Во всех областях жизни на смену старшему поколению всегда приходит новое. Это неизбежно. Сейчас то самое время, когда прославляют Отчизну, в том числе молодые люди. Знакомить с ними читателей в иллюзорном «потом» будет неактуально, потому делать это нужно не завтра, не послезавтра, а уже сегодня. Знакомьтесь: по-дающий, без преувеличения, большие надежды наш земляк Иван Изотов.
Обучался юноша в Новоборисовской школе имени Сырового А.В. с 2009 по 2020 год. После выпуска из образовательного учреждения он не сомневался в выборе будущей профессии. Задолго до этого всё для себя решил, потому и рискнул поступить в один из достойных военно-морских институтов – в Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова.
«Мой прадед воевал за нас и наше будущее в Великой Отечественной войне. Его героизм и героизм других советских воинов заставили о многом задуматься, в том числе о своём предназначении, – рассказывает Иван Изотов. – Уже в осознанном возрасте, когда все детские забавы отошли на дальний план, начал задумываться о своём будущем и будущей профессии. Тогда понял, что хочу служить на военно-морском флоте!».
Однако выбрать ту специальность, с которой хочешь связать всю свою жизнь, – это лишь малая часть предстоящего пути. Пройти его с достоинством, не запнуться и не засомневаться в своих силах – то ещё испытание. И хорошо, когда в моменты испытаний есть поддержка самых близких людей.
«Родители поддержали мой выбор, – добавил парень. – Определившись с вузом и специальностью, отправился сдавать вступительные экзамены. Вместе со мной в Севастополь поехал отец. Он сопровождал меня и, что немаловажно, помогал морально.
Всем абитуриентам необходимо было сдать нормативы для определения физической подготовленности: бег на 100 м, 3 км и подтягивание на перекладине. Я без трудностей сдал вступительный экзамен, так как был хорошо подготовлен физически. Ещё в школе занимался футболом и играл за борисовскую команду «Ворскла».
На одно место в военно-морском училище на специальность «Ракетное вооружение надводных кораблей», куда и хотел поступить Иван, претендовали по четыре абитуриента. Насколько это серьёзная конкуренция – судите сами. Исходя из профессионального отбора, на обучение были зачислены 30 ребят из разных регионов страны, в том числе из Белгородской области.
«Первый день после зачисления я переживал. Думал: «Моё ли это?» – поделился чувствами борисовец. – Конечно, были сомнения. Другой город, незнакомый мне, другие люди».
Практически сразу Иван подружился с товарищами по учёбе. Ведь они все были объединены общими целями и схожими взглядами на жизнь. Обрёл и друга, который, как оказалось, тоже прибыл в училище с Белгородчины, только из Грайворона.
Всех вновь прибывших курсантов разместили в казармах. Привыкнуть к новым, да и чего греха таить, жёстким условиям, которые и способствуют закаливанию духа и выработке дисциплины у только вырвавшимся из родительского гнезда молодых людей, думаю, было непросто. Но и без этого воспитать боевой дух невозможно.
«На первом курсе всё было строго – по Уставу училища, – вспоминает юноша. – Распорядок дня выглядел так: подъём в 6:00, зарядка, водные процедуры, завтрак, в 8:20 подъём государственного флага, с 9:00 до 14:15 – учёба, обед, с 15:00 до 16:00 – свободное время (подготовка формы, приведение себя в порядок), с 16:00 до 19:00 – самоподготовка (выполнение домашних заданий). После того как подготовился к учёбе, выделяется также свободное время на звонок родным. Отбой был у нас в 22:00».
Каждые полгода в училище проверяли знания курсантов. Проходила экзаменационная сессия, как и в обычных институтах. Правда, много внимания уделялось физической подготовке ребят: они сдавали все положенные нормативы. А это и бег на разные дистанции, и силовые упражнения. А поскольку училище военно-морское, то ко всем нормативам добавлялось и преодоление военно-морской полосы препятствий.
Оцениваются физические способности и знания курсантов по балльно-рейтинговой системе. Как рассказал наш земляк, перевод баллов в оценку выглядит следующим образом: от 60 до 74 баллов – три, от 75 до 89 – четыре, от 90 до 100 – пять. Места для несения службы после выпуска из училища распределяются в дальнейшем также по рейтинговой системе: чем рейтинг выше, тем больше шансов у курсанта продолжить службу там, где он сам желает.
«Мы изучали много теории, касающейся в целом направления вуза и в особенности узкой специальности. Изучали технические, тактические характеристики ракет, правила их эксплуатации. Наизусть выучили Корабельный устав ВМФ, – отметил Иван. – Всегда буду помнить нашего преподавателя – капитана первого ранга Владимира Алексеевича Макеева, который помогал мне советами и поддерживал напутственными словами».
Несомненно, самое любимое и интересное время для студентов различных вузов – практика. В ходе этого элемента образовательного процесса каждый может проверить свой потенциал и узнать, на что способен, и самое главное – правильно ли выбрал род деятельности. Ведь познавать теорию – одно дело, и совершенно другое – применять её на практике.
«Конечно, самая любимая часть в обучении – практическая. Ты находишься на борту и своими глазами видишь, как всё функционирует. За время практики изучали материальную часть ракетного комплекса, несли вахту, – делится воспоминаниями выпускник военно-морского училища. – Моя первая практика проходила на фрегате «Адмирал Григорович». Следующая – с выходом в море – на сторожевом корабле «Ладный». На нём пробыли в море семь суток. Это был мой первый опыт. Морской болезни не ощутил, хоть в первый день пребывания в море и столкнулся с лёгким недомоганием».
В июне этого года Иван Изотов с отличием окончил Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова. Ему присвоили звание мичмана.
За несколько лет обучения юноша доказал, в первую очередь, самому себе, на что он способен. За этот небольшой промежуток времени он добился немалых успехов: участвовал в двух парадах Победы – в Севастополе и Москве на Красной площади, получил спортивное звание кандидата в мастера спорта по военному троеборью.
Как считает наш земляк, обучение в военном училище помогает определиться в жизни.
«Там воспитывают тебя не наставники: ты сам воспитываешь себя в тех условиях, в которые помещён. Как ты к этому отнесёшься, так ты и будешь в дальнейшем выполнять все задачи и нести службу», – добавил он.
Скоро борисовец будет служить на малом ракетном корабле «Туча» в должности старшины команды ракетной группы «Калибр». А спустя год вернётся в стены родного училища с целью профессиональной переподготовки и прохождения аттестации для присвоения воинского звания лейтенанта.
Как бы ни складывалась его жизнь, Иван продолжает приезжать домой в Борисовский район. На родной земле его всегда ждут и радуются его победам мама Наталия Каллистратовна, отец Евгений Алексеевич, родные братья Даниил и Денис, все близкие люди и дорогие учителя, оставившие в сердце юноши неизгладимый след.