За долгие годы совместной жизни для четы Косяненко эти отличия стали милыми особенностями любимого человека. Они и сейчас, как бывало в молодости, подшучивают друг над другом. И эти абсолютные безобидные шутки делают их отношения необыкновенно нежными и трогательными.
Вскоре после окончания практики и сдачи экзаменов Валентине дали направление в Акмолинскую область. Как только Владимир узнал, что любимая уезжает, сразу же уволился, приехал в Семипалатинск и сделал ей предложение. Буквально на следующий день они расписались и уехали оттуда уже семейной парой.
За время жизни в Казахстане Владимиру Косяненко пришлось сменить несколько мест работы: искал варианты, как лучше обеспечить семью. Пока жена работала по направлению, он служил в милиции паспортистом, оформлял паспорта в районном отделении в сельсоветах окрестных сел.
Когда для Валентины истёк срок отработки по направлению, они вернулись в Семипалатинск. Владимир три года очно учился в финансово-экономическом техникуме, по вечерам и на каникулах подрабатывал, где была возможность. К окончанию техникума у них родился первенец – сын Вадим. После успешной защиты диплома молодого отца направили работать в финансовый отдел облисполкома. Потом он, надеясь получить жильё для семьи, сменил несколько предприятий в должности снабженца. Поездил в служебные командировки по всему Советскому Союзу.
У них уже было двое сыновей, когда всё‑таки дали им 3-комнатную квартиру. Женщина всю трудовую жизнь проработала в одном учреждении, 32 года была участковым врачом, а также ежегодно проводила медосмотры на закреплённых за ней предприятиях. Обслуживала три поколения: детей, взрослых и пенсионеров. От поликлиники до участка на другой конец города ездила на общественном транспорте с двумя пересадками. Все её знали, она всех знала. Рассказала, что только собаки не хотели признавать – два раза кусали, а однажды петух клюнул в ногу. Был даже случай, когда в весеннюю распутицу на очередном вызове провалилась в болото: думала – земля, прыгнула, а оказалось, наносным песком поверхность прикрыта, а под ней – вязкая жидкость. Порой приходилось очень непросто, но природная активность и жизнелюбие помогли ей всё пережить и преодолеть.
«Я никогда не боялась говорить правду в глаза и пусть не достигла особых вершин, всё же медаль «За доблестный труд» и почётное звание «Ветеран труда» получила», – говорит она с гордостью.
Вадим после школы окончил речной техникум, отслужил в армии, работал в гражданской сфере, а после женитьбы пошел по контракту в одну из воинских частей Семипалатинского испытательного полигона. Полгода отучился на курсах прапорщиков в Одесской области. С началом развала Советского Союза их часть была переведена в Россию, поскольку имела московское подчинение. Военнослужащих распределили в Белгородской и Воронежской областях. Так он оказался в наших краях, в военном городке Белгород-22. Был направлен командованием в Московский военный институт на ускоренные курсы повышения квалификации, получил очередное звание. Затем перевёлся в Можайск Московской области. В возрасте 45 лет вышел в отставку, получил квартиру, живёт и работает в Подольске.
Младший, Олег, получил специальность «Ремонт холодильно-компрессорного оборудования» в политехническом техникуме, работал в Семипалатинске. После армии решил продолжить службу по контракту и приехал в часть к старшему брату. В кризисные 90-е уволился в запас и сейчас живёт в посёлке Таврово Белгородского района.
«Олег сейчас строится, – рассказала Валентина Косяненко. – По себе сужу. Молодые были – постоянно денег не хватало, хотелось и то, и другое. Поэтому мы с Володей понимаем своих детей и внуков и стараемся помочь им, чем можем. Я считаю, что «собирать деньги» и «сидеть» на них, не пользуясь и не помогая своим детям, – бессмысленно. Когда Володя сломал рёбра и повредил лёгкое, лёжа в больнице, он не так переживал за себя, как за то, что не сможет помочь Олегу достроить дом».
Этим многое сказано. Как настоящие любящие родители, они всю жизнь живут интересами своих сыновей, переживают за их неудачи, поддерживают в тяжелые периоды жизни, разделяют радость успехов.
«Когда Олег показывает фотографии дома — что там уже сделано, для нас — это настоящая радость. А что ещё старикам надо?! – говорит супруг Косяненко. – У нас пять внуков и три правнука. Они – наша гордость, радость и смысл жизни».
В Борисовку супруги Косяненко приехали вслед за старшим сыном, чтобы быть ближе к нему. Обустраивались практически с нуля: квартиру продали за бесценок, ни мебели, ни бытовой техники взять с собой не смогли.
«Главное, что все живы и вместе, – уверен Владимир, – а вещи – дело наживное».
Работа на земле ни для кого из них не была в диковинку. Оба родом из сельской местности, а в Семипалатинске у них была дача. Так что они и сейчас держат огород, на котором терпеливо выращивают овощи и стараются продать излишки, чтобы помочь детям деньгами. В их доме и на всей территории вокруг него – идеальный порядок и чистота. Прохожие удивляются тому, с каким усердием Владимир, несмотря на недуги и возраст, ежедневно наводит чистоту перед своим двором: метёт сорванные ветром листья и мелкие ветки, чистит снег, убирает брошенные бумажки и упаковки. Уже пенсионером он в течение 12 лет трудился в МУП «Борисовкаблагоустройство», был «директором площади Ушакова», как говорит в шутку. А Валентина во всём ему под стать. 57 лет они живут вместе. И сейчас работают по хозяйству, ходят за покупками, и в больнице она не отходила от мужа ни на минуту.
«Когда приехали в Борисовку, – вспоминает моя собеседница, – услышали как‑то от местных жителей, что они называют свой посёлок «маленькой Швейцарией». И мы с этим полностью согласны. Здесь замечательный климат: ветров пыльных нет, морозов суровых нет, красивейшая природа, и посёлок хорошеет с каждым годом. Особенно первое время был просто восторг. В Семипалатинске ведь, хоть мы и жили в 150 километрах от полигона, когда проходили пуски ракет, ощущали землетрясения 6-балльной силы. Придёшь с работы, стены в квартире скрипят, посуда в серванте дребезжит, оконные стёкла звенят – вот-вот панели сложатся, как карточный домик. Частые песчаные бури принуждали ходить по улице с закрытыми глазами. Бывало, проглянешь на мгновение – хоть туда идёшь или нет – и дальше движешься, как слепой. Или 35 градусов мороза. Нам очень нравится Борисовка, для нас она стала родной».
На этом разговор с моими интересными собеседниками не завершился. Мы ещё долго говорили на разные темы, и ни разу не прозвучало от них каких‑либо жалоб или сожалений. Все их суждения пронизаны жизненной мудростью, невероятным оптимизмом и любовью к жизни. А молодым людям они советуют уважать и любить друг друга, ценить жизнь и находить в себе силы прощать.