Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
87.81
+0.07$
95.78
+0.03
+33 °С, ясно
Белгород

Ещё один моряк в роду. Борисовец Сергей Выгоренко отметил профессиональный праздник

31 июля 2022, 11:11ОбществоФото: Вадим Цыганко

Мужчина во время службы побывал в тех местах, где начиналась служба его отца.

Первоначально День Военно-Морского Флота отмечали 24 июля. А в 1980 году празднование решили перенести на последний выходной день июля. В 2022 году торжество выпало на 31 июля.

Однако празднуют этот день не только те, кто служит или служил на море. Это праздник всех, кто в той или иной мере связан с военным делом на морских просторах нашей необъятной Родины. Это конструкторы кораблей и систем навигации, это разработчики современного вооружения для надводного и подводного флота, береговые службы обеспечения боеспособности флота и многие другие. Ну и какая же служба без тыла?

Борисовская земля богата на героев – прославленных защитников Отечества и тех, кто незаметно, но честно исполнил или в данный момент исполняет свой долг перед Родиной. Среди наших земляков немало тех, чья судьба связана с морской службой. Причём не только в надводном, но и подводном флоте. И, наверное, самое интересное, что в Борисовке есть целые династии, представители которых проходили срочную службу на военно-морском флоте.

Фамилия Выгоренко известна не только в райцентре. Но мало кто знает, что эту фамилию носят три бывших моряка из одной семьи. А два из них служили на Северном флоте.

Сергей Васильевич Выгоренко после окончания средней школы поступил в училище механизации: хотел быть механизатором. Подошло время срочной службы, и по всему быть бы ему танкистом, но коль уж в роду были моряки, значит, и Сергею выпала честь служить на флоте по примеру отца и дяди. Такое решение приняли члены заключительной комиссии в военном комиссариате.

Легендарный четырёхмачтовый парусник «Седов» – это самое большое в мире морское судно, сохранившееся до наших дней. У него интересная история. Парусник чудом удалась спасти группе единомышленников в лихие годы прошлого века. На этом учебном барке прошли школу сотни будущих морских офицеров, в разные годы на нём несли срочную службу ребята со всего Советского Союза. Служил на нём и дядя Сергея Васильевича небезызвестный в Борисовке Виктор Андреевич Выгоренко. В основном служил на Чёрном море. Но судьба распорядилась так, что ему довелось побывать и в загранплавании. Его уже нет в живых, светлая ему память. Но все, кто помнят этого человека, отмечают его доброту, принципиальность и уважительное отношение к окружающим. Его рассказы о морских походах и нелёгкой матросской службе достойны написания если не целой книги о моряках, то одной из её глав точно.

Отец Сергея Васильевича тоже моряк. Служил на Северном флоте, причём не просто так, а с чувством ответственности и гордости за то, что носит погоны советского моряка. Сергей Васильевич во время службы побывал в тех местах, где начиналась служба его отца. Во время походов увидел много интересного, встретился с замечательными людьми, с некоторыми из них сложились дружеские отношения. Учебку Сергей проходил в Кронштадте, в том же подразделении, где когда-то осваивал основы морского дела его отец. Когда родители приезжали на присягу к Сергею, отец, несмотря на то что после службы прошло уже 25 лет, ходил по Кронштадту, словно по родной Борисовке. После учебки была служба в Ленинграде и снова в той же части, где нёс службу Василий Андреевич. Совпадения продолжились и в дальнейшей службе – перевод в Таллин. Два года Сергей служил на Балтике, остальное время – на Северном флоте.

В учебке Сергея научили ставить морские мины, обращаться с торпедами. Занятия, ясное дело, не были только теоретическими.

Затем молодой моряк получил распределение в Ленинградскую область на завод, где достраивался новый военный корабль воздушного наблюдения водоизмещением 1 200 тонн. Самая мощная антенна одной из станций корабля позволяла команде наблюдать за воздушным пространством в радиусе 500 км. Вооружение особой секретности судно не имело, так как больше предназначалось для защиты корабля в случае непредвиденных обстоятельств. Полгода Сергею пришлось изучать корабль, его вооружение, оборудование воздушного наблюдения и разведки. После спуска судна на воду принимал участие в его испытаниях, в том числе и ходовых. После приёмки государственной комиссией на корабле был поднят военно-морской флаг. Названия у корабля не было. Он ходил по северным водам под бортовым номером, который являлся его тактическим идентификатором и позывным. После двух лет службы время для Сергея пошло быстрее. Полгода служил на корабле в Таллине, остальное время – в Североморске.

«На корабле, хоть он ещё и не выходил в море, а проходил испытания, мы жили в каютах, стояли на вахтах, – рассказал Сергей Васильевич. – Целый месяц его изучали, особенно запомнилось оборудование и вооружение. Нас обучали и представители завода, на котором корабль строился». 

Не забыл он, как проводились испытания на остойчивость корабля. Таскали по 25 кг железобетонные блоки от одного борта к другому. Проверка эта называется кренование. Специалисты замеряли параметры, всё детально изучили и давали заключение о пригодности корабля к выходу в открытое море. Испытывали системы, проводили учебные стрельбы. Все сдали зачёт, это было своего рода допуском к эксплуатации корабельных систем и оборудования. Когда всё было проверено и получило положительное заключение государственной комиссии, они стали на боевое дежурство. Испытания проходили в Финском заливе, первый крупный переход совершили в Таллин. Шли круглосуточно, несли ночные вахты: всё как положено на боевом корабле. Нельзя сказать, что матрос имеет знания и опыт только по одной специальности. Фактически их несколько. Это разные вахты, действия по тревогам, в том числе и боевым. 

«Не всё мне положено рассказывать, но один секрет раскрою – пришлось не один раз стоять за рычагами ручного телеграфа, по которому передаются команды в машинное отделение. Малый полный, обороты 700 – это на словах. А вообще, чувствуешь ответственность, да и понимаешь, чем может закончиться даже маленькая ошибка по невнимательности», — поделился собеседник.

Как молодой человек, в детстве бегавший босиком по лугу у озера Баланда, несколько раз провалившийся по первому льду на коньках, собиравший грибы в лесу, справился и привык к морской качке, порывистым и жёстким северным ветрам? Сергей Васильевич ответил, что всё дело в адаптации: вначале тяжело, потом привыкаешь. Хотя и не скрывает, что после двух лет службы на флоте, в очередном походе, когда болтанка была запредельной, чувствовал себя крайне неважно, но тем не менее на вахте отстоял без замечаний отцов-командиров. Отстоял вахту и сигнальщик – друг Сергея, находившийся в самой высшей точке корабля. Сергей Васильевич отметил, что тот парень не раскис, а стойко нёс службу, несмотря на кромешный ад, творившийся вокруг.

«В море, когда перед нашей командой ставили задачу, мы выходили в одиночку, – продолжил Сергей Васильевич. – Находились в заданном квадрате неделю, две. Затем нас могли перебросить в другой квадрат. Основная задача – на тех, кто несёт вахту за аппаратурой опознавания. Всё это время службы корабля собирали сведения, потом передавали их по назначению. Часто, как назойливые мухи, нам досаждали натовские самолёты. В основном были норвежские «Орионы». Лётчики наглели да безобразия. Иной раз пролетали над нами, едва не касаясь мачт корабля. Стоишь на палубе и видишь ехидно улыбающуюся, мягко говоря, физиономию лётчика. Мы тоже были не лыком шиты: пушки в полную боевую готовность, чтобы маленько подёргались». 

Вся команда понимала, что такие «шуточки» могут привести к куда более серьёзным последствиям, но и показать себя слабаками они не могли. Раз позволишь, так и вовсе на голову сядут. Несколько раз их преследовали вражеские корабли. Так, дистанцию держат, но уж очень хочется им узнать, чем они занимаются. Вроде бы игра, но хорошо, что всё обходилось без прямого столкновения.

Сергей служил честно и с полной отдачей. То ли так был воспитан, то ли не хотел отстать от отца и дяди. Для него они были примером для подражания. Ещё во время ходовых испытаний корабля командование заметило усердие молодого моряка и поощрило его краткосрочным отпуском. В Борисовке знакомые и друзья встретили Сергея с восторгом: стройный, подтянутый. А мальчишки, глядя на него во всей красе морской формы, бесспорно, испытывали тихую зависть.

В одной песне есть слова, которые говорят о главном для солдата. Все три года службы Сергея ждала его любимая. В скорости после возвращения с флота они создали семью и с тех пор идут по жизни вместе. А сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, вместе занимаются на даче, как и все адекватные люди, хотят мира, чтобы все люди были добрее друг к другу.

«Конечно, ждала с нетерпением, – поделилась сокровенным супруга Сергея Васильевича Надежда Васильевна. – Мне кажется, не было бы разницы, моряк он или танкист, связист или разведчик. Многое зависит от человека. Просто красавец был в морской форме. Вот пролетели больше 40 лет, как мы вместе. Идя по жизни рядом, видели всякое. Главное, что оставались вместе и в радости, и в горе».

День Военно-Морского Флота в их семье всегда отмечают скромно. Шум и безудержное веселье – не в морской крови. Нет у Сергея Васильевича и флага Военно-Морского Флота. А вот шлюпочный флаг, как и прежде, не станет пылиться в шкафу, а ещё раз напомнит о годах суровой морской службы, о друзьях и товарищах, с которыми бок о бок был в военных походах. Безусловно, поздравит друзей-мореманов. А, может, и чарочку поднимет. Тост «За тех, кто в море» ведь не стареет!

Фото: Вадим Цыганко
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Вадим Цыганко
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 11:19
Вячеслав Гладков – о дополнительных мерах поддержки жителей приграничья
Материал
Общество12 июля , 15:12
Власти Белгородской области почтили память героев Прохоровского танкового сражения в 81-ю годовщину
Материал
Общество11 июля , 14:54
Белгородская семья стала одним из победителей конкурса «Это у нас семейное»