Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
87.81
+0.07$
95.78
+0.03
+33 °С, ясно
Белгород

Крепкий матросский характер. День Военно-морского флота отмечается в Российской Федерации сегодня

30 июля 2023, 13:00ОбществоФото: Вадим Цыганко

Иван Колмыков родился и вырос в Борисовке.

Идея празднования Военно-морского флота принадлежит Петру I после первой победы военных моряков над шведами в Гангутском сражении. Этот праздник отмечается как в Советском Союзе, так и в современной России. Военно-морской флот нашего государства имеет славную историю. За свершениями, подвигами и победами этого рода войск Вооружённых Сил нашей страны по большому счёту стояли и стоят обыкновенные люди, наделённые стойкостью и удивительно прочным характером.

У Ивана Колмыкова до службы в Военно-морском флоте жизнь проходила так же, как и у других сверстников. Родился и вырос в Борисовке. Cначала учился в школе имени Кирова. Завершил обучение в школе №1. 21 ноября 1968 года был призван в ряды Советской Армии. В составе 120 команды попал на Краснознамённый Северный флот. В начале службы полгода – подготовка в учебном отряде в Северодвинске. Там наш земляк получил прочные знания по специальности радиометриста. Моряки-подводники до сих пор называют радиометристов ушами подводной лодки. Это радиолокация, распознавание «свой-чужой» и многое другое, что очень важно и для живучести подводного боевого корабля, и для успешного выполнения боевых задач. Что такое многое другое? Если без подробностей сказать коротко – ракетные стрельбы. Самолёт-разведчик обнаруживает цель – неприятеля. Радиолокационная станция подлодки принимает сигнал с аппаратуры самолёта-разведчика и выпускает по цели крылатую ракету…

Подводная лодка К-78 проекта 651, переименованная в 1977 году в Б-478, на которой три года служил Иван Колмыков, вступила в строй годом раньше. В конце ноября 1967 года эта лодка была зачислена с состав Краснознамённого Северного флота. Она выполняла задачи боевой службы в Норвежском море и Северной Атлантике. Участвовала в учениях «Север» в Норвежском море, принимала самое активное участие в крупномасштабных учениях в Норвежском море под кодовым названием «Океан». В авральном порядке в составе отряда кораблей была отправлена навстречу американскому авианосцу, идущему в Норвежском море. Были во времена так называемой холодной войны такие «манёвры» на морских просторах, последствия которых иной раз могли вполне закончиться крупномасштабным военным конфликтом. Это случилось весной 1970 года. Во что могло вылиться такое «прощупывание нервов» и боеготовности нашей страны, учитывая наличие огромного количества ядерного оружия и его средств доставки у обеих сторон, можно только догадываться…

«По специальности в учебном отряде нас готовили основательно, – вспоминает Иван Николаевич. – Кроме основной, обучали действиям в различных ситуациях, таких как стрельбы вплоть до выхода из затонувшей подводной лодки. Не просто было мне – парню, выросшему на борисовской земле, освоить всё, что нам преподавали. Но было интересно, и знания мои оценили положительно. После учебного отряда нас перебросили на базу подводных лодок в Западной Лице Мурманской области. Там служил и мой земляк, не так давно ушедший в мир иной, Павел Попов».

Лодка была дизель-электрическая, современная по тем временам, с оружием, о котором вражеские моряки говорили с придыханием и дрожью. На морских просторах она была очень опасна для надводных и подводных объектов противника.

«Фактически начал свою службу на подводном корабле, который после всевозможных испытаний и приёмок буквально за несколько месяцев вошёл в состав флота, –продолжил собеседник. – Вначале принимал участие в подготовке подводной лодки к выполнению поставленной задачи. Готовились тщательно, но о том, что это за задача и куда мы пойдём, знал узкий круг лиц. Шли в подводном положении долго. Только для вентиляции и подзарядки аккумуляторов изредка делали подвсплытие. На поверхность выдвигалось только подъёмно-мачтовое устройство для забора воздуха для дизелей, пополнения запасов сжатого воздуха компрессорами и вентиляции отсеков. Пришли мы в Средиземное море с целью патрулирования. Потом поступила команда всплыть и в надводном положении двигаться по указанному маршруту. Задача была не из простых. Нам пришлось накрывать новое оборудование специальными матами из свинца, чтобы преследующие нас натовские военные корабли с помощью своей аппаратуры не смогли «пробить» наши секреты. Мы шли в надводном положении ещё и для того, чтобы продемонстрировать мощь страны: что у Советского Союза есть новые разработки в области морского вооружения. А самое главное – мы всем нашим противникам утёрли нос: пришли в Средиземное море тихо и незаметно. Нас так и не смогли обнаружить. И самое интересное – мы также тихо и незаметно ушли из Средиземного моря. Экипаж нашей лодки тогда блестяще выполнил поставленную задачу. Командир судна был награждён Орденом «Красного знамени», всему экипажу была объявлена благодарность командующего Краснознамённым Северным флотом».

В разных ситуациях пришлось побывать нашему герою во время похода, который длился три месяца. Случалось, что процент углекислого газа в лодке доходил до критического, так как всплывать на поверхность было строго запрещено. А ещё постоянно повышенная температура, так как на лодке работало много аппаратуры. Одним словом, не курортная обстановка. Вернувшуюся на базу подводную лодку встречали на берегу, словно победителей. И по традиции с жареным поросёнком. Это означало, что лодка выполнила все боевые задачи. Вскоре экипаж был отправлен для отдыха и восстановления сил в Дом отдыха, предварительно передав подводную лодку резервному экипажу.

Служба на флоте не прошла для Ивана Колмыкова бесследно. Как он сам утверждает, он  прошёл стадии возмужания, а его характер обрёл матросскую прочность. И это ему помогает до сегодняшнего дня переживать возникающие трудности, жизненные невзгоды. Хотя та специальность, которую он приобрёл в учебном отряде, не пригодилась ему в жизни. Однажды попробовал себя в электросвязи, но сразу понял, что это дело не для его гражданской жизни. После курсов работал водителем, много лет после окончания техникума трудился в инженерных службах Райобъединения «Сельхозтехника», после распада Союза – в фермерских хозяйствах. Не отказывает и сейчас, если кто-то из аграриев обращается к нему за помощью. Может и сейчас, несмотря на свой возраст, сесть за штурвал комбайна. Да и разве можно ему дать 73? Уверенная походка, крепкое рукопожатие, да и на лице сохранил моложавость. А форму надел – так и вовсе помолодел!

Строки из благодарственного письма Клавдии Николаевне и Николаю Афанасьевичу Колмыковым за подписью командира в/ч 20903 капитана второго ранга Цирюльникова:

«Ваш сын с первых дней службы на корабле показал себя дисциплинированным и исполнительным воином, хорошо освоившим свою воинскую специальность. Стойко переносит все тяготы морской, походной жизни. Является отличником боевой и политической подготовки, специалистом первого класса, хорошим товарищем в нашем коллективе».

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Вадим Цыганко
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 11:19
Вячеслав Гладков – о дополнительных мерах поддержки жителей приграничья
Материал
Общество12 июля , 15:12
Власти Белгородской области почтили память героев Прохоровского танкового сражения в 81-ю годовщину
Материал
Общество11 июля , 14:54
Белгородская семья стала одним из победителей конкурса «Это у нас семейное»