Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
91.69
-0.36$
98.56
-0.08
+0 °С, ясно
Белгород

Преподаватель Борисовского техникума Сергей Костенко: «Нет профессии лучше на свете»

27 октября 2019, 09:16Общество
Фото: Александр Вайнгольц

Многие его воспитанники стали мастерами своего дела.

Это было почти полвека назад. Окончив школу, Сергей Костенко поступил в Борисовское профтехучилище, прошёл обучение и, успешно сдав экзамены, получил профессию водителя.

Становление

«У меня были хорошие наставники, — рассказывал Сергей Николаевич, — я и сейчас благодарен бывшему мастеру производственного обучения Николаю Шаповалу, проводившему с нами практические занятия, преподавателю Владимиру Литвинову, учившему нас Правилам дорожного движения. Нам, молодым, когда стали работать, здорово помогла их наука».

А трудовая жизнь Сергея началась в районной «Сельхозтехнике», куда он поступил по совету Иван Иосифовича Оноприенко. Дали парнишке новенький ГАЗ-51 с бочкой вместо кузова и стал он возить на колхозные поля аммиачную воду. Район был большой, в него входила тогда и территория нынешнего Грайворонского.

«Где я только не ездил, — продолжал собеседник, — Казачья Лисица и Дунайка, Дорогощь и Головчино, Стригуны и Грузское, Крюково и Никитское, а пришло время уходить на службу в армию, сдал экзамены на водителя второго класса и направили меня в автомобильные войска, в часть, которая располагалась в Подмосковье».

Два года воинской службы пролетели, как сейчас кажется, незаметно. Здесь Сергей повысил квалификацию и стал шофёром первого класса. А когда подошло время увольнения в запас, передал он закреплённый за ним автомобиль скорой помощи молодому пополнению и отбыл домой в Борисовку.

Возвращение на родину

Отдыхать после службы долго не стал. Ему как первоклассному водителю предложили работу в отделе капитального строительства Борисовского райисполкома. Полгода был шофёром у начальника отдела, а потом встретился как‑то со своим другом Леонидом Шапошником, обучавшим старшеклассников Борисовской средней школы №1 автоделу. Тот и предложил Сергею перейти на преподавательскую должность.

«Петрович тогда заочно институт оканчивал, — вспоминал Сергей Николаевич,- к госэкзаменам готовился, вот и заменил я его в школе. Думал на время, а получилось, что насовсем, так как, получив диплом о высшем образовании, Леонид Петрович возглавил районную организацию ДОСААФ. Ну а я остался работать в школе инструктором практического обучения по вождению автомобиля».

Мастер и преподаватель 

Работа с молодёжью ему нравилась. Мальчишки и девчонки тоже с уважением и почтением относились к своему учителю. Они внимательно слушали его уроки, стремились досконально изучить устройство автомобиля, Правила дорожного движения и внимали советам инструктора, когда садясь за руль, проходили практику вождения будь на автодроме или на дорогах посёлка.

Вскоре в селе Головчино создали Учебно-производственный комбинат, на базе которого не только готовили шофёров, но и принимали экзамены для получения водительских удостоверений. И хотя в школах района, по‑прежнему продолжали изучать автодело, но экзамены все сдавали в Головчино. Там трудились специалисты высокой квалификации, среди которых был и Сергей Николаевич Костенко.

«Ежедневно приходилось подниматься ни свет, ни заря, чтобы вовремя прибыть на работу, домой, где ждали жена и дети, возвращался поздно, семьи почти не видел. И когда в 1984 году появилась возможность устроиться на работу в Борисовское профтехучище, я долго раздумывать не стал».

С тех пор это учебное заведение трижды меняло название. Сейчас это Борисовским агромеханический техникум. Здесь и работает Сергей Николаевич Костенко. За время своей трудовой деятельности он был и преподавателем, и мастером производственного обучения. Все знания, весь свои богатый опыт он старался передать своим ученикам. Невозможно сосчитать, сколько водителей грузовых, легковых автомобилей он подготовил. Они ездят теперь на разных марках автомобилей, у каждого своё занятие, своя работа, но учителя и наставника многие помнят. При встрече на дороге сигналом поприветствуют, заметив на улице, руку пожмут, здоровья крепкого пожелают, если нужно, совета спросят.

Новое время — новые правила

«Я, как пенсионного возраста достиг, — делился Сергей Николаевич, — с преподавательской работы ушёл, стал работать здесь же, в техникуме, только рядовым водителем».

Новое время диктует новые правила. На дорогах появляется всё больше автомобилей – мощных, скоростных, комфортабельных и красивых. Их покупают, влезая в кредиты, а то и просто на родительские деньги, молодые люди. У некоторых нет достаточной практики вождения, а отдельные просто обожают лихачить на дорогах, презирая все правила и дорожные знаки. Аварий становится с каждым годом всё больше, хотя правила дорожного движения постоянно ужесточаются. Что это — плохая подготовка или обыкновенное наплевательство?

«В недостаточную подготовку я не верю, — отмечал собеседник, — этого ни один уважающий себя преподаватель не допустит, и ни один экзаменатор не сделает поблажку. Да, профессия шофёра очень интересная. Но при всей её привлекательности ученик должен досконально знать Правила дорожного движения, устройство автомобиля, чтобы починить его, если возникнет необходимость. Неподготовленному ученику на экзаменах делать нечего. И готовят его основательно. Даже если он растеряется и что‑то сделает не экзамене не так, то ему этого не простят и заставят прибыть на пересдачу в другое время. И это не зря. На моей преподавательской практике такие случаи встречались. И я скажу, что растерянность, невнимательность очень опасны на дороге. Автомобильное движение на улицах и автострадах интенсивное. Все спешат, пресловутые пробки стали нередки даже в нашей Борисовке. Тут и до беды недалеко. Поэтому пусть не обижаются на меня мои ученики за то, что я предъявлял к ним высокие требования, спрашивал строго».

Не в анекдотах дело

Он был, как говорят те, кто у него учился, требовательным, но справедливым, уроки проводил интересно, объяснял доходчиво, умело использовал технические средства. Конечно, молодёжь есть молодёжь. Семнадцатилетние пацаны, бывало, и пошалят иногда, и урок мимо ушей пропустят, а вот девчонки, взрослые женщины… Они уже прекрасно освоили многие мужские профессии, и сегодня за рулём их ездит не меньше, чем мужчин. Но, как бы там ни было, а анекдотов о представительницах прекрасного пола, восседающих за баранкой авто, ходит множество. Они, дескать, ни ездить, ни парковаться не умеют, матчасть не знают. От них только неприятности мужскому водительскому составу.

«Ерунда всё это,- заметил Сергей Николаевич, — сколько девчат у меня училось, таких, про которых в анекдотах рассказывают, не встречал. Они аккуратны, ответственны и внимательны, серьёзно познают азы профессии и очень дисциплинированны. А дисциплина для водителя, я считаю, самое главное. Я бы и некоторым мужчинам посоветовал не придумывать анекдоты, а учится у женщин».

Требования обоснованы

Да, сегодня к участникам дорожного движения предъявляются серьёзные требования. Ужесточаются правила, издаются новые законы и положения. В основном, по мнению Сергея Николаевича Костенко, они действительно работают на снижение аварийности на дорогах, но есть и такие, которые просто непонятны.

«Бывает, — говорит он,- что они просто мешают при езде не только молодым, но и опытным водителям. Однако жаловаться не буду, потому что тот, кто за рулём, должен всегда быть внимательным, чувствовать свою ответственность за пассажиров, пешеходов, да и за себя тоже. Сегодня я горжусь тем, что многие мои ученики стали настоящими профессионалами. Они работают на предприятиях, в организациях, учреждениях района, области, страны, водят и легковые, и большегрузные автомобили. В преддверии нашего праздника – Дня автомобилиста — желаю им здоровья, успехов в труде, безаварийной работы! И по каким бы дорогам они ни ездили, пусть никогда не забывают, что их ждут дома!».

У него тоже есть свой дом, своя семья, взрослые дети, внуки — школьники. Есть и коллектив, где его ценят и уважают, где он пользуется заслуженным авторитетом. Его трудовой путь продолжается.

«Пока есть здоровье, пока чувствую, что я здесь нужен, буду работать», — отметил он.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество2 мая , 09:59
Вячеслав Гладков сообщил об усилении охраны кладбищ в преддверии Пасхи
Материал
Общество27 апреля , 09:11
Вячеслав Гладков сообщил о создании четвёртой Школы креативных индустрий
Материал
Общество26 апреля , 15:33
Валовый доход субъектов МСП в Белгородской области составил более 320 млрд рублей